Краткая история пенсии в России

Понятие «пенсия» настолько прочно вошло в нашу жизнь, что начинает казаться, будто государство всегда было обязано заботиться о своих гражданах, достигших престарелого возраста. Более того, в настоящее время любые реформы, касающиеся увеличения пенсионного возраста, уменьшения размера обязательной части выплат или пересчета трудового стажа, воспринимаются людьми не иначе, как предательством со стороны государства и вызывают страшное возмущение.

Однако всегда ли пенсионное обеспечение в России было обязательным и гарантируемым для всех слоев общества?

Поищем ответ на этот вопрос.

До начала XIX в.

Первые упоминания о подобии пенсионного содержания относятся к древним временам. На основании летописей можно судить, что князья и воеводы заботились не только о функционировании и боеспособности людей из своих дружин, но и о назначении содержания им в случае ранения и при достижении старости. Однако в данном случае можно говорить лишь о собственной инициативе представителей высшего сословия – со стороны государства об этом пока не шло и речи.

Затем подобную эстафету потихоньку подхватили правители. Так, в 1663 г., при царе Алексее Михайловиче, раненным в бою назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых напрямую зависел от тяжести полученных увечий. Правда, было это далеко не на регулярной основе, да и эти денежные выплаты могли быть заменены предоставлением поместья или прибавкой земель к уже имеющимся владениям.

Петр I продолжил и расширил данную традицию, издав указ «О пенсионе бывшим военным», в котором говорилось: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Однако, данный Указ по сути своей распространялся только на офицеров, у большинства из которых и так были поместья, приносящие им хорошее содержание. Поэтому в те времени нуждающихся в «пенсионе» было совсем не много.

Екатерина II в 1763 г. повелела ежегодно отпускать из казны 50 000 рублей на пенсии отставному генералитету. К концу ее царствования сумма возросла уже до 300 000 рублей.

В 1803 г. Александр I повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшими инвалидами по ранению, при наличии 20-летней выслуги.

📌
Вывод: до начала XIX в. назначение и выплата пенсий зависели исключительно от воли монарха и назначались лишь высшему воинскому составу. О пенсионном обеспечении гражданских лиц государство не заботилось.

С начала XIX в. до 1917 г.

Первое детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято при Николае I. 6 декабря 1827 г. был издан указ, по которому все обладатели классных чинов, военные и гражданские, имели право на получение пенсии.

При этом гражданские чиновники, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, 35 лет – в размере 100% оклада. Таким образом, фактически на полноценную выплату чиновник мог рассчитывать примерно к 60 годам, а этот возраст превышал среднюю продолжительность жизни в России на тот момент.

Также на пенсию имели право отставные офицеры. Для них сроки получения пенсии были меньшими, чем у чиновников: 25 лет выслуги – для полной пенсии, 20 лет – для пенсии в размере 50% оклада.

В 1883 г. С.Ю. Витте предложил законопроект, который был принят в 1903 г. Закон обязывал владельцев предприятий назначать содержание своим работникам в результате полученной ими травмы. Однако на практике выполнение этого законодательного акта зависело исключительно от воли самого владельца предприятия. В результате нередки были случаи, когда рабочий, потерявший трудоспособность, оказывался на улице без средств к существованию.

📌
Вывод: в дореволюционной России пенсионное обеспечение начало свое формирование, но пока еще охватывало лишь незначительную часть населения – в основном тех, кто работал на само государство. Пенсия же простых рабочих зависела от владельцев предприятий.

С 1917 г. по 1991 г.

После социалистической революции в пенсионном обеспечении стали осуществляться радикальные преобразования. Так, сначала были введены пенсии для инвалидов Красной армии, затем – для работников горнорудной и текстильной промышленности, потом – для научных работников и преподавателей. В 50-е гг. пенсионная система сформировалась окончательно и просуществовала вплоть до самого распада СССР.

В то время пенсия назначалась мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии, соответственно, 25-летнего или 20-летнего стажа работы. При этом сам размер пенсионных отчислений составлял половину средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни.

Фактически система пенсионного обеспечения представляла собой систему социального страхования, работавшую по принципу: все организации отчисляют государству налоги, из которых формируется бюджет страны. В свою очередь, из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды, включая строительство дорог, заводов и… выплату пенсий гражданам.

При этом даже самая большая пенсия не могла превышать суммы трех установленных законом минимальных размеров. Более того, в законодательстве не был прописан порядок индексации пенсионных выплат в случае увеличения стоимости жизни. Также не был прописан механизм изменения минимальной и максимальной пенсии. На фоне резкого снижения рождаемости и быстрого роста цен такая система неминуемо должна была прийти к проблеме нехватки денег для выплаты пенсий и падению уровня обеспеченности пенсионеров.

📌
Вывод: пенсионное законодательство «для всех» сформировалось только в 50-е гг. XX в., то есть совсем недавно.

А для тех, кто не хочет вопрос собственной обеспеченной старости отдавать “на откуп” государству, с 24 по 28 апреля пройдет бесплатный курс “
Деньги на пенсии”.

Понятие «пенсия» настолько прочно вошло в нашу жизнь, что начинает казаться, будто государство всегда было обязано заботиться о своих гражданах, достигших престарелого возраста.