Этим вопросом задался святитель 18 века Тихон Задонский
Давайте проследим за ходом его рассуждений.
Сначала св. Тихон констатирует и подтверждает примером одну грустный, но безусловно верный постулат:
«Так как сердце человеческое ко злу склонно, то удобно обращается ко злу и прельщается, и так зачинает и рождает беззаконие. Так Давид святой, выйдя из дома своего и прогуливаясь по кровле царского дома, увидел жену Уриину, и прельстился, и пал (см. 2 Цар.11.2-4)».
Что ж, безусловная истина – человеческое сердце носит в себе изначальную гниль, порчу и «беззаконие», о котором и говорил святой Давид в своих псалмах.
Поэтому стоит ему увидеть снаружи соблазнительную картину, как эта внутренняя гниль стремится с ней соединиться.
И если ей это удается, если человек не сопротивляется этому соединения, то падение неизбежно.
Но какой же вывод из этого следует?
«Поэтому читаем в истории церковной, что святые от сожития с нечестивыми удалялись. Многие в пустынях предпочитали жить, нежели в городах и селах, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться».
Так, собственно, и возникло монашество. Так, собственно, поступил и сам св. Тихон, удалившись сначала в монастырь, а потом удалившись и от святительского призвания, как тоже связанного с многочисленными искушениями.
Он сам об этом писал, что исполнение святительских обязанностей именно что «повреждало» его, поэтому – поскольку соблазны были выше его сил – ему пришлось от них удалиться на покой в Задонский монастырь.
Ну и что же в итоге?
Причем тут Лот, которого мы упомянули вначале?
«Поэтому весь свет удивляется праведному Лоту, что между беззаконными содомлянами живя, цел сохранился (см. Быт.19). Но святому мужу немалое было мучение видеть и слышать такие беззакония нечестивых людей, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет.2.8)».
Вот, оказывается, чему удивляется святитель вместе со «всем светом». Праведный Лот никуда не уходя от нечестивых – «цел сохранился».
Воистину достойно удивления, практически чудо Божие!..
Что ж, давайте применим к нам и сравним с нами, то о чем мы узнали.
Во-первых, сразу констатируем: мы, от отличие от святителя, в отличие от «всего света» - нечему не удивляемся.
История с Лотом, даже если мы о ней знаем, не вызывает у нас никакого удивления, и уже одно это должно вызывать удивление.
Впрочем, все понятно.
Нам вообще вся описанная в Библии и приведенная на память картина кажется настолько обыденной и «пресной», что мы не находим повода для удивления.
Подумаешь, жил среди нечестивых и беззаконных… Эка невидаль!.. Разве мы сейчас так не живем?!. Всегда люди так жили – так живут и будут жить!..
Так-так.
Но вспомните начало размышлений св. Тихона. Он говорит, что святые люди старались удаляться от сожительства с нечестивыми.
Если нам такая мысль в голову даже не приходит – о чем это говорит?..
Что – догадались?!..
Все верно – мы такие же гнусные и нечестивые, как и все окружающие нас люди. Поэтому нам и в голову не приходит мысль, а тем более в сердце желание – удалиться от таких людей. Мы сами такие.
Как свинье и в голову не придет удалиться от стада, довольно хрюкающего в луже с гниющими отбросами и нечистотами…
Что – вы не согласны?
Увы – есть прямое доказательство.
Про Лота сказано, что он живя между нечестивыми и беззаконными «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2.8)».
А что – мы? Мы тоже ежедневно видим и слышим беззаконные дела. И можно предположить, дела, гораздо более нечестивые и беззаконные, чем те, которые видел и слышал Лот.
Но разве мы мучимся? Смешно… В самом лучшем случае – указываем на них пальчиком, покачиваем этим пальчиком на виду у зрителей и говорим: ай-ай-ай!.. Вот мерзавцы-то!.. Но я-то не такой(такая) точно!.. Видите мой пальчик?
А в худшем - давно уже перестаем что-либо замечать, как человек, привыкший жить в дыму, уже его не замечает.
А все просто – мы такие же точно! Зло, которое у нас внутри, соединилось со злом, которое было снаружи, и поскольку мы против этого соединения не боролись – полностью поглотило нас и стало частью нас самих.
Поэтому мы уже ничего не замечаем, ни от чего не страдаем и не мучимся.
Впрочем, нет… Можем страдать и мучиться как раз от того, что нам не хватает тех свинских мерзостей и беззаконий, которыми беспрепятственно пользуются другие люди. А у нас, видишь ли, есть препятствия…
Мы тоже мученики!.. Как мучаются свиньи, когда их не пускают к корыту или в сточную яму…
Но, может, не мы, может, есть кто-то другой, кто и видит беззакония, и страдает, и мучится от них.
Покажите человека, который мучится, видя окружающие его беззакония!.. А – можете показать? То-то же.
Мы уже давно превратились в тот самый библейский Содом, где уже давно никто ничему не удивляется, ничего не замечает и ни от чего не страдает.
Впрочем, нет – мы стали хуже Содома.
Ведь про Содом наш Спаситель сказал:
«..ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Мф. 11.24-25.
«Тебе» - это каждому из нас сказано, как и России в целом.
В Содоме не было явлено тех чудес, которые за тысячелетнюю историю были явлены в России, но – увы! – мы на все это наплевали и в результате стали хуже Содома.
И суд нами будет страшнее, чем над Содомом.
И не кажется ли вам, что он уже начался?