Хороших новостей об экономической ситуации в России в этом году немного. Начало апреля тоже не порадовало: дефицит бюджета на первый квартал достиг 80% запланированного годового, предприятия трясут на предмет доплат за прошлый год. Появились первые предложения повысить налоги.
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Предложение банковских аналитиков о повышении налогов в России сформулировано как прогноз на среднесрочную перспективу: мол, налоги придется повышать, как бы больно это ни было. И действительно, картина, которую рисует Минфин, далека от радужной. Дефицит бюджета составил в первом квартале 2,4 триллиона рублей, или 80% от годового. Предполагалось, что «дыра» не превысит 3 триллионов рублей, или 2% российского ВВП. Этот план составлялся на фоне небывалых доходов от продажи нефти и газа, случившегося из-за повышения цен как ответной реакции рынка на военные действия в Украине. Эффект от санкций против российской экономики в ведомстве Антона Силуанова считали болезненным, но не хуже, чем это было в 2014 году. 2023 год показал, что ситуация очень далека от той, которая была 8 лет назад. Поворот на Восток не компенсировал потери от закрытия европейского рынка, нефтегазовые доходы сократились на 45% в январе-марте, а дисконт на китайские и индийские контракты уменьшаться не хочет.
Денег в Фонде национального состояния, из которого предполагается финансировать дефицит, не прибавляется: ФНБ пополняется за счет излишков доходов от нефти и газа, а они падают. И вот появляются первые прогнозы, что без повышения налогов не обойтись.
По-плохому и по-хорошему
У всех на устах недавний призыв властей к большому бизнесу "сброситься на страну" в размере 300 миллиардов рублей - предложение, от которого нельзя отказаться. В правительстве особо подчеркивают, что отчисления в бюджет одноразовые и налогом не являются. Однако как ни крути, деньги эти пойдут из бюджетов предприятий и уменьшат оборот. К тому же никто не может дать никаких гарантий, что и в будущем Родина не позовет еще раз - или не раз. Параллельно Минфин не сидел, сложа руки, и действовал хорошо знакомыми методами. Количество дополнительных проверок тех же предприятий за 2022 год уже принесли казне в два раза больше: совокупные доплаты составили 675 миллиардов плюс около 11 миллиардов с граждан. Эксперты констатируют, что собираемость налогов в стране очень высокая. Если их поднимать, больше денег в казне может и не оказаться. Бизнес-аналитик Степан Демура напоминает об известной «Кривой Лаферта»: в экономике есть оптимальная налоговая ставка, когда и бизнес доволен, и правительство сыто. Как только она меняется, экономика сжимается, а налоооблагаемая база сокращается.
- Эту точку мы прошли лет пять или шесть назад. А они всё ставку повышают и повышают, вместо того, чтобы снизить резко налоги и дать бизнесу развиваться.
Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник института Центр развития НИУ ВШЭ, напоминает, что в прошлом году было принято решение о повышении налога на прибыль для компаний, которые экспортируют сжиженный природный газ. Потом пришлось его отменять, потому что у Газпрома падали доходы. Однако по иронии судьбы, именно экспорт СПГ, в отличие от трубопроводного газа, вырос в несколько раз. В результате бюджет не получил ничего и не получит и в этом году:
- Повышение налогов в современной ситуации – сложная процедура. В прошлом году для Газпрома повысили НДПИ на 3 месяца. В этом году ситуация другая.Если взять налоги, не связанные с нефтегазовыми доходами, их повышать тоже проблематично. Я не уверен, что в этом году пойдут на такие шаги. Это негативно сказывается на экономике.
По мнению экспертов, повышение налогов – это самый простой путь, потому что легче всего взять и отобрать. Академик Абел Аганбегян полагает, что Минфин именно этим и занимается:
- Цены на металлургию выросли. Давайте с них возьмём деньги! А когда они упали в цене, металлурги, кто-то им дал копейку? Никто не дал! Так же нельзя! Это же отрасль, в которой волатильные цены. Этим отраслям, когда высокие цены, надо оставлять прибыль, чтобы при низких ценах они могли развиваться. Нельзя, если у вас высокая прибыль – отбирать, а если низкая прибыль – не давать.
Налоги с населения
Повально увеличить налоги с населения – такая же плохая идея, говорят экономисты. Реальные доходы в стране уменьшились с 2013 года на 6,5%. Насколько можно восстановить прежний уровень в условиях сокращения экономики, остается загадкой. Тем не менее, повысить подоходный налог в России можно легко, считает Степан Демура:
- Терпилоиды, как в Европе. У нас повысили пенсионный возраст, все спокойно проглотили. А сейчас вообще выступать против правительства… непатриотично.
Уже сейчас начинают облагать налогами доходы от банковских вкладов. До 2023 года был льготный период, с этого года платить будут все – от пионера до пенсионера. Часто можно услышать, что в Европе люди платят налоги до смерти, даже пенсии облагаются подоходным налогом. Мало кто знает, что в России 13% налога вычитаются до выплаты пенсий. Кроме того, есть еще один путь для государства получить свое:
- Пенсионеров по-другому обкладывают. Пенсионеров можно облагать налогами за счёт инфляции – медленнее индексировать пенсии. Инфляция может идти выше, чем индексация пенсий, тем более, потребительской корзины пенсионеров, - говорит Андрей Чернявский.
Российское государство всегда гордилось тем, что подоходный налог с граждан с 90-х годов держится на постоянном уровне в 13%. Эта ставка вводилась на фоне повальной неуплаты населением налогов и разгулом черного и серого рынков. Ситуация изменилась коренным образом, мимо налоговой не проскользнет и мышь. На первый план выходит несправедливость такой системы:
- У нас всё облаг - ается! У нас нет необлагаемого минимума доходов. Во всех странах он есть. Если вы получаете доход ниже определённого уровня, с вас налоги не берут. А у нас берут. 10 тысяч вы получаете – заплатите 13%, 8 тысяч получаете – тоже заплатите, - говорит Абел Аганбегян.
Налоговая ставка не предусматривает никаких послаблений, если в семье есть дети или нетрудоспособные, все платят одинаково, пенсионеры и миллионеры. Или миллиардеры. К слову сказать, Россия вышла на третье место в мире по количеству долларовых миллиардеров. Не это ли повод для правительства пересмотреть политику налогообложения для граждан со сверхдоходами?
- Надо облагать налогом высокие доходы, но дать этим людям возможность: если вы не используете деньги на себя, не на замок, а на учёбу, здоровье, облигации, развитие производства, инвестиции в развитие, с вас не надо брать налоги. На Западе различают личные налоги и капитальные налоги, - полагает Абел Аганбегян.
Между тем, есть много других способов пополнить казну, не залезая в карманы гражданам и фирмам.
Что уменьшит дефицит бюджета
У государства есть возможность мобилизовать дополнительные ресурсы даже в условиях санкций, утверждают экономисты. Есть международные нормативы, когда дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП, а государственный долг – 60%.
- У нас очень низкое соотношение долга к ВВП. Что мешает той же Набиуллиной напечатать деньги? То есть Минфин выпускает облигации, банки скупают, репуют в ЦБ. Ну, чуть повысят долю долга к ВВП. Несмертельно и некритично, поскольку это рублёвый долг, - говорит Степан Демура.
В России внешний экономический долг составляет 66 миллиардов долларов, или 3% ВВП. Для сравнения: в европейских странах заимствования на уровне 85% ВВП, в США – 130%, в Японии еще выше. Если выбирать между «выжиманием кошки», по меткому выражению Степана Демуры, или повышением налогов, и фетишем низкого суверенного долга, с одной стороны, и получением денег на сократившихся, но все еще существующих финансовых рынках, с другой стороны, любой экономист скажет вам, что лучше занять, чем заставлять собственный бизнес и население затягивать ремешки. В странах ОПЕК и в Саудовской Аравии, которые не присоединились к финансовым санкциям, есть 1 триллион долларов, который просто некуда девать. У нового стратегического партнера России – Китая – есть 3,5 триллиона долларов. Россия могла бы легко перейти от 3% внешнего долга до 15% - и ничего не случилось бы.
Есть и внутренние резервы, которые не используются правительством.
- Можно мобилизовать ресурсы за счёт частного бизнеса. Не надо у них брать деньги. Надо просто запретить использовать амортизацию на посторонние цели, как это было лет десять назад. Они используют амортизацию, отдают её в виде дивидендов. Из амортизации можно брать деньги. Это огромные средства, - вспоминает хорошо забытое старое академик Аганбегян.
Предприятия тратят деньги на инвестиции из чистой прибыли. Если освободить ту часть прибыли, которая инвестируется, от налогов, тогда доля инвестиций частного бизнеса вырастит на 1 триллион рублей.
Есть еще один нетронутый денежный мешок в стране – активы банков. В них хранится 120 триллионов рублей. Из этих денег банки вносят в основной капитал страны чуть больше 1%, в то время как в других странах эта цифра составляет 10%.
- Вы знаете, что Сбербанк имеет активы столько, сколько весь консолидированный бюджет России? Все налоги, которые мы собираем, все сборы – это меньше денег Сбербанка! Куда он девает свои деньги? Он что, вкладывает, чтобы наша страна развивалась? Ни копейки! Он использует деньги, чтобы обогащаться. Он платит рекордные дивиденды. Рекордные! Никогда в мирные годы он не платил такие дивиденды как сегодня. Ну что это такое?! – возмущается Абел Аганбегян и добавляет:
- Другой пример – банк ВТБ. С учетом банка «Открытие» его активы составляют 24 триллиона рублей.
Как выясняется, есть не один и даже не два пути, как покрыть дефицит бюджета.
- Надо искать источники финансирования бюджета. Пока есть ФНБ, в начале года использовались остатки на счетах. Там были крупные остатки. Кроме того, искать возможности для роста заимствований на внутреннем рынке, - говорит Андрей Чернявский.
В лучшие времена главным органом в стране должен быть бы не Минфин, а Минэкономразвития. Тогда бы, может быть, Россия не была бы слабой страной по инвестициям в основной капитал, а доля инвестиций в экономику знаний – главную составляющую человеческого капитала - превысила бы нынешние мизерные 14%. Но кто говорит, что мы живем в лучшие времена.