Увлекшись яркими героями Столетней войны, мы с вами, дорогие читатели, давно не вспоминали другой цикл, хотя у него тоже есть свои поклонники. Цикл этот о тайнах старых картин, известных и не очень. И сегодня мы попробуем раскрыть еще одну маленькую тайну.
Есть в Третьяковской галерее одна небольшая картина В.Г. Перова, которая поселилась в собрании полотен еще при жизни Павла Михайловича Третьякова, купившего ее у автора - Василия Перова. Называется она "Старики-родители на могиле сына". Но это не единственная работа художника, хранящаяся в Третьяковке. В 1935 году галерея и известный московский коллекционер А.П. Лонговой заключили сделку о купле-продаже еще одного полотна В.Г. Перова под названием "Старушка".
На первый взгляд ничего удивительного: Василий Перов написал много работ, изображающих жизнь простых людей, возможно потому, что сам считался незаконнорожденным, хотя его родители и обвенчались после его появления на свет. Словом, есть среди его полотен и "Нищий, просящий милостыню", и "Слепой музыкант" и много других работ, подобных этим. Поэтому не удивительно, что в Национальном художественном музее Республики Белорусь в Минске тоже есть его картины, и среди них одно полотно под названием "Старичок".
А собрала я эти три работы потому, что все они посвящены одной и той же теме: роману Тургенева "Отцы и дети". Сотрудники Третьяковской галереи Н.Ю. Зограф и Л.И. Гладкова провели сравнительную экспертизу картин и пришли к выводу, что "Старичок" и "Старушка" - две части единого целого. Непонятный предмет в левом углу картины "Старушка" оказался краем надгробной плиты, а при соединении полотен стало очевидно, что справа над коленопреклоненной женщиной видно колено сидящего старика.
Сам художник не раз говорил друзьям, что хотел бы понять душу человека. Возможно именно поэтому роман "Отцы и дети" произвел на Перова такое сильное впечатление, что он на свет появилось изображение родителей Базарова. Однако, судя по всему, первоначально Василий Перов собирался расположить стариков родителей лицом к зрителям, прямо и открыто показав их горе.
Однако позже, видимо, его намерение изменилось, и в окончательном варианте старики Базановы предстают перед нами спиной, в печали стоящие перед могилой сына. Мы не видим их лиц, но мастерство и талант художника дают нам возможность почувствовать всю глубину родительского горя, чувство безысходной потери людей, переживших своего ребенка и оставшихся доживать свои дни вдвоем.
Первоначальный же вариант художник разделил, изменив фон и превратив обе фигуры в самостоятельные картины "Старичок" и "Старушка", которые мы и знаем теперь. Кроме того, в фонах Русского музея хранится графический этюд "Печальный отец", который Перов выполнял для первого варианта картины.
Вот так открылась еще одна тайна старых картин, но я обещаю, что она будет не последней, и мы обязательно узнаем еще много интересного. Поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые истории, а другие рассказы цикла можно найти здесь.