Найти в Дзене
ТАСС

КС РФ обязал администрации регионов определить порядок ответственности за нарушение тишины

Оглавление

Конституционный суд России обнаружил пробел в вопросе о том, кто и в каком порядке должен привлекать нарушителей к ответственности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 апреля. /ТАСС/. Конституционный суд России (КС РФ) обязал правительство Москвы и администрации других регионов страны определить порядок привлечения граждан к ответственности за нарушение тишины. Как следует из опубликованного в понедельник постановления, КС РФ обнаружил пробел в вопросе о том, кто и в каком порядке должен привлекать нарушителей к ответственности.

"Законодателю города Москвы надлежит - исходя из требований Конституции РФ и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного Суда РФ - внести в законодательство города Москвы об административных правонарушениях необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления. Законодатели иных субъектов РФ обязаны внести вытекающие из настоящего постановления изменения в законы об административных правонарушениях соответствующих субъектов РФ, если такие законы содержат регулирование, аналогичное признанному в настоящем постановлении не соответствующим Конституции РФ", - говорится в тексте постановления КС РФ.

Повод для обращения в КС РФ

Поводом для проверки законодательства, направленного на поддержание должной тишины в вечернее и ночное время в городах России, стала жалоба москвича Павла Лакина, который после чреды разбирательств дошел до КС РФ. По его мнению, сомнения вызывают несколько положений ФЗ "О прокуратуре РФ", нормы КоАП (абзац части 6 статьи 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" и предложения части 1 статьи 28.4 "Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором"). Кроме того, москвич пожаловался на пункт 1 части 3 статьи 16.5 Кодекса Москвы об административных правонарушениях ("Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях").

В ноябре 2020 года Лакин пожаловался в полицию на своих соседей с нижнего этажа в многоквартирном доме, которые шумели и громко включали музыку. В возбуждении уголовного дела по статье "Хулиганство" органы ему отказали, но обнаружили признаки административного правонарушения по КоАП Москвы - несоблюдение тишины и покоя. Однако, полицейские в том деле сослались на то, что они не в праве составлять протокол по этой статье КоАП Москвы.

Несогласный с таким решением Лакин обратился в прокуратуру, которая передала жалобу обратно полицейским. Полиция, в свою очередь, сослалась на принятое ранее решение об отказе в возбуждении дела. После этого Лакин обратился в суд, но судебные инстанции заявителя не поддержали. Судьи подчеркнули, что в порядке надзора прокуратура может возбудить дело о любом административном правонарушении, однако такой надзор не осуществляется в отношении физических лиц, коими являются Лакин и его соседи. Исчерпав другие средства защиты своих интересов, москвич обратился в Петербург с жалобой в КС РФ.

Решение КС РФ

Судьи КС РФ пришли к выводу, что сами по себе оспоренные москвичем федеральные нормы (ФЗ "О прокуратуре" и КоАП) не противоречат Конституции, так как они разрешают прокурорам возбуждать административные дела в порядке надзора, но при этом не обязывают их это делать, если орган юстиции не считает это целесообразным. То, что прокуратура не обязана возбуждать дела, связано с тем, что органы надзора не могут и не должны подменять собой органы полиции.

Нормы же внутреннего московского КоАП КС РФ признал не соответствующими Конституции. Судьи КС обнаружили следующий пробел в московском законодательстве: поправки в столичное законодательство, согласно которым протоколы об административных правонарушениях против общественного порядка, составляются полицией по соглашению с местными чиновниками, были внесены лишь в 2022 году, спустя восемь лет после принятия соответствующего положения в КоАП РФ. И при этом правительство Москвы и МВД до сих пор не заключили соответствующего соглашения о сотрудничестве, без которого поправки, определяющие порядок привлечения к ответственности, не могут вступить в силу. Иными словами, отметили в КС, восемь лет у москвичей нет возможности привлекать к ответственности нарушителей ночной тишины по КоАП Москвы, что, по мнению КС, "подрывает законные ожидания общества относительно того, что меры административной ответственности будут надлежащим образом применяться, и порождает сомнения в действенности конституционного правопорядка".

Относительно Москвы КС РФ предписал внести соответствующие поправки и заключить необходимые соглашения для запуска системы контроля за соблюдением тишины. Одновременно КС РФ предписывает администрациям и других регионов РФ закрыть аналогичные пробелы, если они имеются. В самой Москве до принятия поправок протоколы о нарушении общественного порядка и безопасности в столице вправе составлять сотрудники Объединения административно-технических инспекций Москвы. Полицейские при отсутствии соглашения между столичными властями и МВД обязаны им содействовать.

Что касается дела Лакина, то КС РФ отметил, что пересмотр судебных решений не поможет ему сейчас в восстановлении его прав, но он имеет право на компенсацию.