Хоть весна уже почти закончилась, мне почему-то захотелось представить читателям очень милый мультфильм 1946 года „Песенка радости“. Это двадцатиминутная лирическая зарисовка о приходе весны, рассчитанная на самого маленького зрителя. Однако мультфильм не лишен и драматических нот, доходящих в кульминационной части до героического звучания.
Маленькие герои мультфильма - девочка, медвежонок и зайчонок - греются у очага, поют песенки, пляшут, ждут птичку-красногрудку, чья песенка волшебным образом пробудит природу. Но их настигают неожиданные испытания. Девочка, рискуя жизнью, спасает птичку и попадает в плен к старухе Полярной ночи. Зверюшки пускаются на поиски, и им почти удается спасти свою маленькую подружку...
Режиссер и сценарист Мстислав Пащенко начал снимать "Песенку радости" еще до Великой Отечественной войны на студии «Ленфильм». Работа шла не быстро, авторы напряженно искали свой собственный подход к теме. Однако война помешала закончить создание ленты. Оставив работу незавершенной, Мстислав Пащенко добровольцем ушел на фронт. Спустя несколько месяцев, в одном из кровопролитных боев тяжелого 1942 года Мстислав Пащенко был ранен. Состояние здоровья не позволило ему снова отправитьсяна фронт и он вернулся к режиссерской работе.
В том числе режиссер решил возобновить съемки "Песенки радости". Поиски ранее созданных материалов на студии «Ленфильм» не дали результатов. В здание сектора цветного кино попала бомба и уничтожила все материалы и оборудование.
Но идея "Песенки радости" оказалась настолько созвучна сложному этапу истории, что Мстислав Пащенко заново начал работу над мультфильмом на студии «Союзмультфильм». Вероятно, пережитое на полях сражений запредельное напряжение всех сил дало автору тот опыт, который был необходим для передачи идеи весеннего возрождения природы, после зимнего почти смертельного окоченения. И поэтому мультфильм являет зрителю таинство спасения весны девочкой ценою собственной жизни.
Историк кино Н. А. Изволов отмечал, что фильм «во многом определил эмоциональные тенденции и стилистические краски отечественной мультипликации».
Режиссёр-мультипликатор И. П. Иванов-Вано писал, что «фильм „Песенка радости“ заставил нас затаить дыхание во время просмотра — таким привлекательно новым, поэтическим чувством вдруг повеяло на нас с экрана».
Критики отмечали «высокий лиризм фильма, его поэтичность и человечность».
Человечность, действительно, и есть главная философская основа фильма. Девочка, не задумываясь, бросается спасать весну. А весна, согревая все вокруг, оживляет и заледеневшую девочку.