Губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил о том, что поставки белорусской продукции за рубеж будут идти через порты Мурманской области.
Поставки белорусской продукции за рубеж пойдут через порт Мурманска.
За Полярным кругом уже побывала экспертная группа, которая изучила несколько площадок, сообщил Telegram-канал посольства Беларуси в РФ.
Калий пойдет по Северному морскому пути?
После закрытия для белорусских грузов балтийских портов в Литве и Латвии белорусские власти озаботились перспективами экспортных поставок через российские порты. Рассматривались разные варианты, но сейчас, похоже, решено сконцентрировать усилия на Кольском полуострове.
Напомним, что заменить возможности Клайпедского и отчасти Вентспилсского порта попытались с помощью 19 или 20 российских портов, через которые в 2022 году шли белорусские грузы.
Кроме этого, активно обсуждалась возможность то ли постройки, то ли покупки белорусской стороной порта в РФ. Назывались даже конкретные варианты.
Самым вероятным виделся порт "Бронка" (расположенный в Санкт-Петербурге), так как там можно обустроить терминал для перевалки калийных удобрений. Но не так давно появилась информация, что этот современный порт купила российская фирма.
Похоже, что белорусская сторона отказалась от варианта с портом в Ленинградской области, до которого от Солигорска менее тысячи километров (до Клайпеды по железной дороге 673 км), и решила ввязаться в масштабный проект на Кольском полуострове.
Дорогая и бесполезная игрушка?
Отметим, что расстояние между Мурманском и Солигорском (а речь идет прежде всего об экспорте калийных удобрений) по ж/д составляет более 2300 км. Это не только усложняет и удорожает транспортировку калия, но и в разы увеличивает оборот вагонов даже по сравнению с вариантом на балтийском побережье РФ.
Губернатор Мурманской области рассказал о том, что за Полярным кругом побывала экспертная группа (в нее вошли представители министерства транспорта и "Беларуськалия"), изучившая несколько площадок "по документам, по бумагам".
"Сейчас идет детальная окончательная отработка. Мы ждем очередной визит руководства правительства Беларуси в апреле-мае этого года, чтобы зафиксировать площадку, где будет построен этот терминал", – поведал Андрей Чибис СТВ.
По его словам, работа над проектом – в активной стадии. Назвал чиновник и планируемый грузооборот – от 5 до 7 млн тонн. Напомним, что через терминал в Клайпедском порту (на 30 % принадлежащий "Беларуськалию") до 2022 года экспортировалось свыше 10 млн тонн белорусских удобрений.
Ключ в порт в руках РЖД
Важно и то, что Северный ледовитый океан замерзает – судоходство возможно только шесть месяцев в году, для увеличения навигации требуется помощь ледоколов, что удорожает доставку грузов.
О цене проекта для белорусской стороны речи пока не велось, но наверняка придется вложить сотни миллионов долларов. К тому же около 2000 км российских железных дорог могут в любой момент стать для белорусских грузов "золотыми" – если РЖД отменит льготный тариф на перевозку калия.
Без него прибыль от экспорта важнейшего экспортного товара для Беларуси станет мизерной.
Но Андрей Чибис не унывает: "У нас без ограничений выход в Мировой океан, что гарантирует свободу и суверенитет поставки того груза, который есть".
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber