Независимая компания Nielsen провела глобальное исследование в 2015 году и выяснила, что 66% потребителей согласны платить более высокую цену за экотовары. Но покупатели слишком доверчивы и имеют недостаточно просвещенности.
Сегодня экологичность в тренде и люди активно ей следуют. Осознанная часть населения сортирует мусор, ходит в магазин с шоппером и сокращает углеродный след. Компании, в свою очередь, используют для производства вторичное сырье и осуществляют сбор отходов своего производства от потребителей.
Но далеко не все бренды добросовестно выполняют данные своим потребителям обещания по защите окружающей среды и часто только прикрываются «зеленой» повесткой для увеличения прибыли. Сегодня мы расскажем, что такое гринвошинг и как нас обманывают известные компании.
Что такое гринвошинг
Гринвошинг — это экологический маркетинг, когда покупателей вводят в заблуждение и преподносят свои товары как экологичные, хотя на самом деле они таковыми не являются.
Термин «гринвошинг» в 1986 году ввел эколог Джеем Вестервальд, столкнувшись с одной странной ситуацией в отеле: сотрудники обратились к посетителям с просьбой не требовать от горничных ежедневной замены белья, потому что отель поддерживает экологическую обстановку и сокращает загрязнение канализационных стоков стиральным порошком и мылом. И вроде идея вполне адекватная, но из разговора с сотрудниками выяснилось, что причина совсем в другом: не работала прачечная. Владелец не хотел тратить деньги и отдавать белье для стирки в специальные компании, и ему пришла гениальная идея перевести проблему на экологическую тему. Таким образом, в голову Вестервальда пришел термин «гринвошинг», который в переводе с английского означает: green (зеленый, экологичный) и whitewash (отбеливание, отмывание репутации).
Скандалы из-за гринвошинга
Скандалов из-за гринвошинга случалось немало. Известные бренды, попавшиеся на гринвошинге: H&M, Johnson’s Baby, Yves Rocher и другие. И это только крупный бизнес, а сколько мелких? А все потому, что спрос на экотовары высокий и с каждым днем растет.
Компании, пользуясь заинтересованностью потребителей в экологической повестке, просто сменили цвет упаковки и повысили цену на свой товар. Одним из обманчивых примеров стала американская компания Starbucks, которая в 2018 году объявила об отказе от пластиковых трубочек из-за вреда экологической обстановке, заменив их на крышечки с носиком. Однако позже стало известно, что эти одноразовые крышки еще более вредны для экологии. Тогда компания выкрутилась, объявив о том, что они подлежат переработке. Но как мы знаем, сбор и переработка такого пластика не налажены.
Не меньше отличилась компания H&M. Она стала выпускать вещи с зеленой биркой, которые якобы состоят из натуральной или переработанной ткани. Но как оказалось, это обычные вещи их бренда. Кроме того, компания начала собирать вещи на переработку, но самом деле большую часть сжигала, потому что это было экономически выгоднее.
На лжи попался и европейский концерн Volkswagen, заявивший, что их автомобили с чистым дизелем производят минимальные выбросы. Этот маркетинговый ход помог продать 11 млн авто. Но после независимых исследований выяснилось, что выбросы не только есть, но и превышают допустимые нормы. Это открытие привело к отставке главнокомандующих компании, падению продаж, а на компанию был подан иск на €6 млрд.
Наверное, вы слышали о родниковой воде Waterful в экологичном пакете. На самом деле, вода продается в тетрапаке, который сложно переработать и утилизировать в России. И таких ситуаций множество.
Приемы гринвошинга
Американская компания UL еще в 2007 году выделила семь признаков гринвошинга, по которым можно определить псевдоэкологичный бренд.
Одним из распространенных приемов является использование зеленого цвета, потому что он ассоциируется с натуральностью и природой.
Путает сознание и экологичная картонная упаковка, на которой могут быть изображены зеленые листочки и надпись, вроде: «органик», «экологически чистый продукт» и т.д., что не дает гарантии экологичности.
Туда же относятся надписи «без парабенов», ведь это не значит, что там нет химии.
Кроме того, компания может сажать деревья, участвовать в экоакциях и платить честную зарплату, при этом выпуская далеко не экологичный товар, но у покупателя не возникнет сомнений в честности производителя.
Как не попасться на гринвошинг
Чтобы не попасться на гринвошинг будет достаточно смартфона. Можно скачать приложение EcoLabelGuide, которое поможет отличить придуманные экомаркировки от настоящих.
Как бороться с гринвошингом
Международный рынок запрещает наносить экологический знак без прохождения проверки специалистами, нарушение приведет к миллионным искам и изъятию всей партии.
В России лишь запрещено наносить маркировки «органик продукт» и «органический продукт» без подтверждающего сертификата. А вот маркировки и надписи «эко», «био» и прочие подобные не запрещены.
Несмотря на это, бороться с гринвошингом просто необходимо. Для этого достаточно голосовать рублем, то есть оказаться покупать такие псевдоэкологичные товары.
Экологичная продукция пользуется спросом, но при этом надо помнить про осознанное потребление и не скупать все подряд, а также не забывать про переработку отслуживших товаров и упаковки.