1,4K подписчиков

Номады. Военное искусство древних кочевников в степях Евразии.

1,9K прочитали
Изображение на историчность не претендует. Красивое просто
Изображение на историчность не претендует. Красивое просто

Представить сейчас это достаточно сложно, но большую часть своего существования человечество вело кочевой образ жизни. Такая специфика. Куда зверьё, туда и ты. Там без вариантов. Кушать захочешь, пойдешь.

Даже когда 10 000 лет назад (+/- пара тысячелетий) первые группы людей осели на постоянных местах проживания, глобально, для кочевничества ничего не изменилось. Ходили как и раньше. Только промысловая живность кое-где переменилась, в остальном по накатанной схеме.

Но вот когда первый скотовод-кочевник взобрался на спину лошади (или верблюда, что уже от региона зависит), и та не сбросила его на землю, чтобы прихлопнуть копытом, тогда началась совсем другая история.

Военное дело номадов.

Кочевники Евразийской степи – явление уникальное. Многочисленные племена, объединённые в группы народов, благодаря благоприятным климатическим условиям степного пояса и использованию лошади для верховой езды, стали грозной силой в регионе и за его пределами.

Регулярные кочёвки на огромные расстояния, а также постоянная боевая готовность, сформировала среди коневодов Евразии специфическую стратеги ведения войны, не имеющую аналогов в мировой военной истории.

Освоив верховую езду и получив мобильность, степные скотоводы за достаточно короткий промежуток времени освоили огромные пространства от Тувы до Дуная.

Собственно сам Евразийский степной пояс или Великая Степь.
Собственно сам Евразийский степной пояс или Великая Степь.

Они стали силой.

Конница как вид войска, только благодаря кочевникам превратилась в победоносный вид оружия. Причём настолько хороший, что за все этапы существования кочевых народов Евразии, он не претерпел сколько-нибудь серьёзных изменений. Различия были в основном в противоборстве против конкретных противников.

Само военное ремесло кочевых конников раннего железного века условно можно разделить на четыре больших этапа: Киммерийский, Скифо-сакский, Хунно-сарматский и Гунно-сябинский. Каждый из них хоть принципиально и схож с соседними, всё же имеет некоторые различия в вооружении и организации военного дела.

Погнали.

Киммерийский этап X–VII веков до н. э. Ираноязычные племена киммерийского культурного круга, сформированные в степях Алтая и Тувы. Объединённые в родовые общины типа «вождество», они за два века достигли Северного Причерноморья и Предкавказья, откуда весьма эффективно и с размахом совершали грабительские набеги в Центральную Европу, Малую Азию и Ассирию.

Шороху наводили так, что даже пролив между Крымом и Таманским полуостровом, соединяющий Чёрные и Азовские моря, назвали не иначе как «Боспор Киммерийский».

Одни из немногих дошедших до нас изображений киммерийцев. Росписи на вазах
Одни из немногих дошедших до нас изображений киммерийцев. Росписи на вазах

Главным их оружием был лук. В отличии от мечей, топоров или копий, стрельба из лука с коня не требовала резких изменений центра тяжести и уклонения. А знаете что это значит? Всего лишь то, что для эффективного ведения боя, всаднику со стрелковым оружием не особо требовались ни стремена, ни толковое седло.

Безусловно сноровка и выучка имели огромное значение для конника. Но когда ты живёшь на лошади, можно и научиться.

Полный комплект вооружения киммерийского воина формировался из составного лука, собственно стрел (часто бронзовых), мечей, кинжалов и копий с большими наконечниками. Доспехи были, но вероятно только кожаные, возможно с армированным вставками (тут ещё у учёных вопросики).

В целом, для своего времени киммерийская конница (в основном лёгкая) представляла внушительную силу и хорошо помогала доминировать в занимаемом регионе.

Однако у всего есть конец и на смену киммерийцам пришли ещё более сильные племена.

Скифы.

Скифо-сакский период охватывает промежуток между VI–III веками до нашей эры. В это время степью владели культурно родственные друг другу ираноязычные племена. По уровню социального строя они были где-то между монархией и «вождеством», объединяясь в союзы из которых выделялись наиболее энергичные и удачливые лидеры, получавшие статусы «царей».

Такие союзы зачастую были скоротечны и нестабильны. Возможно поэтому скифы и не смогли подмять под себя весь европейский континент. Хотя некоторые признаки говорят, что бремя правления периодически передавалась по наследству, а это о чём-то говорит.

Скифский воин и непосредственно лук скифского типа. По поводу лука: 1. Поручь 2. Разрез поручи. 3. Разрез соединения поручи с плечом лука. 4. Разрез концевой части плеча. 5. Костяные навершия.
Скифский воин и непосредственно лук скифского типа. По поводу лука: 1. Поручь 2. Разрез поручи. 3. Разрез соединения поручи с плечом лука. 4. Разрез концевой части плеча. 5. Костяные навершия.

Как и у киммерийцев, основным оружием скифов был лук. Небольшой, от 60 до 70 сантиметров, он изготавливался из нескольких пород дерева, с применением костей животных. Такое оружие было тугим и мощным, что в умелых руках превращало его в страшный инструмент войны.

Стрелы были от 40 до 70 сантиметров длиной и изготовлялись из тростника или берёзы. Наконечники изготавливались из бронзы и по некоторым античным источникам периодически покрывались ядом.

Из оружия ближнего боя скифы чаще всего пользовались мечами и боевыми топорами. Геродот называл короткие скифские клинки «акинаками» (термин персидский).

Почти всегда в составе вооружения также встречаются один-два дротика или копьё.

Броня у скифских кочевников была. Причём не только кожаная. В богатых раскопах археология фиксирует также чешуйчатые доспехи, дополненные набедренниками и поножами для защиты голеней.

Своеобразной визитной карточкой скифского боевого облачения служил боевой пояс, на который вешались меч, кинжал, точило, боевой топор и горит (колчан для стрел и лука).

Стремян скифские конники также не знали, что в целом не мешало им чувствовать себя уверенно верхом. Сёдла относились к типу так называемых «мягких», сделанных из двух сшитых кожаных подушек, с упорами спереди и сзади, которые помогали удерживаться верхом даже в ближнем бою.

Сами войска уже тогда стали разделяться на лёгкую конницу, вооружённую луками и метательными копьями, и панцирную тяжёлую с длинными мечами (примерно 1 метр) и копьями для ближнего боя.

Военная мысль того времени была весьма специфична и достаточно нова. Дело в том, что в скифский период кочевники столкнулись с новым для себя типом врага в лице оседлых государств Ближнего Востока и античного мира. Глубокие фаланги, ощетинившиеся копьями не позволяли коннице атаковать с наскока. Чтобы проломить оборону, скифы вначале засыпали врага тучами стрел, затем при помощи метательных дротиков формировали брешь в рядах противника и уже после этого вступали в прямой ближний бой.

Есть среди исследователей очень интересный спор о том: умели или нет скифские конники в таранный удар копьем? Долгое время (примерно с середины XX века) считалось, что всё-таки нет. Седло не позволяло. Однако сейчас появляются мнения и исследования, которые хоть и косвенно но дают право на жизнь теории о том, что скифы всё-же обладали навыком такого военного приёма.

Важно отметить, что в горитах кочевников (большой колчан) того времени могло помещаться до нескольких сотен стрел. Видимо такое их количество было обусловлено тактикой, при которой задача была не точно поразить врага, а буквально засыпать его градом, внося сумятицу в ряды и разрывая построения.

Номады того времени были грозной силой, с хорошо продуманной тактикой боя и отлично обученной армией. Однако, несмотря на все плюсы устройства кочевого общества, добиться абсолютной власти им не позволили постоянные междоусобные стычки и в сущности, паразитическую форму существования, при которой они не могли существовать без оседлых племён.

Хунну и сарматы.

Две этнические и политические силы, которые владели Великой Степью со II века до нашей эры.

Их система правления практически не отличалась от скифской. Однако племенам этих народностей удавалось формировать сильные, хоть и кратковременные «кочевые империи», в которых во многом проглядывалась идея полноценного государства.

Территориально племена Хунну располагались ближе к землям современного Китая и соседствовали с другими кочевыми группами, такими как «дунху», и «юечжи». Долгое время хунну были основным противником Китая, однако после череды внутренних военных столкновений и деления на «северных» и «южных» их сила ослабла. В образовавшийся вакуум доминации в середине II века до н. э. ворвались племена «сяньби», которые на время вытеснили оппонентов на задворки истории.

Сарматы же располагались значительно западнее Хунну, в районе Аральского моря. По происхождению они были родственны своим восточным соседям – «юеджи» и «усуням» и представляли собою большой массив ираноязычных племен, объединённых именем «сарматы» в греческих и римских трактатах.

Почти шесть столетий со II века до н. э. до IV века уже нашей, сарматские племена кочевали на пространствах от Аральского моря до Дуная.

По сообщениям Страбона, сарматские племена разделяли сферы влияния в зависимости от региона проживания. Так в бассейнах Урала, Волги, а также Дона проживали аорсы, на Кубани – сираки, между Доном и Днепром – роксоланы, а западнее Днепра – языги.

Примерно в I веке нашей эры из Внутренней Азии в Восточную Европу хлынула новая сила в виде мощного кочевого объединения – аланов. Они вынудили племена языгов уйти дальше на запад ближе к римской провинции Паннония (современная Венгрия, север Словении, юго-запад Словакии).

Военное дело сарматских племен многое переняло из восточных традиций и получило сильный толчок технологического развития. Основным оружием оставался также лук, однако вместо «скифской» конструкции, распространение получил так называемый «гуннский» лук, который был больше (до 1,5 метра длиной), тяжелее и соответственно мощнее предшественника.

Собственно гуннский лук. Современная реконструкция
Собственно гуннский лук. Современная реконструкция

Стрелы для такого оружия были от 0,8 до 1 метра длиной и имели тяжёлые наконечники (до 5 см), что сильно поменяло тактику стрельбы номадов. Теперь, приоритет отдавался прицельной стрельбе на поражение, вместо тактики массового обстрела.

Первоначально луки «гуннского» типа фиксировались у племён хунну во II веке до н. э. и уже оттуда распространились у соседей и дальше на запад.

Однако стрелковое оружие было не единственной инновацией в военном деле сарматов. Изменились мечи (они стали длиннее и тяжелее), а также доспехи. Среди знати распространение получила защита ламеллярного типа, в которой удлиненные защитные пластинки скреплялись друг с другом при помощи шнурков и не требовали кожаной основы. Такой доспех был легче и практичнее чешуйчатого, что способствовало его распространению и продвижению.

Тем не менее основной отличительной и запоминающейся чертой сарматов была конечно тактика таранного копейного удара.

Благодаря седлу нового типа с высокими луками всадники получали повышенную устойчивость и возможность нанесения прямого удара копьём на скаку. А благодаря дополнительной защите лошади, всадники-катафрактарии – стали главной военной силой сарматской военной машины.

Хотя панцирная кавалерия была и у скифских племен, из-за отсутствия удобного седла, она не могла наносить сокрушительные удары в тесном строю конной атаки, теряя основное свое преимущество в силе.

Атаковали как правило в плотном строю, ощетинившись копьями до 3-х метров в длину (может чуть больше). Удар получался мощным и сокрушительным. Пробив строй, всадники бросали копья и продолжали бой уже длинными мечами и топорами.

Важно отметить, что применение катафрактариев было не повсеместно. Элита сарматской конницы вступала в бой только тогда, когда требовалось проломить особенно плотные ряды врагов.

***

Также интересной особенностью сарматского мира считается участие женщин в ведении войн. Об этом писал Гиппократ, и это косвенно подтверждают найденные женские захоронения с оружием. Однако эта версия на сегодняшний день не доказана и не имеет достоверных подтверждений. Когда-нибудь учёные докопаются до правды, но это будет несколько позднее…

***

Сарматские племена господствовали в степях Европы вплоть до середины IV века, пока в 375 году не оказались на пути новой волны кочевников – гуннов.

Сам по себе период (III–VI века нашей эры) характерен в первую очередь тем, что в место ираноязычных племён, ведущей силой становятся монголоязычные и тюркоязычные племена.

Хунну, после ряда поражений от соседей, ослабленные внутренними распрями, откочевали на запад в степи Приуралья и Северного Казахстана, где вступив в симбиоз с сарматской культурой, вернулись на арену истории под именем гуннов.

Начав в середине IV века нашей эры путь на запад, они перемалывали встречающиеся им племена, либо истребляя их, либо присоединяя в состав орды.

Сформировав после 375 года нашей эры подобие кочевого государства, они уже в 425-м двинулись дальше на запад, в земли Римской империи.

Собственно именно этот период – время правителя знаменитого гуннского вождя Атиллы, после смерти которого единство орды дало трещину и распалось.

В это же время на севере Китая не прекращались военные распри, изгнавшие на запад хунну, в которых к V веку нашей эры выделились две могучие силы – жуань (в некоторых версиях жуаны / жужаны), которые по сути являлись ответвлением племён упоминавшихся выше сяньби.

Жужанский кагонат просуществовал полтора столетия (с 402 по 555 годы н. э.), пока не был уничтожен ордой аваров.

Военная тактика этого времени особо не изменилась, по сравнению с предшественниками, однако претерпела некоторые дополнения. Так на арену военных действий вошли так называемые рейды. Они могли быть разными по продолжительности, но всегда преследовали одни цели – деморализация противника, захват добычи и демонстрация военной силы и могущества. Причём особенность таких заходов была в том, что удары могли наноситься не только по пограничным участкам, но и тем, что располагались в глубине территорий врага.

Такой тип войны был не слишком затратен и очень эффективен при правильном применении и системном повторении.

***

Дальнейшая история кочевых армий была напрямую связана с двумя великолепными изобретениями – стременами и саблей. Однако этот период относится к средневековью и автор очень слабо соображает в этом периоде истории. Так что уж простите, но про тюркоязычных кочевников прочтите где-нибудь в других статьях.

НЕМНОГО ВЫВОДОВ.

За полторы тысячи лет своего существования, армия скотоводов, севшая на лошадей и взявшая луки за основу вооружения если и меняла свою тактику, то не радикально.

Эффективность изматывающего боя, в котором легко было догнать врага и также легко отступить с поля боя была неоспорима.

Отсутствие постоянных поселений, непрекращающееся движение по бескрайним степям и регулярная боевая готовность со временем сделала из номадов действительно грозную силу. Соперничать с ней могли только такие же кочевники, да внутренние распри между племенами, из-за которых эта грозная сила и терпела большую часть из своих немногочисленных поражений.

Что почитать:

  1. Коллективная монография. Кони, колесницы и колесничие степей Евразии.
  2. А. В. Симоненко. Сарматские всадники Северного Причерноморья
  3. Коллективная монография. "Scythia et Sarmatia"
  4. В. И. Гуляев. Скифы. Расцвет и падение великого царства.

---

На этом всё.

Материал получился большой. Надеюсь было познавательно и интересно.

Комментируйте, подписывайтесь и ставьте большой палец вверх. Спасибо и хорошего дня.