- Мама, мы с Олесей собираемся пожениться, - сказал Вадим Ольге Александровне за ужином.
- Правда? Замечательная новость, сынок, - обрадовалась женщина. – Вы уже подали заявление?
- Пока нет, но на днях собираемся это сделать. И ещё есть новость: ты станешь бабушкой!
- Ой, Вадик, вот это да! Неужели бабушкой стану… - Ольга Александровна смахнула набежавшую слезу. – Счастье-то какое.
- Мам, ну ты чего расплакалась-то? Сама же говоришь: счастье!
- Так от счастья и плачу, сынок. Ты прости меня, я после смерти отца сдала, видимо. Или старею… Но так остро на всё реагирую теперь. И на хорошее, и на плохое. Слёзы близко, как говорят про таких, как я.
- Мамуль, ты у меня совсем ещё не старая, не наговаривай на себя. И у меня к тебе ещё разговор есть.
- Что случилось?- встревожилась женщина, ей казалось, что новостей на сегодня и так более, чем достаточно.
- Как ты смотришь на то, чтобы разменять эту квартиру?
- Как это разменять? – не совсем поняла Ольга Александровна, находившаяся под сильным впечатлением от известий о скором рождении внука и свадьбе сына.
- Мы можем разменять эту квартиру на две, с доплатой, разумеется. Тебе достанется однокомнатная, а нам с Олесей и будущим ребёнком - двушка.
- А на доплату где взять денег? – женщина изменилась в лице, идея с разменом квартиры не пришлась ей по душе.
- Ну у тебя же есть сбережения, от отца остались… - ответил сын.
- Постой, Вадим, а зачем нам разменивать квартиру? После свадьбы вы с Олесей можете жить здесь, места всем хватит. Тем более, малыш родится. Я буду помогать Олесе заботиться о ребёнке. Знаю, как тяжело приходится молодой маме на первых порах.
- Я тоже так думал, мама. Но Олеся категорически заявила, что она не будет жить со свекоброй. Ой, прости, со свекровью…
- Со свекоброй? – Ольга Александровна была в ужасе от услышанного. – Это твоя Олеся так обо мне говорит? Что же я, по её мнению, змея какая-то? Разве я её чем-то обидела?
- Нет, мамочка, конечно же, нет, - поспешил успокоить маму Вадим, мысленно ругая себя за то, что взболтнул лишнего и обидел мать. - Ты у меня самая лучшая и самая добрая мама на свете, но Олеся считает, что между свекровью и невесткой могут быть нормальные отношения, только если они живут подальше друг от друга. Понимаешь, у Олеси мама с мужем развелась как раз-таки из-за сложных отношений со свекровью. Та её ненавидела и поедом съедала. И не успокоилась, пока не развела их с отцом Олеси. Вот Олеся и вынесла урок, что жить нужно отдельно.
- Зачем же судить о людях по одному неудачному примеру из жизни? Мало ли, что там произошло между родителями Олеси. Люди-то разные бывают. Например, у меня была потрясающая свекровь, твоя бабушка Люда. Несколько лет мы жили вместе с родителями твоего отца. И ни разу между нами не возникало ссор, Людмила Ивановна была очень мудрой женщиной. Жалела меня, неумёху и относилась как к дочери. Я же в детском доме выросла, ты знаешь. Когда мы с Василием познакомились, я и варить-то толком не умела, только макароны да яичницу освоила. А Людмила Ивановна меня всему научила. И вкусные супы – борщи готовить, и пироги печь, и за ребёночком ухаживать, она мне так помогала, когда ты родился… Она мне как мама была, с такой любовью я её вспоминаю. Так что сынок, не все свекрови – свекобры, зря так твоя Олеся говорит…
- Понимаю, мам. Да, бабушка Люда была чудесная. Жаль, что рано умерла, мне всего пятнадцать было… Но всё равно Олесю не переубедить, она у меня такая упрямая, как вобьёт себе что-то в голову! Говорит, что двум хозяйкам на одной кухне не место. Да и я не хочу, чтобы вы с ней ссорились.
- Да я как-то и не собиралась с ней ссориться, это она что-то очень уж недружелюбно настроена в отношении меня, как я поняла с твоих слов, - задумчиво произнесла Ольга Александровна. Всё, сказанное сыном, было ей до глубины души неприятно.
- Нет, мамуль, Олеся к тебе нормально относится! Не надумывай себе…
- И поэтому называет меня свекоброй?
- Ой, ну не придирайся к словам, она не тебя имела в виду, а свою бабку, которая её родителей поссорила. Та ещё мегера. А тебя она всегда уважительно называет по имени – отчеству. Да и я не позволил бы плохо о тебе говорить.
- Спасибо и на этом, сын, - грустно улыбнулась Ольга Александровна.
- К тому же, мам, сама подумай, ну зачем тебе одной трёшка?- снова завёл разговор о размене квартиры Вадим.- Уборки сколько лишней. Тебе в однокомнатной даже удобнее будет, а у нас с Олесей семья скоро будет, ребёнок, сама понимаешь… Поэтому, мам, ты подумай всё-таки про размен, хорошо?
- Хорошо, я подумаю, - вздохнула Ольга Александровна.
- Вот и ладно! – обрадовался Вадим, вставая из-за стола. – Спасибо за ужин, мамуль. Как всегда, всё было очень вкусно. Я к Олесе побежал, обещал будущей тёще помочь комод собрать. Не теряй меня, если что, может быть, там и останусь ночевать.
Сын поцеловал мать в щёку и убежал, оставив Ольгу Александровну в полной растерянности. Минут десять женщина сидела как в ступоре, не понимая, что происходит. Предложение разменять квартиру было для неё полной и крайне неприятной неожиданностью.
***
Три года назад Ольга Александровна овдовела. Это было для неё тяжелейшим испытанием. С мужем Василием они прожили чуть более тридцати лет, вырастили сына. Жили супруги хорошо, дружно, понимали друг друга с полуслова и за все годы семейной жизни ни разу серьёзно не поссорились.
Бывали, конечно, разногласия, как и у всех, особенно в первые годы совместной жизни, но Ольга и Василий очень любили друг друга, и поэтому умели находить компромиссы и не позволяли маленькой ссоре разрастись до больших масштабов.
Первое время после смерти мужа, Ольга думала, что и для неё жизнь закончилась, очень она тосковала по своему Васеньке. Но всё-таки женщина нашла в себе силы жить дальше. Единственный сын поддержал, близкая подруга, и, конечно же, любимая работа. Ольга Александровна преподавала математику в техникуме, и любила свою профессию и своих студентов.
Когда Вадим познакомился с Олесей, Ольга приняла девушку очень хорошо. Мать никогда в жизнь взрослого сына не вмешивалась, понимая, что этим может только испортить отношения с ним. Но, конечно, она переживала за сына, поскольку Вадиму было уже тридцать два, а он оставался холостяком и говорил иногда, что не создан для семейной жизни.
А Ольге Александровне так хотелось, чтобы у сына была семья, дети. Ей было тревожно за его будущее. И вот появилась Олеся, в которую Вадим влюбился по-настоящему.
Если уж говорить совсем честно, то нельзя сказать, что Ольга Александровна была в восторге от Олеси. И дело здесь было вовсе не в материнской ревности. Напротив, Ольга мечтала о том, чтобы сын, наконец-то, женился. Но Олеся… Что-то было в этой девушке отталкивающее.
Интеллигентной Ольге Александровне показалось, что избранница сына не слишком хорошо воспитана и грубовата… Но женщина постаралась убедить себя в том, что идеальных людей не бывает, у всех есть какие-либо недостатки, и если её сын полюбил именно эту девушку, значит, и она должна принять её и постараться, если не полюбить, то хотя бы относиться с добром и уважением.
«Хорошая свекровь обретает дочь, а плохая теряет сына», - эту когда-то услышанную фразу Ольга запомнила хорошо, и понимала, что сына потерять она не хочет, и поэтому постарается сделать всё от неё зависящее, чтобы наладить добрые отношения с невесткой.
И вот сегодня сын огорошил известием, что Олеся, оказывается, называет её свекоброй и уже заранее настраивается на конфликтные отношения. Ольге Александровне было совершенно непонятно, почему, ведь она, действительно, относилась к избраннице сына хорошо. Что там себе накрутила Олеся, и почему сын идёт у неё на поводу, женщине было непонятно.
***
Немного придя в себя, Ольга Александровна убрала со стола, включила посудомоечную машину и решила позвонить своей близкой подруге Анфисе, с которой они дружили ещё со студенческой скамьи и привыкли делиться друг с другом всем, что накипело на душе.
- Ну и дела! – воскликнула Анфиса. – Это что же, получается? Олеська эта Вадима против матери настраивает?
- Не думаю, что настраивает, - постаралась заступиться за сына и будущую невестку Ольга Александровна. – Просто не хочет Олеся жить со мной, и поэтому Вадим предлагает разменять квартиру.
- Не вздумай соглашаться! Это твоя квартира. Сын пусть на свою сам заработает! Ишь ты умник какой, квартиру он делить собрался… И вообще, если не хочет Олеся жить у тебя, пусть живут с её матерью или вообще снимают жильё. Почему такой вариант им в голову не приходил, если отдельно хотят жить?
- Не знаю, Анфиса. Дело в том, что Олеся беременна, скоро в декрет, значит, уйдёт. Не потянет мой Вадим на свою зарплату и съём квартиры, и содержание семьи… С дитём-то столько расходов. И одежда, и подгузники…
- Только не говори, Оля, что ты готова разменять квартиру…
- В том-то и дело, что я не хочу! Мы столько лет в этой квартире с Васей прожили, она мне так дорога, каждый уголок дорог… Не хочу я никуда переезжать, но и с сыном рассориться не хочу. В общем, Анфиса, не знаю, что делать. Чувствую себя в тупике.
- Поговори ещё раз с сыном, у вас же всегда были хорошие отношения. Я уверена, что Вадима эта девица накрутила, это явно её идея – квартиру разменять. Интересно знать, почему она своей матери такое не предложит?
- У Олеси младшая сестра есть, да и живут они в двушке…
- Всё понятно, поэтому на твои хоромы позарилась.
- Так ведь, Анфиса, всё равно рано или поздно им моя квартира и достанется! Я же не вечная. А затевать размен я совсем не хочу, - Ольга готова была разрыдаться от нахлынувшей на неё обиды…
- Погоди, Оля, не расстраивайся так сильно, слышу, что голос у тебя дрожит. Постарайся успокоиться, а то опять давление подскочит. Да и вообще, сама знаешь, что от нервов все болячки обостряются. А у тебя и так после Васенькиного ухода здоровье пошатнулось. Вот что, моя хорошая, выпей успокоительное и ложись отдыхать. Утро вечера мудренее, завтра снова поговори с сыном. Он должен понять, что решать свои проблемы за счёт матери - это неправильно!
После разговора с подругой Ольга Александровна немного успокоилась. Как всё-таки хорошо, что есть в её жизни Анфиска. Верная и проверенная временем подруга, от которой не нужно ничего утаивать, и которая всегда найдёт нужные слова, чтобы подбодрить и успокоить.
Женщина выпила успокоительные капли и легла спать, в надежде, что утро, и правда, согласно пословице, окажется мудренее вечера и ей удастся убедить сына, что идея с разменом квартиры – крайне неудачная.