Photo by Marek Piwnicki on Unsplash
Приглашение к Святому отдыху
Регулярное, ритмичное время отдыха есть прямо в первой истории Священного Писания. До того, как люди отвернулись от Бога, до того, как Бог установил свое партнерство с народом Израиля, Богом был установлен порядок отдыха в седьмой день (Быт. 2:2-3)
Мы называем этот седьмой день отдыха субботой.
Итак, что означает соблюдение субботы для народа Божьего сегодня? Должны ли христиане соблюдать субботу? И если да, то как? Зачем нам соблюдать заповедь «помнить субботу», если мы не должны жить по некоторым другим законам в Библии, например, о смешивании тканей и употреблении в пищу нечистых животных?
Определение субботы в Библии
Прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте быстро взглянем на идею субботнего покоя в еврейских Писаниях (Ветхом Завете. В Библии есть два основных еврейских слова, обозначающих покой. Первый — это шаббат, который частично переводится на английский словом «sabbath». Так что же такое шаббат? Это слово просто означает прекратить работать. Подумайте о почасовой работе, когда вы заканчиваете смену. Работа закончена, и больше ничего не будет, пока вы не вернетесь обратно.
Другое основное еврейское слово, обозначающее покой, используемое в еврейских Писаниях, — нуах. Это означает «пребывать» или «обосновываться». Это не то же самое, что отлынивать от почасовой работы. Этот вид отдыха подобен сидению у камина с любимым человеком или распаковке чемодана, чтобы остаться у бабушки на праздники.
Бог вводит идеи шаббата и нуаха примерно в одно и то же время в Писании. В повествовании о сотворении мира Бог работает шесть дней, создавая мир, а на седьмой день отдыхает ([Быт. 2:2-3]
После шести дней наведения порядка в хаосе он находит время для шаббата на своей работе. Всего несколькими стихами позже мы читаем, что Бог создает людей, а затем немедленно «дает им покой» или «поселяет их» (нуах) в саду с ним .
Литературная структура передает связь между понятиями шаббат и нуах — они связаны. Бог подает пример, когда он отдыхает от работы (шаббат), а затем он пребывает (нуах) со своим народом.
Эти вступительные главы Книги Бытия сообщают о важности отдыха для Бога, но как эти концепции будут развиваться на протяжении всей остальной библейской истории?
Субботний покой в еврейских Писаниях
Продолжая читать, мы видим, что народ Израиля неоднократно отвергает Божий замысел относительно отдыха ([Иез. 20:12–13]
Они поклоняются ложным богам, игнорируют его наставления и бунтуют почти всеми возможными способами. Несмотря на это, Бог находит способ сохранить (нуах) свое присутствие с ними через систему жертвоприношений в скинии, а позже в храме ([Исход. 40:3-34]
Храм построен по образцу Эдемского сада, места, где Бог и люди отдыхали вместе. Доверие в отношениях всегда было в центре Божьего приглашения на субботу, но Израиль изо всех сил пытался принять его. Когда мы заканчиваем читать еврейские Писания, нам остается задаться вопросом: будет ли когда-нибудь субботний покой принят так, как задумал Бог? Давайте забежим вперед и выясним.
Как Иисус свято соблюдал Субботу?
Мы видим наиболее ясную картину Божьего присутствия на Земле в жизни Иисуса. Иисус был, пришедшим жить среди своего народа. И Иисусу было что сказать о субботе и истинном покое, который Бог предназначил для человечества.
В своем Евангелии от Матфея приводится серия взаимосвязанных историй, в которых Иисусу противостоят религиозные лидеры и учителя Израиля. В один из субботних дней лидеры возражают против того, чтобы друзья Иисуса собирали колосья, когда они шли по полю ([Матфея 12:1-2]
Они также возражают против того, чтобы Иисус исцелил иссохшую руку человека ([Мф. 12:9-14)
говоря, что Иисус игнорирует заповедь соблюдать субботу, содержащуюся в еврейских Писаниях ([Исход. 20:5)
Иисус отвечает аргументом, который разъясняет истинное определение субботы, утверждая свою роль обещанного Мессии . (Мф 12:3-8)
Иисус понимал суть Субботы — на что указывало первоначальное Божье повеление. Чтобы понять точку зрения Иисуса, мы должны взглянуть на контекст, в который Матфей поместил эти истории.
Суббота в Новом Завете
Матфей описывает эти споры о субботе сразу после цитирования слов Иисуса об отдыхе.
Придите ко Мне, все вы, кто устал и обременен, и Я дам вам покой. Возьмите мое иго на себя и учитесь у меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой для своих душ.( Матфея 11:28–29)
Все эти разговоры об отдыхе прямо перед отрывком, посвященным субботе? Это не ошибка. Люди устали и обременены тяжелым бременем соблюдения субботы, следования букве закона, в то же время упуская из виду Божье намерение, стоящее за заповедью.
Иисус хочет разъяснить им значение субботы. Люди нуждаются в отдыхе — прекратить тяжелую работу (шаббат) и побыть с Богом (нуах). И Иисус здесь, Он — Божий покой, и люди могут прийти к нему и обрести истинный покой седьмого дня, который предназначил Бог.
Иисус напоминает народу о первоначальном намерении Бога относительно субботы: единении с Богом, творением и друг с другом. Иисус учит, что Суббота указывает на него, того, кто, как обещали пророки Израиля, придет, чтобы милосердно восстановить ритм всего творения.
Когда последователи Иисуса соблюдают Субботу, мы живем так, как будто это восстановление уже произошло. Мы делаем перерыв в ломаном ритме суеты и лишений, чтобы выделить время для почитания правления Иисуса, наслаждения его присутствием и распространения покоя на окружающий нас мир. Когда мы доверяем Божьему приглашению прийти к нему и по-настоящему отдохнуть, мы становимся местами, где может пребывать Его присутствие.
Соблюдение субботы для современных христиан
Итак, как выглядит эта практика для современных последователей Иисуса? Означает ли это посещение еженедельной церковной службы, отключение рабочей электронной почты или волонтерство в вашем сообществе? Имеет ли значение, в какой день вы соблюдаете Субботу? Суббота, безусловно, могла бы включать в себя эти действия, но вся библейская история, похоже, подчеркивает цель субботы, а не конкретные правила ее соблюдения.
Бог не ожидает, что мы, последователи Иисуса, будем жить по законам Израиля. Однако мудрость этих законов остается, и закон субботы имеет большое значение для нас сегодня. Суббота — это не заповедь, которой мы обязаны следовать; это обещание, которым нам предлагается наслаждаться.
Субботний покой — это приглашение практиковать вечность в Божьем присутствии. Это акт регулярного и преднамеренного доверия Божьему правлению на Земле. Мы соблюдаем шаббат для нуаха — когда мы прекращаем работать, мы можем по-настоящему отдохнуть в Божьем присутствии. Когда мы практикуем эту целенаправленную паузу, мы освобождаем место для того, чтобы Бог поселился в нашей индивидуальной жизни и сообществах. И когда мы делаем это, мы принимаем участие в новой истории творения, подготавливая почву для того, чтобы Бог снова создал свое жилище на Земле.
Что такое суббота в Библии и должны ли христиане ее соблюдать?
5 минут
591 прочтение
10 апреля 2023