Блаженной памяти почивший Сербский патриарх Павел говорил такие простые слова:
«Птица потому и птица, что летает, а цветок потому и цветок, что пахнет и цветёт. А человек потому человек, что он молится».
Молитва — это родовой признак человека. Во всем остальном человек похож на животных.
Это млекопитающее живородящее, двуногое без перьев. Ну так бы мы его могли определить в курсе биологии. То есть мы рожаем живое потомство, как, например, и кошка, и собака, и дельфин, и слон.
Мамы наши кормят детенышей своих молоком, как, собственно, корова теленка кормит, как и слониха слонёнка кормит. И мы переживаем о детях своих и сбиваемся в стадо человеческое, некий социум и храним семью, как лебедь или те же самые дельфины или мартышки, или волки.
У нас есть сигнальные системы, благодаря которым мы коммуницируем с такими же, как мы. И во всем остальном мы такие же животные на самом деле.
А чем же мы по-настоящему отличаемся от животного мира? По сути, только одним — тем, что мы молимся.
Молитва — это признак человека.
Птица потому птица, что летает, цветок потому цветок, что растёт и пахнет, а человек потому человек, что он молится.
Давайте кратко поговорим о молитве. Это великое искусство, это наука из наук, искусство из искусств. Всю жизнь нужно учиться молиться. Иногда человек проводит долгие десятилетия в попытках научиться призывать имя Господа внимательно, со страхом и благоговением.
Иногда Божьим сверлом сердце просверливается в одну секунду, и оттуда бьёт фонтан молитвы, как это было, например, у тонущего Петра, когда не было времени и возможности книжку взять в руки, встать на колени, лампаду зажечь. Тонет человек. И он кричит:
«Спаси меня, погибаю!»
Вот такая молитва погибающего человека. Или разбойник, например, на кресте:
«Помяни, Господи, Царствие Твое».
Или мытарь в храме, бьющий себя в грудь:
«С Божьей милостью буди мне, грешнику!»
Это все краткие молитвы, которые вырываются из человека протуберанцами, как гейзер, такой горячий кипяток вырывается из недр человеческой души. Это такая просьба к Богу.
Но лучше не ждать беды, чтобы беда заставила нас молиться. Лучший учитель молитвы — это беда.
Когда беда приходит, приходит страх и болезнь, начинается молитва об исцелении и спасении.
Приходят неприятности с детьми, начинается молитва о детях. Но я бы не хвалил этот вид молитвы, потому что всё-таки нужно молиться до болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с телом. То есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним.
Василий Великий определяет несколько видов молитвы. И первую, полагает он, молитву хвалебную. Бога нужно хвалить, в храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить. Заканчивается Псалтирь хвалебными псалмами 148, 149, 150. Мы читаем их на утренней.
Начинается Псалтырь откровением от том, как надо жить. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, но в законе Господнем воля его, и в законе Господнем получится день и ночь. Он будет похож на дерево при потоках, которое лист не потеряет и плод принесет.
Это начало Псалтиря. А в конце Псалтиря к чему приходят?
К тому, что хвалить надо Господа.
Хвалите Господа, хвалите Его, змеи, бездны, огонь, град, все хвалите Господа. Человек настолько расширяет свою душу, что он желает, чтобы вся вселенная превратилась в храм, а он, человек, стал в этом храме священником. Это, собственно, есть цель творения человека.
Мир — это храм, а человек в нем — священник.
И первое, что нужно делать в отношении Господа Бога, это хвалить Его. Хвалим, благословим, благодарим, поклоняемся, то есть хвалите Господа больше, нежели просите у него чего-нибудь.
Очень важно, что молиться нужно всегда как грешник.
Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, праведность наша мнима, праведность наша дырявая. Надо молиться Богу как грешник, то есть хвалить Бога, но не забывать, что грешен, испрашивать у него прощения в грехах своих.
А потом проси у Бога, проси чего хочешь. Проси для дочки мужа, замужней дочке детей и верного жития супругам, чтобы не разводились, не дрались, не ругались, сыну живым и здоровым вернуться из армии, допустим, выплатить ипотеку.
То есть проси у Бога, потому что всё, что нам нужно, у Него есть. Бог богат всем, у Него все есть. Ему ничего не жалко.
Только Он дает дозированно тому, кому надо и вовремя. Ну наконец, когда ты получаешь просимое, ты должен поблагодарить. Кто бы ты был такой, если ты, например, просишь у Бога помощи, а потом Бог тебе дает ее, а ты потом не благодаришь его, то есть благодарить нужно.
Итак, хвали, кайся, проси и благодари после получения просимого. Вот четыре вида молитвы, которые определяет, насколько мне память не изменяет, святой Василий Великий.
Теперь еще одна очень интересная вещь. Когда начнешь хвалить, заканчивай покаянием, а когда начнешь каяться, заканчивай хвалой.
Проиллюстрирую вам простейшими, очень важными, мне кажется, примерами. Псалом Покаянный: написал Давид после того, как он был дважды ранен двумя стрелами: прелюбодейства и убийства.
Значит, он убил и спал с чужой женой. Потом он это всё понял. Это ему Нафан сказал, он это всё на себя примерил, эти обличительные слова, и начал омывать слезами ложе свое.
Вот псалом, родившийся из покаяния:
«Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».
Он: кается, кается, кается, кается. А потом в конце говорит: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Внимание. То есть Давид, убивший и сблудивший, говорит: «Я научу беззаконных путем Твоим и нечестивых Тебе обратятся».
Я извиняюсь, царь Давид, ты сам-то кто? Ты же сам нечестивый. Ты же сам убийца и прелюбодей. Ты еще кого-то собираешься учить. Ты собираешь нечестивых: «Приди к Богу». А ты сам что натворил? Вроде бы так.
На самом деле великая мудрость здесь открывается. Он начинает с покаяния, а потом постепенно сердце его разгорается теплотой все больше и больше, до горячего доходит уже состояние сердца, и он говорит:
«Я, Господи, Тебе все сделаю».
А что Богу самое нужное? Это возвратить грешников с грешных путей.
«Я Нечестивых к Тебе обращу, научу беззаконных путям твоим».
То есть он заканчивает, по сути, обещанием Богу быть проповедником и учителем многих, понимаете. Так и Петр слышит от Христа в ответ на покаяние повеление пасти овец моих.
Это для для Господа очень ценно. Вот он начинает с покаяния, а заканчивает хвалой, и там он уже говорит про стены иерусалимские, про жертву тайную.
А в Великом словословии мы наоборот сначала хвалим Бога, а потом потихоньку поем, поем, а потом спускаемся к покаянию.
Да, это закон. Начнешь каяться — взойдешь до хвалы, начнешь хвалить — снизойдешь до покаяния.
Вот если великое повечерие в Великом посту вы посещали, заметьте себе, там есть две песни, которые радикально представляют нам эти две позиции.
Первая:
«С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтесь, яко с нами Бог».
То есть с нами Бог, мы никого не боимся. Это песня торжества веры, то есть мы вообще никого не боимся. Все, что вы замышляете, задумываете, ножи точите и, значит, собираете оружие свое, это все ерунда. С нами Бог, спрячьтесь все.
Потом проходит половина повечерия, и поется:
«Господи, сил с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы. Господи, сил, помилуй нас».
Это совершенно другая тональность. То есть Господи, не оставляй нас. Только что мы говорили:
«С нами Бог, ну-ка, все по углам, мы самые сильные, с нами Господь».
А потом мы просим Бога не уходить, не оставлять нас. Потому что если нас оставить, нас просто уничтожат всех. Нас и так не любят, нас просто сожрут заживо. Вот так полярно молитва соединяется: покаяние и хвала.
Начнешь с хвалы — закончишь покаянием, начнешь с покаяния — взойдешь до хвалы.
И то и другое очень нужно человеку. Приходите в храмы Божие хвалить Господа и обязательно каяться в грехах своих. Приходите в храм Божий каяться в грехах своих и обязательно в конце хвалите Господа.
Ну и, пожалуй, последнее на сегодня это то, что человек, по словам митрополита Антония Сурожского, Царство Ему Небесное, часто надевает маску на молитве. И молюсь не я, а моя маска. То есть я строю глазки перед Богом, изображаю из себя что-то такое, чем на самом деле не являюсь.
При этом всем я еще представляю себе Бога каким-то таким, что является тоже маской Бога, какой-то такой куклой вместо Господа, вместо живого Бога, которого нужно бояться я представляю себе кого-то там не доброго дедушку или еще что-нибудь такое представляю. Получается, что моя маска молится маске Бога. То есть диалог не происходит.
Надо, чтобы для молитвы было две личности — он и я. Я молюсь ему, не маска моя, а я, и не маске его, а ему молюсь. То есть нужно быть предельно честным на молитве.
Молитва — это ужасно честное занятие. То есть ничего не спрячешь, никого не обманешь, душа нараспашку, и там что есть, то есть.
Вот, смотри на меня. Вот показываю, как лев пришел к Герасиму, помните, с занозой со слезами. Герасим вытащил занозу, перемотал лапу бедную, и лев стал его другом навеки. Вот так человек показывает душу свою на распашку, честно показывает.
Хвала и покаяние — два полюса молитвенной жизни.
Повторяю, начнешь с хвалы — заканчивай покаянием, а начнешь с покаяния, заканчивай хвалой. Хвалите Бога и кайтесь перед Ним. В этом вся жизнь человеческая, потому что никто, кроме людей на земле, собственно, не молится.
Но весь мир смотрит на нас в ожидании того, что мы будем молиться. Каждая птица смотрит на человека и думает:
«Мне бы твой язык, твое сердце и твои мозги, да я бы молилась с утра до вечера. Ты не молишься. Я молюсь, пою Богу каждое утро, как умею. А ты не молишься».
Каждая жаба смотрит с болота на человека и спрашивает:
«Почему ты не молишься? Я квакаю с утра до вечера, а ты не молишься».
Каждое дерево скрипит ветвями, шумит, смотрит на человека и так себе думает:
«Мне бы твои легкие, твой язык, твои зубы, губы, весь твой речевой аппарат, сердечко твое, да я бы молилось Богу с утра до вечера. Почему ты не молишься?»
Вся природа спрашивать людей:
«Вы почему не молитесь? Вы же для этого созданы. Мы должны дать вам шерсть, хлеб, тепло, защиту, огонь, свет. Все это мы делаем для вас, а вы для Бога должны молиться».
Человек потому человек, что молится Богу, а птица потому птица, что умеет летать и петь. С Богом, до свидания.
Читайте еще: