Как подготовить продуктовую стратегию? Часть 1
Разработка продуктовой стратегии является сложным процессом, требующим поочередного анализа продукта от лица пользователей и заинтересованных стейкхолдеров. Одной из основных ошибок продакт-менеджера является неспособность поставить себя на место инвестора или бизнес-заказчика, то есть тех, кто выделяет ресурсы на разрабатываемый продукт. Более того, некоторые менеджеры не учитывают стейкхолдеров вовсе.
Это приводит к тому, что менеджер и бизнес не говорят на одном языке, что затрудняет согласование стратегии и затягивает процесс на несколько итераций.
Ниже приведены советы по разработке продуктовой стратегии, которые помогут избежать таких базовых ошибок:
- Определите своих стейкхолдеров и не забывайте о них во время разработки стратегии.
- Обсудите с заказчиком критерии принятия решения и убедитесь, что он понимает их.
- Соберите контекст о своих пользователях, продукте и конкурентах, обратившись к разным группам.
- Определите, что уже работает хорошо, что стоит улучшить, и что можно сделать по-другому.
- Используйте доступные данные: пользовательские логи и метрики, количество обращений в поддержку, сегментирование пользователей по выручке и оценку доли рынка в сравнении с конкурентами, а также количественные исследования от маркетинга.
Продуктовая стратегия должна показывать этапы развития продукта, объяснять расставленные приоритеты и демонстрировать, как продукт будет влиять на ключевые пользовательские и бизнес-метрики. Главная цель документа – получение дополнительных ресурсов или защита текущих ресурсов перед стейкхолдерами. Кроме того, стратегия поможет синхронизироваться между разными функциями команды по планам релизов, найма, маркетинга и бизнеса.
Разработка продуктовой стратегии включает в себя несколько шагов:
- Форматирование стратегии в виде вопросов-ответов. Менеджер задает себе вопросы, на которые ищет ответы для описания стратегии. Данные записываются в документ вместе с роадмапом запусков.
- Определение ключевых вопросов, которые должна включать стратегия. Это могут быть вопросы о core бизнес-модели, вызовах, перед компанией, проблемах пользователей, ключевых фокусах, ценностном предложении, шагах для реализации, потенциале в терминах ключевых метрик и ресурсах.
- Определение проблем core-продукта. Для этого нужно понимать пользовательский путь (CJM) и ценность, которую компания предоставляет пользователям. Данные можно получить из интервью пользователей и менеджеров по продажам, а также анализа тем и количества обращений в саппорт. При наличии ресурсов полезно провести количественный анализ проблем и отранжировать основные боли пользователей.
- Определение примера стратегии core-продукта. Например, это может быть улучшение и упрощение текущего пользовательского пути для достижения целей, таких как уменьшение жалоб в саппорт, рост LTV, количества подписок или сделок.
- Постановка целей и определение дерева метрик для их достижения.
- Определение ресурсов, необходимых для реализации стратегии.
- Разработка готовой стратегии, которая включает в себя ответы на ключевые вопросы, определение проблем core-продукта, пример стратегии core-продукта, цели и дерево метрик, а также необходимые ресурсы.
В результате выполнения всех этих шагов будет разработана готовая продуктовая стратегия, которая поможет компании достичь своих целей и решить проблемы, стоящие перед ней.
Итак, на сегодня все! Во второй части статьи вы узнаете больше про метрики, роадмап и защиту стратегии.