Ещё больше полезных и интересных материалов на нашем сайте: https://le.kinzhal.media/bzpc8
Письмо подписчицы:
У меня есть начальница, сейчас она руководит объединённым департаментом маркетинга, пиара и контента. А раньше она занималась только блогом. И потом она ушла выше, а я теперь отвечаю за блог. А она постоянно лезет в то, как я работаю.
Лезет совершенно не по делу: правки чисто вкусовые, докапывается до мышей. Из-за неё работа сильно тормозится, а потом спрашивают с меня. Типа:
— Почему не вышла статья?
— Пришли внезапные правки от Лены, мы задержали.
— Надо было учесть правки и выпустить вовремя.
— Мы не можем за час всё переделать.
— Значит, нужно отправлять заранее
А когда мы отправляем заранее, она говорит «всё хорошо, покажите перед публикацией». И когда показываем, начинаются придирки.
На самом деле она просто лезет не по делу. Без её правок мы могли бы выпустить, никто бы ничего не заметил. Что сделать, чтобы она перестала микроменеджерить мою работу?
Разбирать конфликты нам помогает Анастасия Кузьминкова. Она наставница «Яндекс Практикума» на факультете менеджмента. И ещё по тексту будут комменты от редакции:
Так бывает часто при росте руководителя внутри подразделения: когда он эксперт в каком-то направлении и передаёт своё направление сотруднику. Судя по письму, я чувствую, что ситуация вызывает ваше раздражение и может мешать работе. Вот как можно подойти к этому конфликту.
Мотивы руководителя
Сделаю несколько предположений, почему руководитель может быть вами недовольна.
Руководитель недовольна вашим способом исполнения работы. Когда она выполняла работу, она делала её другим способом и получалось лучше. Возможно, вам действительно есть что улучшить.
Руководитель скучает по своей работе. Новая работа может её не так вдохновлять, как старые задачи. Я часто встречаю такие ситуации, когда руководители думают: «Вот, раньше я была специалистом хоть куда, а сейчас вообще непонятно чем занимаюсь».
Возможно, у неё есть сложности с новой ролью руководителя. Ей легче заниматься старыми задачами: она там отдыхает от руководительской роли.
Увольнение. Иногда так иногда поступают руководители, которые хотят уволить подчинённого. Здесь может быть и личная неприязнь или недовольство работой.
Последний вариант — она относится к руководителям-чайкам: не вкладывается в ваше развитие, но и не доверяет вам. Просто периодически прилетает и вносит разлад в работу команды.
От «Кинжала»: в обычной жизни вредно гадать о мотивах другого человека, нужно прямо об этом спросить.
Но в нашем случае это не те вещи, которые тебе человек скажет прямо в разговоре. Нужна какая-то близость и очень большая степень доверия, чтобы сказать кому-то: «Да, знаешь, я ревную».
Поэтому на этом этапе достаточно предположить, не делая пока никаких выводов.
Что делать
Мы разобрались с собственными и чужими интересами. Теперь запоминаем правило:
Нужно прояснить, что именно не так с работой
Можно назначить встречу своей начальнице и описать ситуацию, как будто это полицейский протокол: вы описываете происходящее сухими фактами, без эмоций.
Если есть хорошие моменты — поблагодарите руководителя за действия, которые помогали решению вопросов. Проговорите общие интересы, например:
«Мне тоже важен результат и репутация в работе с клиентами»
Далее важно выйти на предмет переговоров. Сказать:
«Я вижу, что моя работа не во всём соответствует твоим ожиданиям. Давай договоримся о том, что будет критерием хорошего результата»
Или так:
«Были моменты, когда ты не принимала моё мнение по рабочим вопросам. Можем ли мы договориться о зонах ответственности за результат?»
Важно прислушаться к словам руководителя. Она может сказать что-то конструктивное, а вы через это станете работать лучше.
Помните, что это — вертикальный конфликт. У руководителя есть полномочия и авторитет, к нему придётся прислушиваться. При этом ничто не мешает обозначать свою зону ответственности.
Примеры уточнений, которые могут быть применимы в вашей ситуации:
- «Какие из текстов обязательно показываю тебе, а какие могу отправлять в работу сама?»
- «Чьи замечания блокирующие, а чьи можно учитывать после выхода статьи?»
- «Есть ли случаи, когда я могу отклонять замечания экспертов, если они не влияют на содержание статьи?»
- «Как нам быть, если текст готов к публикации, но появляются стилистические правки?»
От «Кинжала»: обратите внимание, что у вас есть конкретная цель разговора — договориться, где границы вашей сферы ответственности; где вы самостоятельны, а где — нет. Пока вы не договорились, ваша цель не достигнута.
Сам разговор может пойти в какую-то другую сторону. Руководитель может начать вам что-то припоминать из старого. Может быть, разговор станет эмоциональным. Может быть что угодно, но вы держите в голове свою цель.
Это не значит, что нужно стоять над душой, пока вы не добьётесь цели. Может быть, придётся встретиться несколько раз. Но пока вы не установили свою сферу ответственности, эту тему нельзя считать закрытой.
Представьте, что вы вышли за хлебом. В одном магазине не было, а когда вы из него выходили, начался дождь, и вы вернулись домой. Сходить вы вроде сходили, но хлеба так и не принесли. Вот не надо забывать об этой изначальной цели.
Результат разговора
Вы услышите обратную связь по своей работе. Вы поймёте, чего именно ждёт от вас руководитель: что согласовывать, а что нет. Может быть, для вас это «докопалась до мышей», а на самом деле это важная штука для компании, просто вы этого не понимаете. Или, наоборот, руководитель решит провести эксперимент и не лезть в вашу работу какое-то время.
Не забывайте про три вещи:
- Общая цель с руководством и компанией. Если вы хотите работать в этой компании, вам нужно быть в одной команде с руководителем. Вы не можете работать вопреки тому, что от вас требуют.
- Ваши интересы. Компаний много, а вы у себя одна.
- Ваши договорённости. В результате разговора вы к чему-то придёте. Это нужно зафиксировать и не растерять.
Возможно, такой разговор станет отправной точкой к новым отношениям с руководителем или позволит вырасти как профессионалу в своей области.
От «Кинжала»: довольно редко руководителями становятся откровенно глупые люди. Если кто-то стал начальником отдела, обычно это означает, что он себя хорошо проявил. Есть основания считать, что этот человек прислушается к обратной связи от вас и проведёт с вами нормальную беседу.
Не так много в мире руководителей-садистов, которые просто хотят оттягиваться на коллективе. Не так много людей хочет микроменеджерить, имея при этом полную голову других дел.
Представьте, что ваша начальница — не стервозная чайка, которая хочет гадить вам в работу. Представьте, что у неё есть причины беспокоиться за качество выходящих материалов. Представьте, что вы с ней в одной команде, просто этот человек знает немного больше вашего. И с этим — всё получится.