Найти тему

Клубы для рабочих текстильных фабрик архитектора Леонида Веснина

Есть на территории Москвы (а так же в Балашихе и под Серпуховым) несколько зданий-близнецов родом из далеких 1920-х. Интересно на них посмотреть. Первый клуб сильно переделан. Стоит по адресу Михалковская улица, дом 36, корпус 1. Второй сохранился чуть лучше и стоит на улице Сельскохозяйственная, 24.

Это клуб для рабочих текстильных фабрик.

Здание типовое. В начале 1927 года в Москве была создана специальная техническая комиссия с участием архитекторов и инженеров, которые выработали четыре основных типа рабочих клубов. Так среди них был разработан проект клуба типа «А», рассчитанный на фабрики с количеством рабочих от 1000 до 3000 человек с зрительным залом на 500 мест и 10-12 клубными комнатами. Остальные типы клубов были рассчитаны на большее количество мест в зрительном зале. Автор проекта – Леонид Веснин, патриарх конструктивизма, старший из братьев-архитекторов Весниных.

Рабочий клуб текстильной фабрики имени Петра Алексеева (такое название после революции получила бывшая суконная мануфактура Йокиша на Михалковской улице) Леонид Александрович спроектировал в 1927 году, на пике творческого пути (ему тогда было 47).

Дом культуры имени Луначарского в Ростокино был достроен в 1931 и получил свое название потому, что в 1928 году в Ростокино приехал А.В. Луначарский и выступал на митинге рабочих фабрик. Митинг был посвящен 11-й годовщине Советской власти. В тот же день им был торжественно заложен первый камень рабочего клуба Ростокинской текстильной фабрики.  А.В. Луначарский подарил библиотеке клуба 500 книг, когда клуб достроили. Клубом имени Луначарского он стал довольно поздно, сначала назывался Клуб текстильщиков Ростокинской камвольно-отделочной фабрики.

Согласно проекту были предусмотрены: сцена с подсобными помещениями, буфет с выходом на открытую террасу, где летом можно было поставить столики, клубные комнаты для разнообразных кружков, комната для собраний с выходом на новую для того времени плоскую крышу. А также - гардероб, туалеты, курительная комната, помещение для администрации, просторное фойе. Была даже парикмахерская, а в подвале - специально оборудованный тир. Однако рабочим это не нравилось. Претензии к архитектору были простые: нет спортзала, и занятия физкультурой приходилось проводить или на открытом воздухе, или на сцене, а так же клуб не вмещал всех желающих...

Оба московских клуба-близнеца – памятники истории и культуры. Про клубы, построенные по этому же проекту в Московской области мне доподлинно не известно. Съезжу – доложу. Пока же – сходите и посмотрите.