Найти тему
Дороги и ВнеДороги

Трип по попсовым местам Горного Алтая (Чемал, водопад Бельтиртуюк, Ороктой, Гейзерное озеро, Акташский ретранслятор и др.) в мае 2022 года

В прошлом году я составлял несколько планов поездок по Горному Алтаю с Алтайским краем. Все они были очень амбициозные с посещением множества мест за одну поездку. Но реальность разбивала мои планы вдребезги, т.к. то всплывали какие-то проблемы с экипировкой, то при нахождении на местности оказывалось, что дома за компом при планировании маршрута все выглядит несколько иначе). Впрочем эта поездка не сильно отличалась от прошлогодних по планированию и маршруту)). Но начнем по порядку.

Итак. Подготовка.
Еще зимой я докупил недостающей и необходимой на мой взгляд экипировки, а также сделал несколько доработок автомобиля: силовые пороги, защита мостов, демпфер риф (рама-мост), вывел сапуны под капот, купил автономку, установил ГБО, заменил пульт лебедки и увеличил его дальность, купил компрессор Беркут 24, а также: автоматический огнетушитель под капот, хайджек, инвертор на 3квт, газовая горелка, походный стол, палатка-шатер, датчик угарного газа, неодимовый магнит (на случай поломки полуоси и более простого извлечения ее обломка) ну и непосредственно перед поездкой, а точнее в ее процессе установлены картриджи полуосей от Ваксойл.

Из всего перечисленного не стал с собой брать столик и палатку, т.к. не планировал где-то вставать лагерем надолго, да и стулья еще не приехали. Помимо просто покупки потребовались некоторые доделки/допилы:

ГБО

Газовые мозги мне установили крайне неудачно — на блок АБС, а это считай самое низкое место подкапотного пространства. Решил перевесить повыше. Для этого заказал резьбовые заклепки. Вешать решил над аккумулятором. Просверлил отверстие и… промазал с его диаметром, заклепка в нем свободно вращается. Пробился пару часов, кое-как закрепил (а заклепки оказались очень твердыми и плющились очень плохо), вроде закрепилась, прикручиваю мозги и. они отваливаются вместе заклепкой. Да е-мае! Психанул и прикрутил их к болту крыла. Оказалось даже лучше, чем изначально планировал: закрытию капота не мешает, считай самая высшая точка подкапотки, а нырять глубже я и не планирую (позже купил клещи для монтажа заклепок и за 5 секунд внедрил нужную, теперь газовые мозги "по заводу", все-таки хорошим инструментом работать - удовольствие).

Автономка:

Сначала идея была сделать вставку в окно и вставлять автономку туда "мордой" а задом наружу, тогда и датчик внутри, и выхлоп на улице. Но прикинув как это это все будет выглядеть и насколько безопасно для авто и самой печки от идеи отказался. Заказал 2-метровый патрубок для горячего воздуха в салон, вырезал небольшую фанерку для вставки в окно (прижимается стеклом и все плотно), удлинил провод датчика, чтобы можно было в салон завести, на питание купил крокодилы (оказывается практически любые крокодилы продаются в Леруа).

Хайджек

Еще на этапе принятия решения установки калитки запаски, была мысль, что там будет ездить хайджек. Т.к. в салон он практически не входит (ну прям впритык и запихивать/извлекать сложно), на крышу его неудобно/тяжело корячить, а тут под рукой и его грохот сзади не слышно. В итоге из валяющихся под ногами железяк сделал крепление из 2 частей, т.е. джек крепится за две точки и располагается под углом (чтобы не выходил за габариты машины по высоте):

Огнетушитель
С ним в общем-то ничего сложного нет, только куда-то надо разместить. Прикрутил к так удачно освободившемуся кронштейну газовых мозгов, а чтобы не болтался затянул резинкой к кронштейну бачка гидроусилителя.

Остальное в доработке не нуждалось и было просто погружено в машину. Оказалось, что с наличием нового инвентаря начинаются проблемы с внутренним объемом(.

Выезд.

Подъем 6 утра, выезжаю. Утром еще надо заправиться и газа до отказа и бензина до полного. Еду на ГПН, где есть заправщик, чтобы до полного залить. И первый облом, заправщиков еще нет, видимо они позже на работу выходят, на глаз заказал 30 литров. Вошло все, датчик показал полный бак. На привычную газовую заправку не поехал, т.к. в ту сторону была дикая пробка (вот не думал, что в полседьмого столько народу куда-то едут), заехал на Газойл на выезде из города. Также попросил до полного, влезло литров 40 (вот что меня раздражает в газе, что никогда не знаешь сколько туда войдет). Также купил пробку от лючка в замен той, что мне какой-то заправщик не закрутил обратно, на этот раз с резинкой, чтобы не потерялась. И капучино. Т.к. утром кофе в самый раз, а дома не пил. Отъезжаю от заправки отхлебываю кофе… А молоко в нем прокисшее. (((

До Ваксойла доехал до без приключений. Там все по плану (внедрили картриджи, а я тем временем прикрутил пробку на газовую горловину) в сторону Горного двигаю около полудня. Также сначала заезжаю на Газойл, он там удачно недалеко от СТО22 находится, там залили 30 литров. И выдвигаюсь на маршрут.

Планируемый маршрут состоял из 9 точек:

-2

Ороктойская пещера на маршруте нужна только для того, чтобы навигатор проложил путь через Ороктойский перевал, иначе отправляет через Горно-Алтайск, а заезжать смотреть пещеру планов не было.

И первая часть его была направлена на то, чтобы закрыть уже Чемальское направление, т.к. на ГЭС был уже (давно), Патмос тоже, даже какой-то водопадик Че-Чкыш (даже не знал, что у него название есть, увидел в чьем-то видосе), до Каракольских озер доехал в прошлом году (хотя злые языки говорят, что я считерил, и надо было ехать от Элекмонара, а через Урлу-Аспак нещитово, но я же не соревнуюсь в том, кто куда круче доехал). Поэтому перед поездкой до Ороктойского моста и легендарного Ороктойского перевала, погуглил на что там еще посмотреть можно.

Итак первая точка маршрута — слияние Чемала и Катуни:

-3

Навигатор привел на парковку

Честно говоря, когда я доехал до места парковки испытал жуткое разочарование, т.к. понял куда я приехал. Это козья тропа на Чемальскую ГЭС, где я уже был, а во-первых, пешие походы я в эту поездку не планировал (кроме Актру и не спроста оставил его напоследок), а во-вторых, я не планировал заезжать туда, где я уже был. Но потом все-таки решил сходить, т.к. за дорогу затек весь и это хороший повод размяться.

-4

-5

-6

-7

-8

-9

Народу как обычно много, и не важно, что рабочий день. Река еще бурная, что не мешает местным возить туристов на моторке (я бы не поехал, т.к. вывались из лодки и спасательный жилет не поможет). Да и вообще в Горном с техникой безопасности везде беда.
Пеший поход для меня оказался тяжеловат (10 лет назад налегке добежал до ГЭС и обратно, а тут и запыхался и левая нога начала отстегиваться — сказалась зимняя болезнь спины, а я-то думал, что полностью восстановился). Дошел до машины выдвигаемся дальше.

Водопад Бельтиртуюк

Еду я значит на водопад, в голове держу Ороктойский перевал (т.к. основная цель тут именно прохождение его, хоть и в маршруте он не указан) и думаю, как хорошо я придумал, весь май жарит около 30 проблем с его прохождением точно не будет. Доезжаю до Ороктойского моста и попадаю под ливень (а я еще думаю, а че это так темно, времени мало же совсем), да такой, что с лобового стекла все бабочки отмылись (а ими было забито все, т.к. у них похоже сезон). Но помня, что в горах дождь может быть в одном месте, а буквально через метров 100 ничего — надеюсь на лучшее (угу.). До водопада, как оказалось можно доехать на машине. Т.е. не просто до парковки, а потом еще сколько-то идти, а вот прям совсем до него и посмотреть на водопад из окна своего авто.

По дороге встречаются памятники археологии, петроглифы, решил остановиться посмотреть на обратном пути. Дорога не комфортная, достаточно сложная местами, но при большом желании можно доехать и на пузотерке (видел там субару импрезу).

-10

Это прям около водопада. Позже узнал, что зря я корячился и разворачивался на маленьком пятачке, конец дороги был совсем рядом и там большая парковка.

-11

Даже табличку повесили, чтобы не ошиблись, что это точно водопад

Хотя строго говоря это и не водопад вовсе, а просто горная река с порогами в лучшем случае.

-12

Петроглифы

-13

-14

-15

Интересно… чем древние люди высекали эти рисунки, что они остались и сейчас. Нет-нет, да возникает мысль, что это новодел для привлечения туристов. Да не… Быть не может.

-16

А долина там красивая все-таки

По дороге заметил, что хайджек и запаска не совсем в такт качаются. Остановился посмотрел. Нижнее крепление в норме, а на верхнем железка чуть разогнулась и у крепления появился свободный ход. Затянул хомутом, что брал для гофры автономки. Вышло крепко.

Ороктойский мост

А че про него писать, про него все знают и фоткались и видео полно и с дрона и как угодно. Только что весной его закрывали, из-за аварийного состояния, и вроде как могут совсем закрыть. Так что я успел).

-17

Ороктойский перевал

Когда смотришь видео, как люди по перевалу этому едут, кажется вот переехал мост, далее направо и буквально вот он перевал где можешь совершать внедорожные подвиги и чувствовать себя тру джипером. А вот х. На деле все обстоит иначе. Ехать надо налево и довольно долго офигевать от мощной гребенки. Толи специально ее так сделали. Вот помните на трассе такие полосы делают перед пешеходными переходами, чтобы водила проснулся и встрепенулся от неожиданности? Так вот тут также, только сильнее и долго не прекращаясь, какой-то комфортной скорости подобрать невозможно, поэтому я валил сколько можно чтобы быстрее это место проехать. Дорога мокрая, но плотная, так что у меня все вроде складывается неплохо. Доехал до села Ороктой, где домов 10 может быть. Дальше дорога пошла вверх, появились лужи, некоторые довольно глубокие. Я начал что-то подозревать.

Доехал до ворот. Открыл, проехал закрыл. Еще немного и доехал до места, где надо переехать небольшой бродик и наверх. Поехал по дальней дорожке, которая показалась мне наиболее пологой (но она делает поворот посередине или даже к концу подъема), режим оффроад, понижайка, пробую небольшим ходом, дошел может до середины подъема и все. не едет машина-то. Ну вообще никак. Хоть газуй, хоть не газуй, все равно получишь… спуск вниз. Скатился вниз и понять не могу, а че это я на свою колею вернуться не могу, причем и назад не едет и вперед тоже. Вроде проехал вперед немного. Вышел из машины посмотреть. Е-мае. А там грязь такая, что я на ногах еле стою, не меньше 5 см жидкого слоя, да и меня оказывается стягивало в полуметровую рытвину, даже не думал, что из нее можно выехать, а ведь выехал как-то. Сдуваюсь (а ведь у меня крутая сдувалка есть), вот только почему-то я с ее помощью не могу никак золотник выкрутить, не достает до него и все тут (как оказалось у разных золотников разное расстояние до края, а на штоке дефлятора было резиновое колечке из-за которого шток не опускался до конца, на зимних колесах золотник выкручивался на ура, а на грязевых не доставал до золотника).

Надо было это колечко убрать и тогда все было бы значительно быстрее
Надо было это колечко убрать и тогда все было бы значительно быстрее

Два колеса сдул (решил травить до 0.8, чтобы и зацеп был и разборта не было), остальные два сдувал с помощью насадки компрессора или нажимая на ниппель подобранной тут же палочкой. Сдулись где-то до одного очка и дальше не сдуваются.

Ладно, решил хватит. Пошел ногами посмотреть как там лучше проехать можно. Самой оптимальной дорогой показался прямой выезд из брода. Там главное в колею на середине подъема не упасть, а на случай чего, есть за что залебедиться, в отличие от того подъема куда я сначала сунулся. М1 прямая, режим оффроад, отъехал в брод подальше чтобы небольшой разгон взять, да заодно и колеса помыть, т.к. они замылились и еще пару-тройку см сверху грязи насобирали. И… залетаю на подъем по выбранной траектории, даже колею объехать получилось. Дальше уже особых проблем с дорогой не было, как подъемчик, М1 заезжаем, потом D и спокойно едем. Правда навигатор меня под. обманул немного. Там в одном месте дорога раздваивается, причем по накатанности одинаковая, влево выше, вправо, обратно туда, откуда я так героически поднимался недавно. А навигатор (точне два, я ехал по Яндексу и Навителу, причем яндексу я задал точку назначения Ороктойский перевал, а Навителу Каракол — он уже на Чуйском тракте), в общем навигаторы — у Навитела я оказался в зеленом поле без дорог, а у яндекса вообще поле в клеточку и полоса маршрута (хоть карты я заранее скачивал). В общем моя дорожка постепенно стала сходить на нет, пока не кончилась в каком-то непонятном болоте, которое толи ведет вниз (я потом масштаб карты уменьшил, оказалось, я ушел с дороги и в теории моя и нужная могли соединиться, но это не точно), толи в никуда. Решил не проверять и вернулся на развилку.

Дальше все было достаточно скучно. Дорога пошла грязь вперемешку с камнями, а это уже зацеп. Машина ехала спокойно и уверенно. Иногда попадались места где чувствовалось, что машина балансирует на 2 колесах, но продолжаем держать ровный ход или чуть увеличиваем газ и продолжаем ехать дальше.

Когда Яндекс перестал выстраивать маршрут остановился, похоже это верхняя точка перевала.

-19

-20

А видов-то особо на этом перевале и нет оказывается. Но выяснилось, что гребенки или еще чего не выдержало теперь уже нижнее крепление хайджека (вот не было заботы), мой шлаковар оторвался и хайджек при каждом удобном случае долбится о площадку. Примотал его резиновой веревкой (или как там назвать эти штуки для крепления багажа).

Ну вот, думаю, верх перевала, самая сложная часть маршрута пройдена. Как же я ошибался. Дальше начались колеи, дорога в пахоте, несколько ворот, которые надо было открыть/закрыть по жидкой грязи (а я в кроссовках, обычные сапоги не взял, а бродни надевать как-то странно показалось). Машина по этой красоте как неуправляемы болид, стоит переключить в драйв, тут же боком идет. Иногда не получалось удерживать машину на межколейке и сваливался в колею, при этом, что удивительно, даже хода не терял (защита моста и демпфер риф отработали свою стоимость на все сто), периодически приходилось объезжать коров и телят (это проще чем убедить их уйти с дороги) причем иногда они старательно шли на машину. Разок попался на глаза толи олененок, толи мараленок. Короче выбрался из этого всего уставший, машина с ног до головы в грязи (на подножках лежал ровный слой грязи сантиметров 5 высотой, на трубах-порогах, крыше и капоте. Все в грязи.

Как только доехал до твердой дороги решил — пора искать привал. Ночевать будем здесь где-то. Нашел неплохую полянку, заехал на нее. Вроде ровная и никого вокруг. Вышел. Блин. вся в коровьих лепешках. Ну да ладно, будем маневрировать. Начал разбирать шмурдяк. Вытащил автономку, т.к. прохладно, и рядом оказалась река (у реки всегда холоднее). Нагрел чайник воды (очень долго ждал, еще и оказалось что вилка из инвертора выпадает периодически, если буду часто использовать, надо будет какой-то фиксатор придумать), дошик, кофеек, включил ноут, чтобы сбросить видео с регистратора (дабы не перетерлось). И тут едет по дороге Уаз Буханка. Доехал до меня, притормозил, остановился, постоял и дальше поехал.

И как-то стало мне неспокойно. Местность глухая, хз кто там и зачем поехал, и вернется ли. Да и место уже перестало нравится, т.к. коровьих лепешек оказалось слишком много, обходить их крайне сложно, особенно в темноте (хоть и налобный фонарик в этом помогает неплохо), рядом громко шумит река, а прошлый опыт такой ночевки показал, что это не есть хорошо, т.к. шум неравномерный, мозг рано или поздно будет начинать пытаться выхватить знакомые звуки, что и так поднявшийся уровень тревожности увеличит до паранойи. Поэтому собрал шмурдяк и двинул дальше.

Сначала хотел снять домик, но ночью (а уже было темно), это сложно сделать, т.к. владельцы этих заведений, не озабочиваются ставить свои указатели заранее. Едешь-едешь видишь табличку "места есть", пока осознал, что это за табличка, уже проехал (хоть бы 2 таблички ставили — через 50 метров, места есть и указатель потом). Короче пока пытался не просмотреть нужную табличку, доехал до перевала Чике-Таман, а там у подножья стоянка дальнобойщиков, на которой на ночевку остановились 2 фуры. Тут и решил встать. Вышел, размялся, на улице тепло, но блин и тут рядом река (но шумит не так громко и более равномерно), похоже в Горном невозможно встать так, чтобы рядом реки какой-нибудь не было. Разложил спальник, автономку не заводил, окна завешал тряпками, чтобы фары проезжающих машин не мешали (а их там очень мало было кстати). И на этом первый день поездки закончился.

-21

Место ночевки.

Несмотря на близкое наличие реки в машине было абсолютно тихо и тепло. Одно покрывало я повесил на спинки передних сидений, второе на левое окно задней двери. К утру (ну как к утру, проснулся я в 5 утра и вроде как выспался) запотели только задние стекла и то не сильно. Я не замерз, вышел из машины осмотреться. Чувствовал себя при этом вполне свежим и отдохнувшим.

Встал я чуть дальше от грузовиков, старался встать так, чтобы никому не помешать, но все равно умудрился встать почти не въезде к кафешке (ну это условный въезд, объехать меня можно было и на фуре без особых проблем), чуть раньше, чем я вышел из машины с парковки стартанула какая-то жига (видимо тоже останавливался на ночлег позже меня). Огляделся по сторонам. Хоть это и официальное место для кемпинга, на нем отсутствовали мусорки, туалеты и прочие бытовые принадлежности (хотя по логике должны бы).

Свернул спальник (а его конструкцию я чутка переделал с прошлого раза), сделал чуть ниже, подпилил сзади полку. Передние сиденья до конца вперед не сдвигал, из-за этого ноги спальника не получилось поставить на пол, а просто положил на откинутые сиденья, гайки на направляющих не прикручивал. Все это не сказалась на функциональности. Из-за доработок спальника теперь уже не получается ровная площадка есть небольшой изгиб, но как и предполагал это не сказалось драматическим образом на удобстве лежанки. На сборы ушло минут 20 наверно и двинул на перевал Чике-Таман.

Этого перевала в моем списке не было, но его не объедешь)). Здесь я тоже уже был на бэхе (насколько же легче на ней было проходить все эти подъемы и повороты, но с асфальта на ней лучше не съезжать, к сожалению любой автомобиль это компромисс), поднялся наверх, там есть местечко типа смотровой площадки (не асфальтированное). Вот там и остановился для совершения утренних гигиенических процедур (умыться, зубы почистить), также сбил немного грязи (с подножек, ручек и т.д.), чтобы хоть проникновение в машину было почти без контакта с остатками дорожного покрытия Ороктоя). Пока осматривал машину, увидел камешек, прижатый уголком капота. Видимо когда останавливался на привал он туда попал с грязи на полке под лобовым стеклом.

Надо тут сказать про особенность грязи Горного Алтая. Она там практически одинаковая везде, и такая же в предгорных районах Алтайского края. Когда она мокрая — это склизкая жижа, по которой ни ходить ни ездить невозможно, зацепа нет никакого, если "просто добавить воды" (с) — смывается как водичка (помним цвет воды Катуни?), а когда засыхает — становится твердой как камень, поэтому в зависимости от погоды проходимость дорог в Горном резко меняется. Условно говоря — по сухому можно на пузотерке везде проехать, а в дождь можно и шишигу утопить. В общем если вся машина покрыта этой грязью, то стоит подождать когда подсохнет и она отваливается сама. И если сначала когда я выехал с дороги от Ороктойского перевала был дикий дисбаланс, то со временем стало почти нормально ехать (видимо часть грязи смылась в лужах и бродиках, а часть засохла и вывалилась из колес).

Следующая точка маршрута — слияние Чуи и Катуни

Когда смотришь блогеров на ютубе, они все лазят по каким-то камням (которые на очередном повороте на спуске), а же ехал по навигатору и подъехал на ровную площадку непосредственно над слиянием этих рек. Ожидал, что будет все мутно и ничего не видно, однако ситуация такая же как на слиянии Чемала и Катуни. Чуя — ярко синяя, Катунь — грязная и мутная (да, лазурной воды мне в эту поездку увидеть не удалось, под Ороктойским мостом такая же мутная и грязная вода), но разделение вод хорошо просматривается. С этой же площадки открываются неплохие виды:

-22

-23

-24

Заодно решил протестить газовую плитку. Подогрел воды, намешал кофе. Да, плитка явно выигрывает у сочетания "инвертор + электрочайник", все происходит гораздо быстрее, но места требуется больше, а также отсутствия ветра.

-25

Греем воду

-26

В какой машине еще есть такой удобный подлокотник?

Попил кофе, после вчерашнего дня чувствовал себя "бодр и свеж", несмотря на ранний подъем. И да, пожалуй на будущее стоит брать с собой столик и стул. Ходить вокруг машины с кружкой неудобно, а мой походный столик все же более удобен для работы с ноутом, чем для питания (т.к. высок риск задеть неудачно за уголок и все пролить/перевернуть/рассыпать). В следующую подобную остановку плитку разжигал в багажнике на полке.

Да пластмассовая кружечка, отжатая у ребенка тоже оказалась вполне удобной, т.к. не гремит в дороге, и кофе в ней быстро не остывает.

Следующей точкой маршрута был перевал Ачик или ретранслятор Ачик. Но он навигаторами не определяется, в картах — не гуглится. Ехать туда можно только по ориентирам, найденным в интернете, а именно: доезжаем до села Белый Бом (или Акбом — почему-то в навигаторах он так зовется), далее переезжаем через реку (да в Горном везде вдоль дорог реки) и далее вроде как одна дорога. Какая дорога — хз, искал на ютубе видео дороги, но везде короткие нарезки. Нет никакого понимания сложности маршрута, и его протяженности. В общем когда подъехал к этому селу у меня возникла дилемма, ехать на перевал или двинуть дальше, а на перевал на обратном пути. Т.к. газ у меня кончился еще где-то в процессе преодоления Ороктойского перевала, бензин подходил к отметке в полбака. Поискал по карте заправку — близко нигде нет (да и ищется плохо), навител еще показывает через сколько км заправка, Яндекс — только при целевом поиске, причем только при наличии интернета, а интернет там есть, но как-то не постоянно, въезжаешь в какое село — он есть, повернул за поворот "Е" или вообще по нулям. Короче показал мне яндекс что какая-то азс есть буквально недалеко. Приехал туда, а там от АЗС только вывеска). Ладно, решил не рисковать и двинул дальше, тем более, что до Акташа уже осталось немного, а следующая точка маршрута — Гейзерное озеро.

По дороге заехал на заправку Ника, попросил заправить до полного бака, сколько говорит войдет? Ну литров 40 говорю. Льем 40. Вошло четко под пробку. Глаз-алмаз! Спросил есть ли тут где-нибудь газовая заправка у заправщицы. В Акташе говорит есть. Ну ок. Едем на гейзерное озеро.

С моего последнего посещения Акташа (а это год 2015 кажись, и именно та поездка была первым таким серьезным побуждающим моментом к покупке Патриота) поселок оброс турбазами. И чутка цивилизовался. Там и интернет уверенный 4джиплюс. И аж три заправки, правда газовой я так и не нашел. Вообще Акташ — это такой транспортно-туристический узел, если можно так назвать. Из него масса маршрутов — Кату-Ярык (с выездом на Южный берег Телецкого озера, водопады Учар и еще один, забыл как называется, каменные грибы), Акташский ретранслятор, Актру, "Марсовы горы". И этот узел еще мне стоит освоить, т.к. пока не все маршруты пройдены.

Чтобы попасть на Гейзерное озеро нужно проехать чуть дальше за Акташ, а там уже проехать мимо невозможно. Сделана большая парковка (туда автобусы даже ездят). Вход 100 рублей. На территории подстриженная трава, домики, беседки, фонтан. До самого озера проложена деревянная тропа-тротуар (причем она огибает все озеро, можно подойти с любой стороны). По тропе и прямо у озера деревянные фигуры сказочных героев. Т.е. люди прям постарались, чтобы облагородить место и за вот это все 100 рублей абсолютно не жалко.

-27

-28

-29

-30

-31

-32

-33

-34

-35

А само озеро? Ну как сказать, если вы видели хоть одну фотку или видео (да вот хотя бы вот тут выше) то в живую все ровно тоже самое — картинка и все. Правда запахи в лесочке неплохие на фоне почти полной стерильности в этом плане во всем Горном Алтае. Вот помню в Белокурихе запахи обалденные, по дороге на Шинокские водопады, вдоль Черного Ануя пахнет откровенно говном, хоть виды и красивые. В Горном же запахов практически нет, как зимой.

Вернулся к машине. Левая нога после легкой прогулки по хорошему тротуару слегка волочится. Маршрут на Актру подразумевает пешую часть (ну и вообще я эту точку планировал последней, т.к. на мой взгляд самая сложная, достаточно сложное бездорожье, и пеший поход по сложному рельефу), очевидно, что с такой ногой я маршрут не дойду, да и бездорожья я хапнул по полной вчера. Поэтому на Актру решил как-нибудь в другой раз (плюс есть риск, что сейчас высокая вода, плавать по стекла в планах также нет).

Из запланированного маршрута остались три точки — Марсовы горы, Акташский ретранслятор и Ачик.

Самый ближайший — Акташский ретранслятор. Бензина еще почти полный бак, смело едем туда. Судя по отчетам и видео на ютубе маршрут не сложный. А хренли там сложного если туда на кроссоверах ездят? Думал я. Ну а дальше — ожидание/реальность по полной))).

Ехал я туда ожидая легкой поездки с рассматриванием видов. И началась тропа (а дорогой это все-таки назвать можно только с большой натяжкой) ожидаемо, как и все дороги вне трассы в Горном Алтае. Земля вперемешку с камнями. Еду не напрягаясь на заднем приводе, полный включал пару раз, когда лень было объезжать какой-нибудь камень. Что-то начал подозревать, когда на одном участке был кусок льда. Лед б**. В конце мая! Но особого значения этому факту не придал. Меня догнал какой-то крузак, попросил дорогу, пропустил. Еду дальше медленно перекатываясь через камни. Что-то противно бумкает. Подумал порог. Позже понял, что это хайджек подпрыгивает на резинках (которыми я примотал его ранее и долбит об основание). Неожиданно впилился в какой-то валун защитой моста. Причем как-то меланхолично ну бумнулся и бумкнулся, причем обоими мостами (задняя защита тоже оказалась не зря). Подумал. интересно, как тут на кроссоверах-то ездят? Не ну правда, местами есть очень большие перекаты грунта, местами торчат довольно высокие камни. Я бы на кроссовере туда не поехал.

Смотрю по сторонам, на склонах местами снег. И тут звонит телефон. Ого! Я тут понимаете ли совершаю внедорожные подвиги, а тут клиенты звонят, главное как? Место-то глухое вроде как. Короче звонка я тут вообще никак не ожидал. Перенаправил клиента в отдел продаж, начальнику отдела отправил смс, чтобы не пропустил звонок. Да смс, интернета там все-таки нет, хоть сотовая связь ловит отлично и МТС и Билайн.

Доезжаю до насыпи, удивляюсь как такую кучу умудрились насыпать. Далее кибитка, где продают камни. Сначала был порыв купить этот "каменный цветок", а потом подумал — а на кой он мне? Не нашел ни одного достойного применения, не смог вспомнить место куда бы имело смысл его поставить (помнится лет 8 назад покупал какую-то каменную пирамидку, болталась по всему дому, в офис тащить тоже резона нет, так и потерялась где-то), и проехал мимо.

Далее начинаются уже прям серьезные подъемы, после которых у меня начали потеть ладошки). В общем-то после первых больших подъемов дальше можно и не ехать, т.к. лучшие виды как раз от туда, видны горы со снежными шапками. Вид как на открытках и постерах о горах. И кстати, маршрут на навителе кончается как раз там. Но мы же едем на ретранслятор. Поэтому едем дальше.

А подъемы все круче, местами со щебнем, машина идет тяжело но уверенно. Путь выбираю поположе (есть там петли и прямые пути, я еду по петлям). Дорога мало того что идет круто вверх, так еще и с косогором (пересматривал видео с регистратора — даже близко не передает уклона). Руки потеют уже практически ручьем, очко сжато так, что иголку не пропихнешь, сердце колотится как после пробежки, в голове одна мысль — только бы не было встречной, т.к. как там разъезжаться вообще хз, слева обрыв, справа гора. Едем. Надо сказать, что у меня есть страх высоты (даже дома если можно обойтись без верхолазства, стараюсь обойтись, если нельзя — то использую страховку и проч.), что еще добавляет пикантности.

Вдали показался ретранслятор, в конце подъема стоит Прадик. И как я буду с ним разъезжаться? Сверху (правее и выше) спускается уаз 469 (видимо местных), меня уже колотит. Но к концу подъема дорога расширяется, ну как дорога. Ровной поверхности там нет нигде, все куда-то уклоны, но места достаточно, чтобы разъехаться.

В том месте где стоял прадик — более пологий подъем, но он завален снегом, там откуда спустился уазик вроде есть дорога (перед ней табличка, дескать "очень опасно не надо сюда"), еду туда, но она мокрая, текут ручьи, машина идет с пробуксовкой. Далее перекат грунта, где вполне возможна диагоналка (за перекатом грунта дороги не видно). Устраивать оффроуд на высоте 3000 метров над уровнем моря мне чета вообще не хотелось. Очень аккуратненько спустился задом назад, рядом с этим подъемом есть площадка (ну как площадка, тоже с косогором), там развернулся и дальше пошел пешком.

Вышел из-за руля — руки дрожат, самого всего колотит. Поднялся выше. Посмотрел место, где я не заехал. В принципе я проезжал и гораздо более сложные места, если взять правее и с поворотом направо прошел бы легко, но как говориться контекст имеет значение. Где-нибудь на равнине я прошел бы это место даже не задумавшись ни на секунду.

Выше камнями выложены какие-то направления, везде снег. Снег мокрый, потрогал для интереса. Весенний мокрый снег. А виды. А виды, что самое обидное, хуже чем на площадке ниже. Все скрыто облаками, вокруг синяя дымка. И начинает накрапывать дождичек. Оказаться там в дождь — идея так себе, да и делать там больше нечего. Сделал несколько фоток и видео (вот с этим у меня беда, постоянно забываю фотать) и двигаю в обратный путь.

-36

-37

-38

-39

-40

-41

-42

Крепко-крепко зажимаю тормоз, включаю понижайку, М1 и на двигателе вниз, только чуть спустился и на встречу едет хайлюкс. Дабля! Расширений дороги нет, но в принципе если чуть правее и у мужика хватит ума тоже взять правее без проблем должны разъехаться. Уф… разъехались. Дальше стараюсь свалить оттуда быстрее, но не сильно разгоняясь. Где чуть положе — М2, где круче — М1. Ниже петли уже прохожу напрямки. Двигатель раскручивается до 3 тыс. оборотов. Это впервые. Ранее какие бы уклоны не были больше 2 тыс. оборотов ни разу не видел.

Большие, крутые спуски кончились, дальше уже перешел на 2 вд и просто ехал, притормаживая, чтобы хайджек сильно по мозгам не долбил. По дороге догнал того Прадо, что наверху стоял. Ехал он по этим камням прям очень медленно. Посигналил ему, чтобы пропустил, обогнал, моргнул аварийкой и "повалил" дальше.

Спустился в Акташ, еду и думаю, что делать дальше. Из точек маршрута остались Актру (решил что уже точно не в эту поездку), Марсовы горы, но суть этого "Марса" в том, что просто горы имеют красный цвет, этого я и по дороге на Акташский ретранслятор насмотрелся, и ехать туда достаточно далеко еще. Надо сказать, что в Горном горы и дороги очень похожи. Даже Чуйский тракт, который считается одной из красивейших дорог мира, через какое-то время начинает утомлять, т.к. если честно достаточно однообразный. Остался Ачик. Но по отзывам, дескать Акташский ретранслятор — фигня, а вот Ачик, там жесть. А меня после Акташа трясет. Поэтому и на Ачик в эту поездку не едем. Впечатлений набрано как минимум на месяц вперед.

Да, подъем на ретранслятор на меня произвел сильное впечатление, уже потом дома перед сном я вспомнил этот подъем и меня заколотило. Но это тогда в день когда я туда ездил. А сейчас, когда пишу вот этот текст, думаю "блин вот чуть-чуть не доехал, машина-то может, а я чего?". Короче вредная натура у меня)).

Решаю ехать домой. Но перед поездкой жена мне говорит А привези мне батюшка из дальних далей цветочек аленький домой поедешь, купи рыбы, где мы зимой на лебедином озере покупали. Сначала подумал, нифига себе в такую даль ехать. А потом по карте глянул — для бешеной собаки 100 км не крюк, тем более маршрут можно выстроить мимо Аи, где у меня остался еще один незавершенный гештальт — Чертов палец (ездили туда как-то еще на бэхе, но не заехали, развернулись у ворот).

Маршрут снова выстроил на двух навигаторах — Яндекс до дома (как же долго он призывал меня взяться за ум и вернуться на Чуйский тракт, когда я свернул через мост на Айский тракт), Навител до Лебединого заказника.

Еду по трассе, слышу какой-то бумк, автоматически глянул в зеркало заднего вида. Стоп. А ГДЕ МОЙ ХАЙДЖЕК? По тормозам, выхожу. А вот он, лежит спокойно на бампере. Верхнее крепление совсем отломилось, причем переломилась сама железяка, упал он аккуратненько, практически не поцарапав дверь (небольшая потертость потом обнаружилась на корпусе ручки двери багажника или как ее точнее назвать). Отвязываю хайджек и запихиваю в багажник. На удивление влез поперек багажника от стенки до стенки. Понимаю, что будет по-любому долбить на кочках и прыгать при каждом удобном случае пытаться выбить стекла или как минимум нашеркать пластиковые панели. Поэтому концы заматываю тряпками, снизу подкладываю подушку, сверху заматываю тряпками и одеялами (так он и доехал, хоть и гремел все равно). На секунду появилась мысль пересмотреть способ перевозки с калитки на багажник в таком виде, но при таком виде перевозки пользоваться полкой неудобно, для организации спального места надо вытаскивать джек на улицу. Под полкой не разместишь, т.к. для того чтобы его вытащить, нужно его вывести под углом. Короче как экстренный временный вариант пойдет, на постоянку — буду доделывать крепление из нормального метала на калитке (там он очень удобно стоит).
В общем после того, как джек занял место в багажнике, решено, что теперь по-любому домой).

Доехал до Шебалино, там есть интернет, приложение газойл показывает, что где-то тут есть газовая заправка. Заехал сначала на обычную, залил 50 литров (опять глаз-алмаз, угадал четко под пробку), спросил где тут газовая заправка. Заправщица на Нике сказала, что нужно доехать до конца деревни, потом по другой дороге вернуться немного назад. Взял капучино. Это прям то самое какое надо оказалось. Даже чутка усталость снялась.

Газойл нашел без труда (только не понимаю, почему нельзя сделать газовые заправки видимые с дороги, все они куда-то заныканы, только избранные их могут найти видимо, судя по приложению, еще должна была быть где-то в Онгудае, но на глаза мне не попалась). Залил до полного, вошло 68 литров. Почти 140 литров всякого топлива — точно хватит без вопросов до дома.

Вообще с газом какая-то нае.обмановка. Обычно я как делаю — полный бак бензина, полный бак газа и едем на газе, кончается газ, заправляем дальше и так едем. В плане Горного, видимо концепцию надо менять. В том же Шебалино залить газа, дальше ехать на бензине, а уже в конечной точке (перед уходом в дебри), залить бензина до полного и ехать на газе, чтобы гарантировано в случае чего вернуться на бензине.

Чертов палец

Заезд на гору (или пик?) Чертов палец нашел легко (хоть оба навигатора не знают ни Аи, ни Чертова пальца), с тех пор когда я там был в последний раз вообще ничего не поменялось, такая же убитая гравийка до ворот (вот что поменялось — забор стал больше, ворота капитальнее), проезд 300 рублей. На пик ведут грунтовые пыльные дороги, еду, думаю, да после Акташа, тут вапще легкотня. Но снова не угадал. Во-первых, прокладывали их какие-то уроды, т.к. некоторые подъемы выводят на обрыв, т.е. заезжаешь на подъем и нужно сразу же направо, иначе, если ходом запрыгнешь можно улететь с обрыва, а лететь там хоть и не 3 тыс. метров, но все равно хватит, во-вторых, если из места сделали достопримечательность, то почему бы не убрать косогор и не сделать хотя бы дороги ровными? Я уж не говорю про асфальт или хотя бы гравий (даже на вершине нет ровной площадки — косогоры, крайне не комфортные для разворота). Но нет. Удобных пешеходных троп тоже нет, нет ограждений и поручней, лестниц на подъеме. Ну т.е. это было бы нормально где-нибудь в дебрях, но это вроде как очень популярное место. Даже в Чемале козья тропа лучше обустроена. Как оно было так и осталось, и видимо останется. На верху из признаков цивилизации какой-то ретранслятор и мусорка. Все. А это не глушь, до которой несколько сот км ехать, а очень посещаемое место. И напомню вход — 300 рублей. К сотке за проход к Гейзерному озеру у меня претензий нет, там видно за что деньги взяты и люди старались место облагородить. Здесь — "ниточка и 100 рублей, потому что денег надо". В общем, ладно, точка взята, гештальт закрыт больше тут делать нечего).

-43

-44

-45

-46

Дальше по убитой дороге едем до рыбопитомника в окрестностях Лебединого озера (оно же Светлое). Ая — Катунь — Алтайское — Советское (как-то так). По дороге попадались еще рыбопитомники (по форме озер видно, что искусственные), и еще что интересно — какая-нибудь большущая сопка и с ее вершины идет колея дорог. Как-то ездят.
А вот по дороге к озеру приятный сюрприз — делают новую дорогу (я читал еще зимой, что планируют, но увидеть вживую было приятно).
Ехал надо сказать наудачу, т.к. время уже подходило к 8 часам вечера и логика подсказывала, что "там рыбы нет", т.е. продавать ее просто некому будет, но надеялся на телефон, типа табличка — позвони, подъеду. Подъезжаю к питомнику, опа. А там кто-то есть! Спрашиваю рыбу-то продадите? — да легко!

Взял две рыбехи, хотел еще копченой, но сказали разобрали всю. И еще сказали, что со следующего месяца переезжают куда-то дальше по улице, кроме форели у них будет еще судак и еще что-то. Похоже бизнес развивается, а когда-то давно я работал в сельхозуправлении и курировал в том числе и направление рыбоводства. Тогда считалось что это направление абсолютно убыточным, и все рыбохозяйства вот-вот домрут.

-47

рыбка покрупнее — покраснее, в одной оказалась икра

Мишен комплит, дальше валим домой. Ехал выставив по круизу 90 км/ч, т.к. быстрее шла вибрация (все-таки грязь в колесах осталась), да и руль почему-то снова стал чутка косить вправо (после посещения ваксойла, видимо на шлиц руль промазали, ну ничего, потом мы это поправим, умеем уже).

Газ кончился примерно за 100 км до дома. А значит дальше включаем режим "фак де фуел экономи" и валим на все бабки. Оказалось больше 145 по жипиэс не разгоняется, видимо из-за колес, вроде разгонялся раньше на штатных, и как же я давно не ездил в отсечку. Соскучился. По штрафам пока инфы нет, но я вроде везде придерживался скоростного режима в пределах видимости камер. Домой прибыл в 22:30. Навител оказался точнее, Яндекс обещал, что я буду дома в 22:40. Вышел из машины — качает).

На этом день кончился — спать.

Уха из рыбки на следующий день пришлась очень кстати, а потом банька). Но до этого надо разобрать шмурдяк и отмыть машину.

Осмотр показал, что вроде обошлось без потерь, за исключением того, что протекла атф (брал с собой жижи — трансмиссионное масло, литрушку антифриза, литрушку атф для гура — вот она и протекла). То странное пятно на матрасе было от нее. Протекло не много, но кое-что наговнякало — на будущее, под жижи, надо будет какую-то герметичную емкость сообразить (если есть готовые варианты — с интересом изучу).

Также при проезде Ороктойского перевала не положил компрессор в сумку и он летал по багажнику, в результате с резинок слетело основание (когда качал не стал заморачиваться и снял оставшиеся резинки), дома вернул все обратно. Матрас промыл кархером, пятно осталось, но хоть вода не скатывается, т.е. технической жидкости в ткани нет. В подвеске на удивление оказалось немного грязи. В защите моста было прям под завязку грязи набито. Из неприятностей — обнаружил потертость на пороге и железной трубе. Сначала подумал, что было касание трубой порога, но потом пришел к выводу, что скорее всего туда залетел камень и нашеркал.

В остальном все хорошо. Масла столько же сколько было, антифриза тоже. Машина выдержала все без проблем. Надо пересоздать крепление хайджека. И на будущее пересмотреть принцип планирования поездок.

За один раз не более 3 мест (тем более они реально все очень похожи). Планировать сразу несколько маршрутов, на случай изменения погоды или еще каких обстоятельств. Пересмотреть подход к заправке газ/бензин.

На этом все. Спасибо всем, кто дочитал.

Видеоверсия: