Найти тему

Прочитанное в апреле, часть 1: за что оправдываться острову, почему кладоискательство не самое безопасное хобби, а также богатые тоже плачут

Расскажу о девяти книгах, которые я успела прочитать в апреле. Чтение выдалось очень разнообразным: и детектив, и классика, и советская проза, и нон-фик - всего понемногу.

"Оправдание острова" (2020), Евгений Водолазкин

5/10

-2
Первая строка: Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу.

Это третий роман, который я прочла у Евгения Водолазкина, и самый мой нелюбимый, как оказалось. Понимаю, что Водолазкин заложил в книгу очень много всяких смыслов и слоёв, даже почитала его интервью о книге, но этих смыслов я так и не нашла. Возможно, просто не доросла.

Где-то на земле есть Остров (я так поняла, что это символ европейской цивилизации в целом). Остров изолирован от остального мира и развивается в своем темпе. Так, если во всем мире уже есть мобильные телефоны и автомобили, то на Острове до сих пор царит Средневековье. Веками на Острове идет борьба за власть - князья убивают и предают друг друга, воюют друг с другом, а народу от этого, конечно, живется худо, все хотят мира. Что может принести мир? "Только любовь," - как бы отвечает Водолазкин дальнейшим развитием сюжета. Но на мой взгляд именно изображение любви ему меньше всего и удалось - философские размышления, жестокая борьба за власть - это всё да, великая любовь и большая жертва - нет. Не верю, слишком много логики и рациональности в романе, чувств не увидела я.

Поставила 5 из 10, потому что это Водолазкин, а значит русский язык и стиль - на высоте, что уже удовольствие. За содержание и основной смысл поставила бы 0 из 10. Не моя история оказалась.

Наблюдая за нынешним развитием истории, думаю: отчего так жесток интернет? Оттого ли, что пишущие там никому не ведомы? Оттого ли, что пишут те, кто не рожден для публичных высказываний? Прежде ведь всенародно высказываться могли лишь немногие, чье слово было взвешенным, а ответственность осознанной.

"Из Африки" (1937), Карен Бликсен

7/10

-3
Первая строка: Я владела фермой в Африке, у подножия нагорья Нгонг. Поблизости, всего в ста милях к северу, проходит экватор. Сама ферма располагалась на высоте более шести тысяч футов над уровнем моря. В разгар дня там создавалось впечатление излишней близости к солнцу, зато раннее утро и вечера были прозрачны и приносили облегчение, а ночами бывало даже прохладно.

Роман написан в формате монолога, дневниковых записок датской баронессы, владелицы кофейной плантации в Африке (Кения). Я обычно романы-монологи не люблю, но тут было не всё так плохо. Знаю, что в 1985 году по книге был снят фильм с одноименным названием, получивший "Оскар" за лучший фильм, что для меня странно, так как не представляю даже, как можно экранизировать дневник - возможно, выделю как-нибудь время и посмотрю.

Итак, о чём книга. Об Африке глазами белого человека, если кратко. Героиня подробно описывает свою жизнь на кофейной плантации в Кении - об отношениях с местным населением и работниками плантации, о доступных развлечениях (охота на львов, полеты на аэроплане, поездки в Найроби), о традициях и обычаях африканцев (как вершат суд, как и чем лечатся, как празднуют, в кого верят). Если вы, также как и я, об Африке знаете примерно ничего, то книга достаточно любопытна. Однако если вы любите, чтобы в романе был сюжет, завязка, кульминация, финал, да и вообще чтобы в книге хоть что-то происходило, то роман не для вас. Это чисто медитативное чтение о далекой-далекой стране, "где над баобабами закаты словно кровь"… ну, вы знаете дальше))

Цивилизованные люди утратили вкус к неподвижности, и им следует брать уроки у дикой природы, пока она терпит их присутствие.

"Свидание с Нефертити" (1964), Владимир Тендряков

9/10

-4
Первая строка: Три дня назад он сдал последний экзамен за десятый класс. Позавчера впервые в жизни выпил красного вина на выпускном вечере. Вчера сел на поезд…

Мой первый прочитанный роман советского писателя Владимира Тендрякова, которого я почему-то в своё время упустила из виду, хотя очень люблю советскую прозу и читала её много. Знакомство получилось положительным, поэтому обязательно продолжу.

Только окончивший школу деревенский парень Фёдор Матёрин приехал в Москву, у Фёдора есть две цели - посетить Третьяковскую галерею и узнать, как поступить в художественный институт, так как больше всего на свете Фёдор мечтает стать художником. И талант у Фёдора есть, и Третьяковка - вот она, только открытия дождаться, но есть одна проблема - приехал Фёдор в Москву утром 22 июня 1941 года... Сразу скажу, что книга не о войне, ей уделена всего лишь одна часть из четырёх, это скорее роман взросления наивного не сильно образованного, но очень талантливого деревенского паренька и история становления большого художника.

Как связаны юноша из глухой вологодской деревни и царица Нефертити - не скажу, чтобы не спойлерить самые интересные страницы романа, хотя Тендряков в сравнительно небольшой объём уместил очень и очень многое - и мужскую дружбу, и большую любовь, и предательство, и поиски себя в этой жизни, и студенческое братство, и философские вопросы как то "что есть истина в искусстве" и "что такое талант" - всё это красивым чистым языком, без описания и смакования всяких мерзостей. Я прочитала книгу на одном дыхании и хочу ещё)) Поставила 9 из 10 за концовку, немного смазанный финал получился на мой вкус, а так роман прекрасен, всем советую - добротная пища и для души, и для ума.

Жить в войну — значит ненавидеть сегодня, значит всей, душой, каждой клеточкой тела; любить завтра, верить в него, как в царствие небесное. В дни войны даже чахлые старики произносили слова: «Вот будет мирное время….» — с той наивностью и надеждой, с какой дети говорят: «Вот вырасту большим…» Будет мирное время — будет счастье.

"Александр Македонский, или Роман о боге" (1958), Морис Дрюон

8/10

-5
Первая строка: Я – Аристандр из Тельмесса. Это моя стела. Я лучший из лучших, мудрейший из мудрых, образованнейший из образованных. Боги избрали меня за способность к познанию и отметили своим светом. С детства я чувствовал в себе силы и готовность к исключительным деяниям.

Биография Александра Великого от французского мастера исторического романа Мориса Дрюона. Рассказ строится в формате воспоминаний главного советника Александра и оракула-предсказателя Аристандра, который был свидетелем рождения "царя царей", его взросления и возмужания, а потом и смерти.

Чтение не простое, так как в основном это монолог, плюс очень много имен собственных цариц и царей тех времен, которые состояли в родстве друг с другом, но таком запутанном, что запомнить это просто нереально. Например, родная сестра Александра, Клеопатра, была выдана замуж за своего родного дядю, брата их матери. Таким образом, их отец, Филипп, стал тестем собственного шурина. Также очень много названий древних царств, городов и богов - все это я постоянно гуглила, что занимало много времени и чтение книги сильно тормозило. Да и в целом книга больше похожа на нон-фик, чем на роман, не смотря на название.

Сам главный герой симпатий у меня не вызвал, чем Александр так уж велик я не сильно поняла. Судите сами: родился в семье царя, с детства был наследником трона, отец его Филипп полностью завоевал для него Грецию, воспитание получал самое лучшее по тому времени, как умственное так и физическое, с детства имел все, что пожелает, все вокруг считали его сыном Бога и обращались с ним соответственно. Такой вот старт был у юноши. Даже по современным меркам не хило. Сам Бог велел ему продолжить начинания отца и после Греции завоевать еще и Персию, образовав самую большую империю в мире, что он и сделал. Пока все ок. А вот дальше этот ученейший и умнейший правитель, который мог бы выстроить сильное и богатое государство, говорит нет, не хочу быть властителем Македонии, Греции и Персии, а хочу быть "владычицей морскою". И начинает перемалывать в мясорубке своей гордыни целые народы, города и страны. Зачем? Ответа нет. Александр в итоге откусывает кусок пирога, который не в силах прожевать, и умирает, вся его империя, наспех сшитая белыми нитками тут же разваливается. Война ради войны - не могу такое понять, знакомиться с биографией героя глубже вряд ли буду. Просто для повышения собственной образованности, как говорил почтальон Печкин, книга вполне хороша.

К вечеру он валился с ног от усталости, но, вместо того чтобы дать ученику отдохнуть, Леонид ставил перед ним какую-нибудь задачу и давал ему час времени на обдумывание ответа.
– Усталость тела, – говорил он, – не должна мешать голове думать.

"Ярмарка тщеславия" (1848), Уильям Теккерей

10/10

-6
Первая строка: Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг. Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь курят, плутуют, дерутся и пляшут под пиликанье скрипки; здесь шатаются буяны и забияки, повесы подмигивают проходящим женщинам, жулье шныряет по карманам, полицейские глядят в оба, шарлатаны (не мы, а другие, чума их задави) бойко зазывают публику; деревенские олухи таращатся на мишурные наряды танцовщиц и на жалких, густо нарумяненных старикашек-клоунов, между тем как ловкие воришки, подкравшись сзади, очищают карманы зевак.

Читаешь Теккерея и понимаешь, что прошло 200 лет, а ничего не меняется, потому, видимо, классика и называется классикой, что актуальна во все времена. Мир так же полон различными Бекки Шарп, которые не остановятся ни перед чем ради достижения славы и богатства. Главное, казаться, а не быть - также распространены жизнь в кредит не по средствам, интриги ради наследства богатой тетушки, желание любыми способами проникнуть в высшее общество. Весь мир - сплошная ярмарка тщеславия. Но чем мне нравится этот роман Теккерея, так тем, что он не только обличает пороки общества, но и дает надежду, показывая, что доброта и скромность хоть и не в моде, но все равно в итоге бывают вознаграждены, а значит надежда есть.

Любовь, скромность, исполнение своего долга - вот те качества, которые никогда не обесценятся, как бы говорит нам Теккерей на примере судеб двух школьных подруг - Ребекки Шарп и Эмилии Седли. Они разные во всем, начиная от достатка и происхождения их семей и заканчивая основными качествами характера. Эмилия - нежная, добрая, скромная, дочь успешного коммерсанта, всю жизнь любит мужчину, за которого ей с детства суждено выйти замуж. Бекки - смелая, порывистая, нагловатая, дочь разорившегося художника и французской танцовщицы, живущая в пансионе из милости. Главная цель в жизни Бекки - заполучить богатого мужа, все равно какого, хоть кривого, хоть хромого.

По началу обе девушки вызывают сочувствие, некоторые перекосы в поведении Бекки я списывала на молодость и присущую ей ветреность, но чем старше становилась Бекки, тем злее и беспощаднее ее выходки и к середине романа она вызывала уже только отвращение, а к концу - просто жалость. С добродетельной Эмилией тоже не все просто, иногда она меня до белого каления доводила своими глупостью и наивностью. Хотелось залезть в книгу и как следует встряхнуть ее. Нельзя быть как Бекки, но и как Эмилия тоже, это другая крайность, которая принесла ей в жизни много несчастья.

В общем, если вы считаете, что классика устарела, то почитайте "Ярмарку тщеславия", узнаете в героях многих знакомых, получите полную инструкцию, как жить на широкую ногу, не имея ни пенни (и что вам потом за это будет), и еще раз убедитесь, что скромность и доброта всегда вознаграждаются.

Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, – разве не с помощью этих великих качеств тупость управляет миром?

"Женщины Викторианской Англии. От идеала до порока" (2013), Екатерина Коути, Кэрри Гринберг

7/10

-7
Первая строка: Брак по любви стал всеобщим идеалом в Англии еще на заре XIX века, что для нас может прозвучать немного странно. Не в том смысле, что брак по любви – это странно, а что бывает как-то иначе. Однако до середины XVII века браки заключались зачастую по решению родителей, которые, в свою очередь, исходили из взаимовыгодного обмена.

Подробное описание быта викторианских женщин - брак, воспитание детей, мода, медицина, образование, питание, традиции и предрассудки. Написано очень сжато, но на удивление не нудно. Снизила оценку за недостаток художественности, часто было впечатление, что читаешь справочник. Однако если вы хотите написать викторианский роман, например, то книга самое то - можно консультироваться с ней по нюансам жизни своих героев.

Я читала книгу параллельно с "Ярмаркой тщеславия" Теккерея, чтобы лучше понять быт того времени, потому мне тоже было довольно любопытно её прочесть. Но к чтению для всех не рекомендую, есть и более захватывающие книги об викторианской Англии.

Ужин на 8 особ (июль). Первая перемена блюд: гороховый суп, лосось под соусом из омаров, вареный окунь под голландским соусом, телятина, тушеная с горохом, бараньи отбивные с огурцом. Вторая перемена блюд: филей оленины, вареная курица под соусом бешамель, ветчина, овощи. Третья перемена блюд: запеченные утки, горох по-французски, салат из омаров, взбитые сливки с клубникой, бланманже, вишневый пирог, творожные пироги, пудинг с глазурью.

"Манускрипт дьявола" (2010), Елена Михалкова

9/10

-8
Первая строка: Книга лежит передо мной. Тонкая, не толще дюйма, и очень легкая. Я нес ее, закутав в плащ, и пару раз по дороге останавливался, чтобы проверить: не выпала ли она, не исчезла ли. Ночь тяжело дышала за моим плечом, и я оборачивался через каждые десять шагов, пока не понял, что слышу собственное дыхание.

Я продолжаю читать детективы Елены Михалковой по порядку их написания, данная книга была десятой по счету, но стала первой в моем личном рейтинге. Чуть снизила оценку, так как не хватило мне немного расследования, всех этих разгадок шифров - проще говоря, хотелось ещё.

По сюжету из своей квартиры пропадает девушка, которая увлекалась расшифровкой манускрипта Войнича. Так совпало, что она еще и дружила с парнем, который увлекался отыскиванием кладов. Чтобы найти девушку, сыщикам Макару Илюшину и Сергею Бабкину первым делом нужно понять, зачем же ее похитили? Из-за манускрипта или из-за дружбы  кладоискателем? Параллельно автор переносит нас в средневековую Прагу и рассказывает свою версию возникновения загадочного манускрипта Войнича, до сих пор неразгаданного. Читается на одном дыхании, главного злодея я, конечно же, не угадала (никогда не угадываю), но тем интереснее для меня был финал.

Умный человек всегда извлечет пользу из своих неудач, и двойную пользу - из неудач других!

"Проклятое золото Колымы" (2020), Геннадий Турмов

7/10

-9
Первая строка: В конце XIX века семья Мацкевич в Феодосии жила небогато, можно даже сказать, крайне бедно. Шестерых детей трудно было прокормить, одеть и обуть на небольшое денежное содержание пехотного штабс-капитана, к тому же ещё и пьющего. Главным кормильцем семьи была мама, энергичная Юлия Васильевна.

История жизни Евгения Ивановича Богданова, талантливого инженера-изобретателя, прошедшего сталинские лагеря на Колыме. Сам роман в книге занимает 35% (я читала в электронке), всё остальное пространство книги занимают справочные материалы. Почему так? Расскажу свою версию. Как мы видим, книга публикуется в 2020-м году в год смерти её автора. Я думаю, что автор книгу просто не успел закончить и издательство приняло решение печатать как есть.

Я поставила оценку 7 не автору, так как история обещала быть прекрасной, а издательству, которое очень халатно отнеслось к книге и выпустило ее "на отвали". В книге очень много неточностей, которые мог поправить даже неопытный редактор, так что то ли редактора у книги не было, то ли он книгу и не читал даже. Судите сами - муж Леры ушёл от неё накануне их серебряной свадьбы, на тот момент Лере было 37 лет. Она в 12 лет за него замуж вышла? Ага, еще до замужества успела поработать медсестрой во время русско-японской войны. Далее, буквально в следующем абзаце говорится, что через 10 лет муж Леры раскаялся и написал ей и детям покаянное письмо, на тот момент ему, как и Лере, было 60 лет. То есть 37 лет, а через 10 лет - уже 60. И так всю книгу, не буду приводить тут все косяки.

Также автор видимо совсем не успел дописать финал, потому что где-то последняя треть романа теряет свой художественный язык и о последних годах жизни Евгения Ивановича повествует в форме справки. В чем была проблема попросить какого-нибудь писателя не много дописать книгу? В общем, жаль, загубили такую прекрасную историю. Но я все равно советую книгу к прочтению, очень уж судьба необыкновенная в ней рассказана.

Старший врач госпиталя с помощью прикреплённого к ноге сестры милосердия шагомера установил, что за день сестра, переходя от одной кровати к другой, делала около 15 вёрст.

"Тени нашего прошлого" (2019), Сара Блейк

9/10

-10
Первая строка: – Обычная история, – задумчиво произнес мужчина, стоящий у руля, разглядывая красивый заброшенный дом на холме. – Поместье – последнее, что остается от потомственных богачей.

Если кратко описать главную тему романа "Тени нашего прошлого" Сары Блейк я бы сформулировала ее как "богатые тоже плачут". Автор рассказывает нам историю клана Милтонов, американских аристократов и банкиров, из тех, кто прибыл в США пусть и не "Мэйфлауре", но сразу следом. В 20-е гг. 20 века у Милтонов есть всё - деньги, власть, положение в обществе. В первой главе мы наблюдаем как Китти Милтон, жена главы семейства, идёт домой из театра и как раз думает о том, что она - самая счастливая женщина в мире, у неё есть всё, о чём другие даже не догадаются мечтать. Она молода, красива, богата, замужем за мужчиной, который её безумно любит, а она любит его, у них трое очаровательных детей и квартира в самом престижном районе Нью-Йорка.

В таком настроении Китти возвращается домой, идет переодеться в ванную, а когда выходит из ванной видит, как её 5-летний сын Недди падает из только что открытого ею окна. С 14-го этажа. Это не спойлер, мальчик умирает в первой главе. Конечно же, жизнь Китти разделяется на до и после этого момента, прежней она больше никогда не будет. История семьи после трагической смерти Недда рассказывается из прошлого, глазами Китти и её мужа Огдена, и из будущего, глазами их внучки Эви.

Однако книга не только о семейной истории и великой трагедии Милтонов, Сара Блейк в таком небольшом романе умудряется поднять такие темы как нацизм, положение евреев и негров в американском обществе, снобизм белых аристократов. Мне понравилось, что автор только ставит перед читателем неудобные вопросы, не давая на них готовых ответов, она не делит персонажей на положительных и отрицательных, а просто рассказывает их истории, как есть, без малейшего осуждения. Дальше каждый решает сам. "Вот Китти, вот её жизнь и её поступки, вот что она сказала и сделала - хороший человек Китти или нет? А я откуда знаю, сами разбирайтесь," - как бы говорит нам автор. И приходится думать, разбираться, задавать себе неприятные вопросы.

Роман глубоко психологичный, и я понимаю, почему он многим не заходит - чтение трудное, а порою и больное, много надо в себе покопать, чтоб на вопросы автора ответить, а это не всегда приятно.  В общем если вы любите лихо закрученный сюжет, много движухи и драйва, чтоб всё вокруг крутилось и вертелось, то роман Сары Блейк не для вас. Если же есть желание порефлексировать и подумать о важном и вечном, то берите книгу и ныряйте в себя.

Женщина должна оставаться стройной, прямой и подтянутой. Жир – признак плохого воспитания или распущенности. Чрезмерное увлечение едой говорит о слабости ума, недостатке воли и отсутствии честолюбия.

Продолжение следует...