На днях решил перечитать Корецкого (полковник МВД, автор крутейших криминальных и шпионских боевиков - бестселлеров девяностых-двухтысячных) и в начале сборника обнаружил пару его ранних повестей, посвященных, как принято говорить, будням советской милиции. Аж на оружейно-охотничью ностальгию пробило. Судите сами.
Итак, один из героев повести, оперативник угро, "прочесывает" окрестности места особо тяжкого преступления с целью выявления возможных фигурантов, попутно отмечая нюансы обстановки (цитата):
"Три толстяка… целующаяся парочка… группа туристов с рюкзаками… куча детишек на полянке — детский сад выехал на природу… четыре девушки, загорающие на прогалинке… ага, охотники идут к знакомой сторожке, «ТОЗ-34» — «бокфлинт», с вентилируемой планкой, отличное ружье… а это спортсмены — ориентирование на местности… ватага студентов… женщина с мальчиком."
Ничего не режет глаз? Ну конечно же - в зоне отдыха города-миллионника в самый разгар брежневского застоя среди детсадовцев, девушек и прочей праздной публики вот так запросто разгуливают охотники с расчехленным оружием! Где ТБ, где тогдашняя Росгвардия, а опер почему мышей вообще не ловит!? "Лютый совковый трэш", как выражается молодежь.
И ведь было, ребята, сам свидетель. Понятно, по городским проспектам с ружьями наперевес никто не шлялся, а в сельской местности снять с гвоздика на стене ружье, отпереть дверку шкафчика, достать снаряженный патронташ и, пристроив оружие в положение "на ремень", через все село протопать к лесу, попутно здороваясь не только с соседями, но и с участковым, было делом абсолютно естественным.
Правда, полуавтоматы-калашоиды и вообще "нарезняк" обычный человек вряд ли бы смог тогда легально попользовать (исключение - охотники промысловики или, например, гуртовщики, вот там можно было встретить и "мосинку", и СКС, и только-только появившуюся "Сайгу").
Что же касается связанных с огнестрельным оружием правонарушений, то да, бывало, но главным образом на бытовой почве. Когда практически со стопроцентной вероятностью в стельку пьяный индивид хватался за то, что ближе лежит. И не всегда этим оказывался кухонный нож или табуретка. Хотя, что характерно, в регулярных стычках двор-на-двор, улица-на-улицу или, там, село-на-село огнестрел по некоему негласному договору сторонами конфликта не использовался. По сути это были современные вариации на тему традиционных русских "кулачных боев".
Ружья тогда действительно у многих висели на стенах, стояли в шкафах или лежали в диванах, но боеприпасы, особенно в семьях с детьми, всегда находились под замком. Поскольку мы, юные пионеры :)), никогда не додумались бы притащить "ижевку" в школу, но запулить в костер позаимствованный у бати патрон - вполне. А вообще, как ни парадоксально, при сравнительной доступности огнестрельного оружия особого внимания на него как-то и не обращали, ну, как сейчас на автомобили - тоже, между прочим, источник повышенной опасности.
P.S. Преступность в СССР была, пусть и несколько другая. Например, милиции откровенно побаивались не только дворовые хулиганы, но и ребятки посерьезнее, однако нарваться на нож или просто огрести кастетом в челюсть, забредя в "нехороший" райончик или вечерний парк и не умея правильно разговоры разговаривать, можно было как два пальца... А вот с огнестрелом даже из криминала мало кто решал связываться, особенно со служебными/армейскими образцами - тут уж органы буквально вставали на уши, и срок по любой статье светил уже максимальный.