На Пасху население Иерусалима увеличивалось в несколько раз из-за наплыва паломников. Полагалось праздновать пасху в Иерусалиме, но город просто не мог вместить такое количество народа. На время праздника ежегодно издавался указ, по которому границы города на время праздника раздвигались и включали в себя большую территорию за стенами Иерусалима. В Евангелии, например, упоминаются Виффагия и Вифания, куда ходил Иисус с апостолами.
Иисус видел много несправедливости в Израиле. Есть мнение, что за три года до событий Великого понедельника Иисус уже очищал Храм от торговцев. Вероятно, в этот раз служители развратились еще больше.
Историк Альфред Эдершайм говорит, что человек тогда должен был заплатить в 10 раз больше, чем это животное стоило, а меновщики брали сверху ещё 25%. Весь этот бизнес работал под покровительством первосвященника Анны, к которому потом приведут на Суд Христа. Торговцы выплачивали Анне процент с продажи, а сами торговые ряды во «дворе язычников» Храма были известны как «рынок Анны».
Когда евреи шли в Храм на молитву, они должны были принести жертву, совершить обряд ритуального очищения и положить деньги в большие сосуды в форме труб на «женском дворе». В жертву могло быть принесено любое животное, одобренное священниками, потому те шли на все, чтобы задушить конкурентов - других торговцев животными.
Теперь представьте реакцию Иисуса Христа на все это! Когда Он назвал храмовый рынок «вертепом разбойников», то говорил чистую правду.
Можно ли было торговать в Храме?
Многие ошибочно думают, что изгнание торговцев и животных было в самом Храме. Иерусалимский Храм был городом в городе со множеством построек и внутренними дворами. Вокруг храма были возведены высокие стены, а внутри них располагались служебные помещения.
С внутренней стороны к стенам пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь. Снаружи, за южной стеной, располагался двор - огромная площадь с фонтанами. Сюда могли прийти всем желающие, даже язычники. Этот двор стали называть даже «двором язычников». Он и предназначался для торговли жертвенными животными.
Поэтому изгнание торговцев произошло не внутри храмового здания, а снаружи - во «дворе язычников».
Торговля была законным делом, но не ростовщичество, взятки и монополия первосвященников на продажу жертвенных животных. Первосвященники легализовали ростовщичество, разрешив меновщикам ссужать деньги под поручительство, - рассказывает блаженный Иероним. Первосвященник обходили предписание закона, запрещавшее давать деньги в рост. Люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки. По факту, это были взятки. Этим и был возмущен Христос.