Найти тему

Активные методы релаксации и активизации

Активизация

Метод «Кидаем мячик!»

Цель – «проснуться» перед началом семинара, сконцентрировать внимание.

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10.

Время – 10 минут

Проведение:

Участники сидят в кругу. Ведущий также находится среди участников. Ведущий кидает мячик одному из участников, называя при этом его имя. Задача следующего участника за 1 секунду поймать мячик и кинуть следующему человеку, также назвав его имя. Мячик должен побывать у каждого в руках. Кидать мячик второй раз одному участнику можно только в том случае, если он побывал уже у всех.

Метод «Веселый мяч»

Цель: активизация внимания и поднятие настроения

Численность: 15-20

Время: 10 мин.

Проведение:

Участники встаю в круг. Ведущий вбрасывает мяч с условием, что мяч должен побывать у каждого участника только один раз, при этом каждый участник должен запомнить от кого он этот мяч получил и кому бросил. После заданной последовательности передвижения мяча, мяч снова вбрасывают и следом за ним добавляют постепенно несколько мячей или предметов, которые нужно бросать в определенной последовательности.

Метод «Утренняя гимнастика»

Цель – «проснуться» перед началом семинара, размяться, прийти в бодрое настроение

Численность – неограниченное количество человек.

Время – 10 - 15 минут

Проведение:

Участники встают в произвольном порядке. Главное, чтобы было достаточно места, и не мешала никакая мебель. Ведущий предлагает кому-нибудь из участников начать рабочий день семинара, выступив спортивным инструктором, или эту роль он может оставить себе. Спортивный инструктор включает музыку и просит участников повторять за ним спортивные упражнения. Таким образом, участники делают утреннею гимнастику.

Примечание:

Упражнение обязательно должны быть не сложными, чтобы все участники могли их выполнить.

Этот метод можно применять и в течение дня, чтобы взбодрить участников.

Метод «Физкультминутка»

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы…

Численность: не ограничено

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Звучит веселая динамичная музыка. Участники встают в круг. В руках у ведущего стопка карточек с изображениями животных. Ведущий подходит к любому участнику, а он называет имя следующего частника и вытаскивает карточку. Участник, имя которого назвали, выходит в круг и показывает какое-либо движение, характерное для этого животного. Вся группа повторяет это движение. Человек, который был в кругу, называет имя следующего и вытягивает карточку и т.д. Каждый участник должен оказаться в круге хотя бы один раз.

Метод «Волна»

Цель – повысить уровень энергии в группе, активно подвигаться перед началом работы.

Численность – неограниченное количество человек.

Время – 15 минут

Проведение:

Участники сидят в кругу на стульях. Один стул не занят, его хозяин стоит в центре круга. Группа должна помешать ему занять свободный стул. Делается это так: стоящий в центре кричит "Влево!", если свободный стул находится слева от него, и все последовательно пересаживаются со своего стула на одно место влево. При этом возникает волнообразное движение. При команде "Вправо!" движение происходит вправо. В этот момент изменения ориентировки у стоящего возникает шанс занять свободный стул. Когда он садится на свободный стул, тот участник, который в это время стоял, должен выйти в центр и водить дальше: его реакция была слишком медленной или он ошибся в направлении. Происходит постоянная смена ролей. Но если стоящему в центре никак не удается занять освободившееся место, он может крикнуть: "меняемся местами!". При этой команде все до одного должны пересесть на другое место, и какой-нибудь освободившийся стул непременно достается водящему.

Метод «Телега и болото»

Цель – «проснуться» после обеденного перерыва, активизировать процесс мышления у участников, прийти в бодрое настроение

Численность – неограниченное количество человек.

Время – 10 - 15 минут

Проведение:

Ведущий раскладывает в центре круга канат. Выбирает одного участника, кто будет изображать одновременно роль трактора и тракториста. Задача этого человека с помощью каната вытащить телегу, застрявшую в болоте. Телега – все остальные участники семинара. Способ, как тракторист будет вытаскивать телегу, он должен придумать сам. Тракторист на тракторе должен быть не только «сильным», но и хорошим менеджером

Метод «Давайте споем!»

Цель – «проснуться» перед началом семинара, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды.

Численность – неограниченное количество человек.

Время – 10 - 15 минут

Проведение:

Если у вас не очень много места для спортивных упражнений, или по какой-то другой причине проведение активных движений может вызвать дискомфорт у участников, вы можете предложить всем месте спеть какую-нибудь веселую, известную песенку. Участники сами могут предложить песенку. Главное, чтобы ее знали все! Например, «В лесу родилась елочка!».

Метод «Командная аэробика»

Цель – повысить уровень энергии в группе, подвигаться, лучше узнать друг друга.

Численность – неограниченное количество человек, но желательно четное.

Время – 8 минут

Проведение:

Для успешного выполнения упражнения участники должны хорошо ориентироваться в пространстве и четко определять положение остальных игроков.

Игроки маленькими шагами (но не бегом!) передвигаются по комнате, причем каждый должен следить за тем, чтобы расстояние между ним и его ближайшими соседями не изменялось при передвижении, и комната была заполнена как можно более равномерно. Время от времени ведущий кричит: «Стоп!» В этот момент все должны замереть на месте и осмотреться. Если комната заполнена неравномерно, необходимо снова как можно равномернее распределиться по комнате, и упражнение начинается снова. Эта часть упражнения продолжается примерно 3 минуты.

На следующем этапе группа должна как можно быстрее поделиться на группы. В этом случае командой будет не просто «Стоп!», а, например, «Стоп три!» Это означает, что все игроки должны тут же разделиться на тройки, причем сделать это так, чтобы равномерно заполнить все пространство игровой комнаты. Ведущий может попросить участников разбиться на группы по пятеро, по двое и т.д.

Еще 3 минуты группа приступает к последнему этапу упражнения. Игроки продолжают двигаться по комнате, а ведущий дает команды образовать различные геометрические фигуры: !Стоп! Четыре круга!.. Стоп! Три квадрата!.. Стоп! Пять треугольников!!..» При этом все участники должны стараться равномерно распределяться по комнате, избегая пустоты и скученности.

Метод «Глухой телефон»

Цель: сконцентрировать внимание участников.

Численность: более 10 человек

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Ведущий выбирает 5 участников и с загадочным видом просит их выйти из комнаты на несколько минут. В это время в классе он говорит фразу, которая несет в себе информацию, например: «Директор хлебобулочного завода Сидоров Андрей Иванович позвонил своему секретарю. Его целью было сообщить Анне Никифоровне (а именно так зовут секретаря) кое-какую информацию. Он передал ей, что его срочно вызвали в Министерство, он задержится там, и аппаратное совещание будет проводить его первый заместитель Николай Антонович. На повестке дня будут стоять несколько вопросов:

1. Заключение договоров с сетью продуктовых магазинов «Астор» о поставке пряников.

2. Физическое воспитание сотрудников.

3. Массовые опоздания заведующих цехов на работу, в связи с чем, они могут быть лишены премий»

После того, как ведущий сказал эту фразу, приглашают первого участника и говорят ему фразу. Задача второго выслушать первого и максимально точно воспроизвести его слова. И т.д.

Примечание:

Метод апробирован на практике, получается очень смешно, непринужденно. Тем не менее, внимание всех концентрируется на информации.

Первоначальный вариант перевирается до неузнаваемости.

Метод «Электрическая цепь»

Цель: взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру для создания комфортной атмосферы.

Численность: 18-20 человек

Время: 10 мин.

Материалы: стол (тумба, стул), и любой предмет, который удобно стоит (толстый фломастер, коробка из-под скрепок, пластиковый кубик, кегля и т.п.)

Проведение:

Участники делятся на две равные группы и становятся друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки. В начале этих цепей на равном расстоянии ставится стол и на него кладется предмет. В конце, на равном расстоянии стоит ведущий и держит за руку последнего участника из каждой цепи.

Все играют молча. Ведущий одновременно сжимает руки последних участников каждой цепи. Получив сигнал от ведущего, участник должен сжать руку своему соседу. Таким образом, сигнал передается по всей цепи. Задача, чтобы сигнал был быстрее передан в начало цепи первый, стоящий у стола участник, получив сигнал должен ухватить, лежащий на столе предмет. Та цепь (команда), которая более слаженно и быстрее передаст сигнал – побеждает. Можно повторять несколько раз.

Метод «Бабушкины ключи»

Цель: взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру для создания комфортной атмосферы.

Численность: 18-20 человек

Время: 10-20 мин.

Материалы: связка ключей и что-нибудь, чем можно обозначить черту, например, 2 листка бумаги, скотч, веревка и т.п.

Пространство шириной 3 метра, длинной 7м. Чем больше участников, тем больше необходимо пространства. Во всю ширину свободного пространства обозначается черта. За чертой встают участники. Перед чертой на расстоянии 0,7м на пол кладутся ключи.

Проведение:

Ведущий: У внуков и внучек есть такое развлечение – подшучивать над бабушкой. Особенно интересно украсть у бабушки ключи и наблюдать, как она их ищет. Я буду бабушкой, а все остальные внуками и внучками. У бабушки на пол упали ключи, ваша задача их стащить. Бабушка что-то готовит, но время от времени оглядывается. При этом она не должна заметить никакого движения. Если она заметила движение, то все возвращаются обратно за линию. Если вам удалось схватить ключи, то бабушка не должна заметить, у кого они находятся. Если заметила, то все опять возвращаются обратно за линию. Игра заканчивается, когда ключи оказываются за чертой.

После нескольких неудачных попыток можно дать команде время на обдумывание стратегии.

Примечание:

Игра не только разминочная. В конце игры можно сделать вывод, что выиграть можно только сообща, причем потребуются люди с разными способностями – самый широкий, самый шумный, самый ловкий и т.д. В некоторых ситуациях различия между людьми важны.

Метод «Хвост дракона»

Цель – встряхнуться, весело и активно расслабиться, почувствовать себя одной командой.

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10.

Время – 10 – 15 минут

Проведение:

Участники становятся в затылок друг другу. Каждый держит за талию стоящего впереди. Теперь голова дракона, то есть участники, стоящие впереди, должна поймать собственный хвост (последнего участника). Участники, стоящие в середине, должны крепко держаться друг за друга, чтобы дракон не развалился. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона, они тоже должны активно подвигаться и развлечься.

Метод «Хвост фазана»

Цель: Встряхнуться, весело и активно расслабиться, почувствовать себя одной командой.

Численность: не ограничено, лучше не менее 10

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Участники становятся в затылок друг другу тремя группами. Каждый держит стоящего впереди за талию.

Тело – 2 чел.

Хвост – остальные участники семинара.

Теперь по команде «головы» фазана, его «тело» начинает «подавать сигналы» «хвосту». Участники «хвоста» разбегаются в стороны, символизируя раскрытие «хвоста». Все участники держатся за впередистоящего и не должны его потерять. После развертывания «хвоста» «голова» подает сигналы и «хвост» сворачивается. Успех разминки достигается умелыми и дружными действиями всей команды.

Метод «Постройся по росту»

Цель – определить, кто из участников занимает какую роль в команде

Численность – неограниченное количество человек, лучше не менее 10.

Время – 10 – минут

Проведение:

Все участники закрывают глаза. Ведущий засекает определенное количество времени (3 минуты), за которое участники с закрытыми глазами должны построиться в колонну по росту. По окончанию игры, участники высказывают свои ощущения от произошедшего, легко ли им было встать на «свое» место.

Метод «Роботы»

Цель – активно и весело подвигаться

Численность – неограниченное количество человек, но не менее 6.

Время – 10 – 15 минут

Проведение:

Участники разбиваются на группы по трое в каждой. Двое становятся спина к спине - это роботы. Третий - инженер, он управляет роботами, мягко изменяя направление их движения. Сами роботы не должны поворачивать голову, они идут мелкими, резкими шажками только вперед. По условиям игры роботов нельзя остановить.

Задача инженера руководить их движением так, чтобы они столкнулись животом к животу. После знака "Старт" роботы движутся прочь друг от друга, поэтому инженеру приходится побегать, чтобы изменить направление их движения. Когда роботы остановлены, участники меняются ролями, нужно чтобы каждый побыл инженером хотя бы раз.

Метод «Переполох на заднем дворе»

Цель: расслабиться после интеллектуальной работы.

Численность: 11 человек

Время: 10 мин.

Проведение:

Руководитель семинара делит участников на пары. Раздает роли (куры, гуси, поросята, лошади, коровы, волк). Участникам предлагается озвучивать роли.

Сюжет: Поздним, поздним вечером волк пробрался на задний двор. Осмотрелся. Куры сидели на жердочке и все о чем-то говорили. Гуси устроились чуть ниже и о чем-то беседовали. Поросята лежали в углу и звонко похрюкивали. Коровки жевали сено и обсуждали события пошедшего дня. Лошадки поддерживали разговор. И тут волку так захотелось присоединиться к их разговору, что он не выдержал и рассказал анекдот. Куры, гуси, коровки, поросята и лошадки услышали его, испугались и громко закричали. Волк удивился, взвыл и убежал восвояси.

Метод «Отвлеки внимание противника»

Цель – сконцентрировать расслабившееся внимание участников

Численность – неограниченное количество человек, но желательно четное.

Время – 10 – 15 минут

Проведение:

Для этой игры каждому участнику понадобятся монеты. Участники разбиваются на пары и встают друг перед другом. Каждый участник протягивает вперед левую руку и кладет в нее несколько монет. В течение всей игры руку необходимо держать перед собой. Цель игры – стараться схватить монеты с руки партнера, с одной стороны, и сберечь свои монеты, с другой. Для этого нужна очень хорошая реакция – как только вы замечаете, что партнер протягивает руку за вашими монетами, мгновенно захлопывайте ладонь.

Однако есть и другая стратегия поведения – можно попытаться отвлечь внимание партнера. Вы можете завести с ним беседу. Попытайтесь найти такую тему, которая по-настоящему интересует вашего партнера. Во время беседы наблюдайте за своим партнером, и если вам покажется, что он так увлекся, что забыл об охране своих «сокровищ», хватайте их! При этом необходимо соблюдать следующее правило: можно только касаться руки партнера, силу применять нельзя. Никаких захватов! Для того чтобы похитить монеты партнера дается ровно три минуты.

Следующий раунд можно сыграть с другим партнером.

Примечания:

В этой игре акценты могут быть расставлены по-разному. У некоторых участников стремление сохранить свои монеты столь велико, что они напряженно следят за руками партнера и не могут сосредоточиться на разговоре. Иногда же интерес к разговору с партнером становится ведущим.

Особый смысл игры состоит в том, что даже если участник игры не забывает о том, что ему надо охранять свои монеты и стремиться завладеть чужими, для достижения успеха в этом он вынужден проявлять повышенное внимание к интересам партнера. При этом то, что зачастую дается с трудом, здесь получается с легкостью. Поэтому эта игра часто освобождает от многих привычных зажимов в общении.

Вы можете сделать правила более жесткими, если сами предложите участникам предмет разговора. Тогда беседа обязательно должна вестись на тему, только что пройденную в группе. Это, конечно, измени атмосферу игры, но в любом случае она обычно проходит чрезвычайно напряженно и оживленно.

Метод «Красная Шапочка и Серый Волк»

Цель – повысить уровень энергии в группе

Численность – неограниченное количество человек

Время – 10 – 15 минут

Проведение:

Участники встают в круг. Ведущий предлагает поиграть в игру, называющуюся «Красная Шапочка и Серый Волк». Красной Шапочкой будет маленький теннисный мячик, который участники должны передавать друг другу по кругу, от первого игрока к следующему. Красная Шапочка бежит от Волка, который подойдет немного позже. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой Волк упорно бежит за Красной Шапочкой в том же направлении. Если он настигнет Красную Шапочку. То она должна будет повернуться кругом и продолжить бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого он просто произносит: «Поворачивай!» Тогда Волк изменит направление своего движения и Красная Шапочка тоже должна изменить направление бега.

Примечания:

В этой игре очень важна скорость реакции. Участники должны следить глазами сразу за двумя объектами, и одновременно реагировать левой и правой руками. Эта «латеральная» активность возбуждает мозжечок, привносит в группу свежую энергию и концентрирует внимание участников.

Можно повысить уровень сложности игры, пустив в бегство от «волка» два мячика – две «Красные Шапочки». Их задача – убегать только от «волка», между собой они могут пересекаться как угодно.

Метод «Пантомима»

Цель: встряхнуться, весело расслабиться.

Численность: от 5 человек

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Ведущий выбирает одного человека, говорит ему на ухо какое-нибудь предложение или словосочетание, например, - идет дождь. С помощью жестов и мимики участник должен объяснить коллегам задание. Кто угадает первый, тому и показывать далее.

Метод «Мышки, домики, землетрясения»

Цель: размяться, переключить внимание.

Численность: не ограничено, но желательно четное

Время: 10 мин.

Проведение:

Двое участников образуют домик, взявшись за руки. Третий внутри домика – мышка. Когда ведущий говорит: «Мышки», - все мышки ищут себе новый домик. Когда звучит: «Домики», - домики ищут новых мышек, а когда «землетрясение», - все разбегаются, меняются ролями и ищут себе новые домики и новых мышек.

Метод «Масти»

Цель: размяться, переключить внимание.

Оборудование: стулья для всех участников, колода карт.

Количество участников: от 10 человек.

Проведение:

Участники сидят в кругу на стульях. Каждый участник берет из колоды одну карту и запоминает ее масть. Затем карты собирают и тщательно перемешивают.

Ведущий стоит в кругу, берет по одной карте сверху и называет ее масть.

Те, у кого масть соответствует названной, пересаживаются на одно место вправо. Если на этом стуле кто-то сидит, участник садится к нему на колени. Задача участников — пересаживаясь, обойти круг и вернуться на свое место. Если у кого-то из участников другой сидит на коленях, он не может перемещаться, даже если названная масть соответствует его масти.

Метод «Новые боевые искусства»

Цель: размяться, переключить внимание.

Численность: не ограничено

Время: 10 мин.

Проведение:

Легенда: Во все времена у мужчин ценилось умение драться без оружия. Как правило, во время таких драк мужчины использовали кулаки, локти, колени и даже головы. Постепенно приемы используемые в драках, совершенствовались, и на основе их возникли настоящие боевые искусства. Сегодня существуют сотни школ боевых искусств, и каждая из них специализируется на ударах определенной частью тела.

Участникам предлагается представить, что недавно появился ряд новых школ. Поэтому им надо показать, как идет подготовка бойцов в этих школах, если известно, что главные удары сторонники нового единоборства наносят, например, животом, плечом, мизинцем, локтём и др. По команде ведущего все участники начинают показывать, как ведётся бой.

Метод «Шериф»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: от 10 человек.

Проведение:

Участники стоят в кругу, в центре ведущий — шериф. Шериф «стреляет» в любого из стоящих в кругу (при этом он делает соответствующий жест и издает громкий звук — ПАФ).

Тот, в кого выстрелил шериф, должен быстро присесть, в то время как его соседи справа и слева стреляют друг в друга (жест + звук). Тот, кто выстрелил позже, считается «убитым» и садится на корточки. Если тот, в кого выстрелил шериф, не успел присесть, то «убитым» считается он. После каждого выстрела шерифа садится только один человек — самый медленный или тот, кто выстрелил по ошибке, не в свою очередь (например, не непосредственный сосед, а через одного).

Когда остается два участника, совершается «дуэль». Двое становятся спиной друг к другу, ведущий начинает счет. На каждое число (произвольно названное, не по порядку) «дуэлянты» делают по одному шагу в направлении друг от друга. Когда ведущий произносит число, оканчивающееся на определенную цифру (по предварительной договоренности), «дуэлянты» поворачиваются и «стреляют» друг в друга. Побеждает самый быстрый.

Комментарии: не стоит проводить эту игру, если в группе есть участники с явно замедленной реакцией.

Метод «Соседи»

Цель: взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную игру для создания комфортной атмосферы.

Время: 10 мин.

Оборудование: стулья по количеству участников.

Количество участников: от 7 человек.

Проведение:

Все участники садятся в круг на стулья, в центре встаёт водящий. Он подходит к кому-нибудь и спрашивает: «Тебе нравятся твои соседи?»

Человек, к которому водящий обращается, может ответить четырьмя способами:

1) «да!» — тогда все сидят, как сидели, а водящий подходит к другому человеку.

2) «Нет!» — тогда его соседи меняются местами, а ведущий должен успеть сесть. Водящим становится тот, кто не сел.

3) «да, но мне не нравятся люди... (например, в белых футболках)» — тогда все, кто в белых футболках, меняются местами, а водящий должен успеть сесть.

4) «Мне вообще никто не нравится» — тогда все меняются местами.

Метод «Гуффи»

Цель: взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру

Время: 10-20 мин.

Оборудование: платки для завязывания глаз для всех участников.

Количество участников: от 8 человек.

Проведение:

Участники закрывают глаза или завязывают их платками. Ведущий подходит к одному из них и на ухо говорит, что он Гуффи. Гуффи открывает глаза. Задание группе: с закрытыми глазами найти в комнате Гуффи.

Участники, встречаясь, должны задавать вопрос: «Ты Гуффи?». Если на вопрос отвечают таким же вопросом, значит, это не Гуффи. Если тот, кому был задан вопрос, молчит, значит, он Гуффи (Гуффи всегда должен молчать).

Если кто-то обнаружил Гуффи, он должен открыть глаза и взяться с Гуффи за руки. Те, кто присоединяются к Гуффи, тоже молчат. Присоединяться к Гуффи можно только с краю. Гуффи растет до тех пор, пока к нему не присоединятся все участники.

Метод «Ветер дует на тех, кто любит...»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: от 10 человек.

Проведение:

Ведущий убирает из круга свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: “Сейчас я в роли водящего буду произносить фразу «Ветер дует на тех, кто…» и прибавлять разные характеристики, например: ‘Ветер дует на тех, кто смотрел фильм «Властелин колец»,…любит мороженое,…любит рок-музыку и т.д.». Соответственно участникам, которые отвечают данным характеристикам (смотрели, любят...), необходимо быстро поменяться с кем-либо местами. При этом я тоже могу занять свободный стул. Кто останется без стула, становится водящим”

Ведущий первые два раза называет характеристики и не занимает свободный стул, а затем наравне с участниками может занимать освободившееся место и участвовать в игре.

Метод «Шумахер»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: от 10 человек.

Проведение:

Стоя в кругу, ведущий, указывает на любого человека и называет какую-либо фигуру. Указанный человек, а также его соседи справа и слева должны изобразить нужную фигуру. Если не сделали это быстро, в течение трех секунд, то стоящий в центре становится водящим. Примеры возможных фигур:

Слон: человек в середине - показывает нос, соседи - уши.

Дерево: в середине - руки вверх, по бокам - в стороны.

Кенгуру: в середине - руки в виде сумки, по бокам - кенгурята.

Обезьяна: в середине - ничего не вижу (рукой закрывает глаза), слева от нее - не слышу (руками закрывает уши), справа - не говорю (рукой закрывает рот).

Шумахер: в середине - держится за руль, по бокам - колеса.

Метод «Обезьяна, слон пальма»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: от 10 человек.

Проведение:

Участники стоят в кругу. В центре тренер. Тренер предлагает участникам три слова и соответствующие им жесты:

пальма – поднять руки вверх, обезьяна – закрыть руками лицо, слон – сложить руки на животе, предложите всем вместе прорепетировать жесты, чтобы убедиться, что все правильно поняли условие.

задание: когда тренер показывает пальцем на кого-то в кругу и говорит какое-то слово, этот человек и два его соседа справа и слева выполняют необходимое движение.

Метод «Пересеки круг»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: от 10 человек.

Проведение:

Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит всех повторять его движения. Если он поднимает руки вверх - все также поднимают руки вверх, если опускает вниз - все опускают вниз. Он поворачивает согнутые в локтях руки направо - значит, и все поворачивают направо, он поворачивает руки налево - все повторяют и т.д. При этом ведущий просит тех участников, которые в процессе упражнения ошибутся, быстро пересечь круг, встать напротив и продолжить делать упражнение на новом месте. Когда участники освоятся, ведущий усложняет задание. Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит участников не повторять за ним движения, а делать прямо противоположное тому, что делает он (например, если он поднимает руки вверх - все должны их опустить, если он поворачивает руки направо - участники должны повернуть их налево и т. д.). Тот, кто ошибся, пересекает круг и продолжает делать упражнение.

Метод «Борцы сумо»

Цель: снятие агрессия, разрядка.

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: от 10 человек (пары)

Проведение:

Участники образуют пары и встают друг к другу спинами на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы можно было развернуться в прыжке. Дальше их задача заключается в том, чтобы изобразить борцов сумо: подготовка к движению (тело напрягается, наклон вперед, колени согнутые, готовность к прыжку и повороту на 180 градусов), затем прыжок и крик. Желающие могут поменяться парами и повторить упражнение.

Метод «Ипподром»

Цель: активизация внимания и поднятие настроения

Численность: не ограничено

Время: 10 мин.

Проведение:

Все участники садятся в круг или полукругом. Ведущий сидит так, чтобы всем было хорошо его видно. Ведущий инструктирует, а группа следует его инструкциям:

• Есть ли у нас ладони? Участники показывают. А коленки? Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе. Медленное похлопывание поочередно ладонями по коленям.

• Кони вышли на старт. Одной рукой бьем по колену, как бы взрывал землю. Старт! Побежали! Быстрое похлопывание.

• Бежим! Бежим! По мостовой - удары кулаками в грудь поочередно (кинг-конг).

• По песочку - быстро тереть ладони друг о друга.

• По болоту - обхватить руками колени, с чавканьем, помогая руками, переставлять ноги (как будто тянем из грязи).

• Барьер! - поднять руки и с громким криком имитировать преодоление препятствия.

• «Финал!» - кричат девушки, «Ура, мы победили!» - кричат юноши.

Метод «Сказка»

Цель: переключение внимания и поднятие настроения

Численность: не ограничено

Время: 10 20 мин.

Проведение:

Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.

Метод «Мяч по кругу»

Цель: взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру

Время: 10-20 мин.

Количество участников: от 15-20 человек.

Проведение:

Участники встают в круг. Руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии. Задание: «катите» мяч по кругу как можно скорее, но не допускайте его падения.

По окончании выполнения задания задайте вопросы:

Можно ли было уклониться от выполнения задания?

Каков психологический смысл задания?

Метод «Тормоз»

Цель: активизация внимания и поднятие настроения

Численность: не ограничено

Время: 10 мин.

Проведение:

Участники стоят в кругу. Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина, например: «тр-тр» и звук, с которым она тормозит, например: «стоп».

Скажите, что вы скажете «тр-тр», стоящий рядом должен сделать то же самое и т.п. Если кто-то скажет стоп, то «движение» начнется в противоположном направлении.

Задайте вопросы:

Какие качества учеников тренирует упражнение?

Каков его психологический смысл?

Метод «Фруктовый салат»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Время – 10 – 15 минут

Количество участников: 15-20 человек.

Проведение:

1. Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула.

2. Группа рассчитывается по принципу: «яблоко», «груша», «виноград», «банан». Каждого просят запомнить «свой» фрукт.

3. Задача группы. Когда водящий назовет какой-то фрукт, например: яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим. Водящие называют разные фрукты, а время от времени говорят: «Фруктовый салат!» Это означает, что все играющие должны поменяться местами.

4. Задайте вопросы:

Какие качества тренирует упражнение?

В чем психологический смысл упражнения?

Метод «Башни»

Цель: Встряхнуться, пофантазировать, переключить внимание

Численность: не ограничено

Время: 20 мин.

Оборудование: газеты, ножницы и скотч.

Проведение:

1. Разделите группу на пять групп по 6 человек.

2. Дайте группам задание: «Постройте башню». Отведите на выполнение задания 10 минут. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы или людей

3. По окончании презентации башен группами, задайте группе следующие вопросы:

Какое лидерство было в вашей группе? Демократическое или авторитарное? Лидера не было вообще? Какие чувства испытывали, что было трудно, что можно было бы изменить.

Можно поставить дополнительное условие — не разговаривать в ходе работы, но и без него эта игра дает богатый материал для анализа. Проследить, как идет работа в каждой подгруппе: кто лидер, кто остался без дела, кто выдвигает идеи и т.д.

Метод «Кенгуру»

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы…

Численность: не ограничено (пары).

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Предложите участникам прижаться друг к другу спиной и сцепиться, переплетя руки в локтях. Попросите их одновременно тихо сказать любое число о 1 до 10.

После этого пусть участники сложат названные ими числа.

Участники, не разъединяясь, должны попрыгать такое количество раз, какое у них получилось при сложении.

Метод «Двое рисуют одним карандашом»

Цель: переключиться, сконцентрировать внимание повысить

Численность: не ограничено (пары).

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Участники садятся парами. Дайте каждой паре по листу бумаги и по карандашу.

Не договариваясь заранее, партнеры в парах, молча, держа вдвоем один карандаш, рисуют на одном листе бумаги.

Задайте вопросы:

Что вы нарисовали?

Как вы решили, кто будет лидировать?

Каков психологический смысл задания?

Метод «Ухо к уху»

Цель: поднять настроение, активно подвигаться

Численность: не ограничено (пары).

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Предложите участникам двигать по комнате в разных направлениях, хаотично.

Скажите, что при команде ведущего, например «Ухо к уху», они должны объединиться по парам (с тем, кто ближе стоит), прислониться ухом к уху партнера и продолжать движение.

При команде ведущего «Спасибо!», все участники продолжают двигаться по одиночке.

Повторите игру несколько раз, меняя команды, например «Нога к ноге», «Спина к спине» и т.д.

Метод «Атака аллигаторов»

Цель: поднять настроение, активно подвигаться

Численность: не ограничено

Время: 10-15 мин.

Проведение:

1. участники разбиваются на группы.

2. каждая группа получает полоску бумаги, на которой они смогут стоять.

3. все команды встают в конец зала.

По команде тренера: «Плывите!» они идут вперед. По команде: «Атака аллигатора!» участники должны быстро встать на лодку, иначе аллигатор их съест.

Вариант: постройтесь по росту.

Задайте вопросы:

Какие навыки развивает упражнение?

Каков психологический смысл упражнения?

Релаксация

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в группе.

Численность – неограниченное количество человек.

Время – 20 минут

Проведение:

Ведущий просит участников принять изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Группа начинает дышать глубже, чем обычно. Участники встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Участники делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась».)

Земля. Теперь участники должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Начните вместе с участниками сильно давить на пол, стоя на одном месте, топайте ногами и даже пару раз подпрыгните верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Участники активно двигаются. Живые, расслабляющие движения рук и ног напоминают огонь. Предложите участникам ощутить энергию в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Принимайте и сами участие в этом упражнении, чтобы неуверенные участники не казались себе нелепыми.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Участники просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Не забывайте участвовать сами.

В конце упражнения помогите участникам восстановить баланс в организме. Спросите: «Что сейчас чувствует ваше тело? Какую его часть вы ощущаете сильнее всего? Какую – меньше всего?» Объясните участникам, что нужно обратить внимание на те элементы, которые было труднее выполнять, пусть они повторят эти элементы, это поможет восстановить внутреннее равновесие.

Чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов, дайте дополнительные 3 минуты времени: участники еще раз проходят все четыре стадии упражнения и может расставить свои особые акценты.

Вот так весело, а главное, творчески можно начать работу с утра или после обеда. Хотя, никто не запрещает использовать эти игры и в перерывах в течение уроков. Главное, чтобы участникам было интересно, весело и их «заснувшие» интеллектуальные и физические силы смогли проснуться!

Метод «Шест»

Цель – прочувствовать командную работу, размяться.

Численность – неограниченное количество человек, но не менее 6.

Время – 10 – 15 минут

Проведение:

Ведущий просит первые шесть человек выйти в центр круга. Участники становятся напротив друг друга и вытягивают согнутые в локтях руки. Пальцы рук, кроме указательных, собраны в кулак. Участники при выполнении упражнения должны обязательно смотреть друг другу в глаза. Ведущий кладет на вытянутые пальцы участников палку. Задача участников молча, смотря друг на друга всем вместе положить палку на пол.

Метод «Энергия - 1»

Цель – повысить уровень энергии в группе

Численность – неограниченное количество человек

Время – 5 минут

Проведение:

Участникам необходимо представить, что внутри них есть некий резервуар, в котором накапливается и хранится энергия.

Участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий произносит инструкция выполнения упражнения.

Сядьте поудобнее, и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха… Представьте себе, что у вас в центре живота находится «резервуар», где хранится ваша энергия. Если хотите, можете представить его и в области груди.

Каждый раз, когда вы делаете вдох, в этот «резервуар» устремляется свежий поток энергии. Там эта энергия собирается и накапливается, пока вы делаете короткий перерыв перед следующим вдохом. Делая медленный и полны вдох, представьте себе, что эта энергия останется в вас надолго… При каждом вдохе представляйте, что в вас что-то начинает светиться. Может быть, вы увидите луч света в своем «резервуаре». Постарайтесь расслабить при выдохе все те части тела, которые не заняты наполнением «резервуара» энергией…

Почувствуйте, как в вашем «резервуаре» становится все больше энергии. Если хотите, окрасьте ее в тот цвет, который вам нравится. Теперь я помолчу, чтобы вы смогли обеспечить себе запас энергии… (1 минута).

Вспоминайте о своем «резервуаре», чтобы черпать из него энергию, когда вы в ней нуждаетесь, особенно в трудных ситуациях. Попытайтесь создать и сохранять запас энергии. Можно начать это делать за несколько дней до важного события, например, спортивного соревнования. Выполнения тяжелой задачи, перед ответственной встречей…

Запомните приятное ощущение, вызываемое тем, что вы сами можете создавать необходимый запас энергии, и подумайте о том, что его надежность зависит и от того, насколько ответственно вы относитесь к необходимости чередовать периоды труда и отдыха…

Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь в комнату посвежевшими и бодрыми.

Метод «Мои предпочтения»

Цель: расслабление для уставшей группы, самопознание

Численность: 15-20 человек

Время: 15 мин.

Проведение:

Модератор раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо описать тремя словами (например, «синий» - прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос: «Находясь в зоопарке, с каким животным вы бы хотели сфотографироваться?» Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). Далее запишите свой любимый город и придумайте для него три характеристики (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

После выполнения этого задания, модератор сообщает, что:

- три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

- три характеристики животного – это то, как они видят себя сами в общении с окружающими;

- три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

Метод «Массаж»

Цель: снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления

Численность: неограничено

Время: 5-7 мин.

Проведение:

Все участники становятся в замкнутый круг друг за другом. Каждый массирует плечевой пояс впереди стоящего – 3 мин. Затем все поворачиваются на 180 градусов и еще 3 мин. Массирует плечевой пояс соседа. Таким образом, снимается мышечное напряжение и восстанавливается организм для дальнейшей интенсивной работы.

Метод «Путешествие в детство»

Цель: повысить уровень энергии в группе.

Численность: не ограничено

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Участники садятся в круг. Ведущий произносит инструкцию:

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Все мы уже взрослые, а иногда так хочется побыть детьми! Так давайте не будем себе отказывать, и на несколько минут вернемся в детство! Итак, представьте, что вам 5 лет.

1. Почувствуйте себя ребенком, который гордится, что построил крепость из песка!

2. Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузырей!

3. Почувствуйте себя ребенком, который впервые увидел, как распускается цветок!

4. Почувствуйте себя ребенком, которому на День Рождения подарили очень много замечательных подарков!

5. Почувствуйте себя ребенком, который путешествует с родителями и любуется удивительно красивым пейзажем!

6. Почувствуйте себя ребенком, которому родители купили много воздушных шариков, и он идет с ними по улице. Красивый, солнечный день и много-много разноцветных шариков!

Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что когда вам захочется, вы на некоторое время можете стать ребенком!

Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь к занятиям вдохновленными и бодрыми!

«Дождь в лесу».

Цель: снять усталость и напряжение

Численность: не ограничено

Время: 5-7 мин.

Проведение:

Участники сидят, ладони лежат на коленях.

Предложите представить, что они летом гуляют в лесу. Вдруг начинается мелкий дождичек. Предложите участникам повторять ваши движения: похлопайте ладонями по коленям, потрите ладони, пошуршите щепотями у ушей, слегка взъерошьте волосы, снова похлопайте ладонями по коленям. Можете усилить интенсивность хлопков, увеличить темп и т.п.

Задайте группе вопросы:

Чего добился тренер от группы?

Каков психологический смысл задания?

«Тонкая бумага»

Цель: снять усталость и напряжение, самопознание

Численность: не ограничено

Время: 10 мин.

Проведение:

Дайте каждому участнику по листку бумаги. Инструкция участникам:

-держать листок за два верхних угла прямо перед собой;

-закрыть глаза;

-внимательно слушать то, что говорит тренер;

-делать то, что говорит тренер, с закрытыми глазами.

Задание:

-сложите листок вдвое;

-разгладьте место сгиба;

-вырвите кусочек бумаги из места сгиба;

-снова сложите листок вдвое и т.п.

Когда вы увидите, что у участников получились маленькие, многократно сложенные листки, предложите им открыть глаза и развернуть листки.

Задайте вопросы:

У всех ли одинаковые листки?

Чем отличаются листки?

В чем листки похожи?

Каков психологический смысл задания?

Каков метафорический смысл задания?

Метод «Две минуты отдыха»

Цель: снять усталость и напряжение, расслабиться

Численность: не ограничено

Время: 5-7 мин.

Проведение:

Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где ВЫ любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вы привыкли делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты.

Дав инструкцию, тренер и сам может присоединиться к тем, кто отдыхает. В эти две-три минуты он может наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с коллегой, просто обдумывать последующую логику занятия. Дать группе две-три минуты для отдыха или больше - решает сам тренер.

Метод «Земляничная поляна»»

Цель: снять усталость и напряжение, расслабиться

Численность: не ограничено

Время: 5-7 мин.

Проведение:

«Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Перенеситесь мысленно на земляничную поляну. Представьте эту земляничную поляну, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

Метод «Муха»

Цель: повысить уровень энергии в группе, переключить внимание

Численность: не ограничено

Время: 10-15 мин.

Проведение:

Участникам предлагается мысленно нарисовать поле для игры в «крестики-нолики». Ведущий говорит, что в середине сидит муха, Затем ведущий задаст направление движения мухи. Например: «Вниз, вверх, вправо и т.д.»

Все игроки должны следить за движениями и хлопнуть в ладоши в случае выхода мухи за пределы поля. Если сначала трудно, то можно нарисовать поле на доске.