Найти тему
Александр Дедушка

Почему мы стали хуже Содома? И есть ли среди нас кто-то, подобный Лоту?

Современный Содом
Современный Содом

Этим вопросом задался святитель 18 века Тихон Задонский

Давайте проследим за ходом его рассуждений.

Сначала св. Тихон констатирует и подтверждает примером одну грустный, но безусловно верный постулат:

«Так как сердце человеческое ко злу склонно, то удобно обращается ко злу и прельщается, и так зачинает и рождает беззаконие. Так Давид святой, выйдя из дома своего и прогуливаясь по кровле царского дома, увидел жену Уриину, и прельстился, и пал (см. 2 Цар.11.2-4)».

Что ж, безусловная истина – человеческое сердце носит в себе изначальную гниль, порчу и «беззаконие», о котором и говорил святой Давид в своих псалмах.

Поэтому стоит ему увидеть снаружи соблазнительную картину, как эта внутренняя гниль стремится с ней соединиться.

И если ей это удается, если человек не сопротивляется этому соединения, то падение неизбежно.

Но какой же вывод из этого следует?

«Поэтому читаем в истории церковной, что святые от сожития с нечестивыми удалялись. Многие в пустынях предпочитали жить, нежели в городах и селах, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться».

Так, собственно, и возникло монашество. Так, собственно, поступил и сам св. Тихон, удалившись сначала в монастырь, а потом удалившись и от святительского призвания, как тоже связанного с многочисленными искушениями.

Он сам об этом писал, что исполнение святительских обязанностей именно что «повреждало» его, поэтому – поскольку соблазны были выше его сил – ему пришлось от них удалиться на покой в Задонский монастырь.

Ну и что же в итоге?

Причем тут Лот, которого мы упомянули вначале?

«Поэтому весь свет удивляется праведному Лоту, что между беззаконными содомлянами живя, цел сохранился (см. Быт.19). Но святому мужу немалое было мучение видеть и слышать такие беззакония нечестивых людей, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет.2.8)».

Вот, оказывается, чему удивляется святитель вместе со «всем светом». Праведный Лот никуда не уходя от нечестивых – «цел сохранился».

Воистину достойно удивления, практически чудо Божие!..

Что ж, давайте применим к нам и сравним с нами, то о чем мы узнали.

Во-первых, сразу констатируем: мы, от отличие от святителя, в отличие от «всего света» - нечему не удивляемся.

История с Лотом, даже если мы о ней знаем, не вызывает у нас никакого удивления, и уже одно это должно вызывать удивление.

Впрочем, все понятно.

Нам вообще вся описанная в Библии и приведенная на память картина кажется настолько обыденной и «пресной», что мы не находим повода для удивления.

Подумаешь, жил среди нечестивых и беззаконных… Эка невидаль!.. Разве мы сейчас так не живем?!. Всегда люди так жили – так живут и будут жить!..

Так-так.

Но вспомните начало размышлений св. Тихона. Он говорит, что святые люди старались удаляться от сожительства с нечестивыми.

Если нам такая мысль в голову даже не приходит – о чем это говорит?..

Что – догадались?!..

Все верно – мы такие же гнусные и нечестивые, как и все окружающие нас люди. Поэтому нам и в голову не приходит мысль, а тем более в сердце желание – удалиться от таких людей. Мы сами такие.

Как свинье и в голову не придет удалиться от стада, довольно хрюкающего в луже с гниющими отбросами и нечистотами…

Что – вы не согласны?

Увы – есть прямое доказательство.

Про Лота сказано, что он живя между нечестивыми и беззаконными «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2.8)».

А что – мы? Мы тоже ежедневно видим и слышим беззаконные дела. И можно предположить, дела, гораздо более нечестивые и беззаконные, чем те, которые видел и слышал Лот.

Но разве мы мучимся? Смешно… В самом лучшем случае – указываем на них пальчиком, покачиваем этим пальчиком на виду у зрителей и говорим: ай-ай-ай!.. Вот мерзавцы-то!.. Но я-то не такой(такая) точно!.. Видите мой пальчик?
А в худшем - давно уже перестаем что-либо замечать, как человек, привыкший жить в дыму, уже его не замечает.

А все просто – мы такие же точно! Зло, которое у нас внутри, соединилось со злом, которое было снаружи, и поскольку мы против этого соединения не боролись – полностью поглотило нас и стало частью нас самих.

Поэтому мы уже ничего не замечаем, ни от чего не страдаем и не мучимся.

Впрочем, нет… Можем страдать и мучиться как раз от того, что нам не хватает тех свинских мерзостей и беззаконий, которыми беспрепятственно пользуются другие люди. А у нас, видишь ли, есть препятствия…

Мы тоже мученики!.. Как мучаются свиньи, когда их не пускают к корыту или в сточную яму…

Но, может, не мы, может, есть кто-то другой, кто и видит беззакония, и страдает, и мучится от них.

Покажите человека, который мучится, видя окружающие его беззакония!.. А – можете показать? То-то же.

Мы уже давно превратились в тот самый библейский Содом, где уже давно никто ничему не удивляется, ничего не замечает и ни от чего не страдает.

Впрочем, нет – мы стали хуже Содома.

Ведь про Содом наш Спаситель сказал:

«..ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Мф. 11.24-25.

«Тебе» - это каждому из нас сказано, как и России в целом.

В Содоме не было явлено тех чудес, которые за тысячелетнюю историю были явлены в России, но – увы! – мы на все это наплевали и в результате стали хуже Содома.

И суд нами будет страшнее, чем над Содомом.

И не кажется ли вам, что он уже начался?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц