Самая известная станция Московского метро - Маяковская. Правда ли, что изначально она должна была быть похожей на театр? Почему к проекту привлекли другого архитектора? И зачем при строительстве применили металл, а свод позже украсили мозаиками? Об этом и не только расскажу сегодня?
Почему Маяковская
Маяковская открылась в составе второй очереди Московского метро 11 сентября 1938 года. Линия включала в себя участок от Сокола до Театральной (тогда "Площадь Свердлова") без Тверской. Изначально платформа должна была называться "Триумфальная площадь".
Так до 1935 года именовалась площадь на поверхности, где планировали разместить вестибюль. После её превращения в площадь Маяковского, решили взять это название. Но, в конце концов, посчитали, что лучше будет наименование укоротить. Так появилась "Маяковская".
Площадь Маяковского, 1936.
Интересно, что первоначальный проект станции не имел ничего общего с тем, что мы видим сейчас. Архитектор С.М. Кравец предлагал возвести колонную станции глубокого заложения (до этого в мире такого не делал никто). Украсить платформу планировали продольными аркадами. А стиль оформления напоминал бы итальянский "Ренессанс".
Театр советского абсурда
Идея придать станции несколько "театральный" вид была связана с тем, что в то время на площади Маяковского находилось несколько таких заведений. В том числе строилось здание театра Мейерхольда.
Проект станции "Триумфальная площадь" С.М. Кравеца, 1935.
Но уже в 1936 году маэстро стал неугоден. Возведение театра прекратилось. В то же время отстранили и архитектора Кравеца. Связано ли это друг с другом или нет, на 100% сказать нельзя.
Проект станции "Триумфальная площадь" С.М. Кравец, 1935.
Помимо идеологических, были проблемы технические. Из-за того, что грунты в этой местности изучили плохо, конструкция не выдерживала давления. На сводах стали появляться крупные трещины. Если бы так дело пошло и дальше, то будущая станция превратилась бы в аварийный участок.
Гений метростроения
Ситуацию нужно было как-то решать. Для этого пригласили архитектора А.Н. Душкина. Он к тому моменту имел уже большой опыт в строительстве метро.
Проект А.Н. Душкина, 1936.
Родственники архитектора вспоминали, что он был настолько увлечён проектом "Маяковской", что рисовал облик будущей станции постоянно. Достаточно сказать, что Душкин сделал 7 эскизов будущей визитной карточки Московского метро.
Эскиз станции "Маяковская".
Именно Алексей Николаевич предложил использовать в конструкциях станции металл, а точнее сталь. Чтобы сделать опоры крепче. Добыть такой материал в архитектурных целях в те времена было непросто. Всё же тогда металл предназначался в первую очередь для строительства самолетов.
Строительство станции "Маяковская", 1937-1938.
На помощь пришел авиаконструктор КБ им. Туполева, А.И. Путилов. Именно эта мастерская разработала знаменитые металлические ленты. Изготовили конструкции на заводе "Дирижабльстрой" в городе Долгопрудном Московской области.
Памятник архитектуры
Поскольку станция глубокого заложения, то одной из главных задач было сделать её легкой и просторной. Чтобы пассажиры не чувствовали себя под землёй. Для этого Душкин придумал овальные купола в своде, украшенные мозаиками.
Станция "Маяковская", 1939-1940.
Их тема - "Сутки страны Советов". Практически на каждой изображено небо, что также делает конструкцию станции более воздушной. 35 мозаичных панно собрали по эскизам художника А.А. Дейнеки. К сожалению, сейчас их осталось 34. В 1950-х годах одно уничтожили во время установки гермоворот.
Свод станции с мозаиками, современное фото.
Помимо стали для отделки колонн применяли родонит. Путевые стены облицевали серым мрамором с темными вкраплениями. А внизу сделали мрамор рыжеватого оттенка.
Дополнительную красоту станции придают светильники. В центральном зале они расположены по периметру куполов. А вдоль путевых стен находятся подвесные люстры.
Маяковская - единственная станция Московского метро, на которой до сих пор мраморный пол. На остальных платформах он достаточно быстро износился. Поэтому его пришлось менять на гранитный. Но так как Маяковская - это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, то любые манипуляции с покрытием были запрещены.
Реконструкция
В ноябре 1959 года открылся дополнительный выход на другой стороне Тверской улицы, чтобы разделить пассажиропоток. Но это не сильно помогло, ведь эскалаторных ход был всего один. А к 1990-м отсутствие второго выхода стало большой проблемой.
Реконструкция "Маяковской", 2010. Источник: www.bigpicture.ru
Эскалаторы практически пришли в негодность. Их надо было менять. Но тогда пришлось бы закрыть станцию. Поэтому решили соорудить второй выход с Маяковской.Его закончили в 2005 году.
Реконструкция "Маяковской", 2010. Источник: www.bigpicture.ru
Полностью реконструкция станции завершилась в 2010. Многие детали заменили на новые, сохранив архитектурный облик. Например, пол. Поэтому реставрацию Маяковской можно назвать удачным проектом.
Визитная карточка Московского метро
Этот вопрос задают себе многие. В столичном метро столько красивых станций. Однако, когда вспоминаешь, первое, что приходит на ум, - это Маяковская.
Станция "Маяковская", 1938.
Скорее всего, дело в архитектуре. Все-таки для 1930-х годов применение металла в отделке станции выглядело просто дико. Для москвичей это чем-то невероятным. И, конечно, производило сильное впечатление. К тому же, станция правда очень красивая.
Станция "Маяковская", наше время.
Немаловажную роль сыграла и всемирное признание. На выставке в 1939 году Маяковская получила гран-при, поразив всех гостей выставки своей сложностью и легкостью архитектуры.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи