Кто-то хитрый и большой наблюдает за тобой©
А потом оставляет тебя один на один с миром, в котором вещи могут исчезнуть, как и люди.
Писать о таком фильме, как "Скинамаринк" - занятие чрезвычайно неблагодарное. Потому что, если вы всё же решите посмотреть "это", скорее всего итогом будет вопрос "и зачем всё это было?" - и ответа на этот вопрос не последует ни в рамках этого поста, ни за его пределами.
Смысл тут только в том, чтобы покинуть поле смыслов и попробовать прочувствовать ту атмосферу, которую кропотливо пытаются воссоздать авторы.
Хочу добавить, что начиная просмотр я не был осведомлен о хайпе по поводу этой картины, и считаю это большим плюсом - в ином случае, мнение могло исказиться. Вообще, шумиха вокруг этого фильма - отрада и проклятие для автора - с одной стороны, такой фильм должен породить массу страшилок и стать культовым, с другой - просмотр "Скинамаринка" ради того, чтобы быть в теме - самая отвратительная участь такой работы.
В идеале такой фильм нужно включить случайно, перед сном, или когда не спится (он то вас и усыпит - шутка с изрядной долей правды), и погрузиться через сонную пелену в атмосферу детских страхов и тревог, нет, даже просто детского бытия.
На это тут работает нестандартная камера, которая даёт ощущение, будто ты маленький ребенок, бродящий по коридорам и комнатам в полутьме, эта самая полутьма - большую часть времени вообще ничего не видно - и очень особый темп вкупе со звуками и странными визуальными решениями.
Вообще, фильм снят режиссером, поставившим на поток съёмки коротких (и не очень) любительских фильмов - постановок снов, снят он на цифровую камеру в доме детства самого режиссера, и потрачено на всю ленту порядка 15000$ - и то, попробуйте их тут найти.
По поводу сюжета - его здесь не то что нет, просто его пересказ, как и полное понимание, ничего не даст от слова совсем. Тут ходят ноги, открываются двери, пропадают на ваших глазах унитазы, тут разбросанный конструктор освещается синеватыми лучами работающего в ночной темноте телевизора - средства номер один против детских страхов, здесь пропадают и появляются родители, а настоящий телефон оборачивается игрушечным - и на этом не делается акцента.
Теперь по поводу хайпа - фильм породил массу вирусных коротких видео в известной соцсети и тонны текстовых постов. Картину называют второй "Ведьмой из Блэр" - но предупреждаю, по сравнению со "Скинамаринк" "Блэр" - ультрадинамичный экшен с массой событий, перемещений, скримеров и т.д. В конце концов, там в кадре есть персонажи, тогда как в "Скинамаринке" первое лицо в кадре появляется спустя 50 минут.
Я, в общем, не против шумихи вокруг этой работы - меня лишь смущает избирательность аудитории, которая, кажется, решила изобрести себе новый культ, чтоб не помирать от пустоты и зависти к феномену "ведьмы из Блэр". Просто это та же аудитория, которая в том году мощно уронила оценку очень схожему идейно и атмосферно "Сатору", например.
Да, если "Сатор" или недавние "Ведьмы" (которые "Hagazussa") для вас тормозное кино - то "Скинамаринк" вообще набор джэпегов с неудобными углами и отсутствием какой-либо живописной картинки в кадре.
"Скинамаринк" это что-то на стыке названных фильмов, домашнего видео, которое может быть интересно, на первый взгляд, только тому, кто его снимал, и каким-нибудь "Смоляным народом"(он же "Проклятие"), но, опять же, все названные фильмы куда содержательнее в плане сюжета, даже хоум-видео обычно приурочивают к чему-то типа вечеринки, получения грамоты или разбора платяного шкафа. Здесь нет даже этого. Только дверцы шкафа сами открываются, едва различимые в темноты.
Это такая вещь в себе, которую приходится воспринимать "как есть" вместе со спорными решениями вроде исчезающих дверей, которые просто вот пропадают из кадра, никаких спецэффектов (впрочем, кто знает, возможно, в мире детских кошмаров двери пропадают именно так, никаких энергетических лучей).
Это густое атмосферное кино, экспериментальное до мозга костей, при этом не содержащее какого-то осязаемого эксперимента - скорее вместилище опыта восприятия, которое знакомо каждому, кто помнит себя ребенком. Носиться с фильмом действительно не из-за чего, смотреть его сложно и, в общем, незачем, разве что для того, чтобы в конце неясный силуэт отправил тебя спать, а ты осознал, что, оказывается не спишь, хотя тебе давно кажется обратное.
До встречи здесь же и во снах...