Советский скульптор Сергей Дмитриевич Меркулов создал скульптуру писателя в 1914 году. Сегодня этот памятник можно увидеть по адресу улица Достоевского 4 с. 1, во дворе Мариинской больницы, где писатель родился, и где сейчас находится его музей-квартира. Памятник представляет собой фигуру писателя в полный рост, стоящую на постаменте. Высота скульптуры составляет 3 метра 50 сантиметров.
Идею создания памятника С.Д. Меркулов вынашивал с 1911 года, а изготовлен он был в 1914 году по заказу московского мецената Н. Шахова. Интересно, что скульптор задумывал создать триптих, элементами которого стали бы памятники Ф. М. Достоевскому, Л. Н. Толстому и скульптура «Мысль». Все три произведения существуют сегодня, но идею триптиха воплотить не удалось, скульптуры всегда находились в разных местах.
Памятник Достоевскому является монументальной скульптурой, обладающей мемориальной функцией. Он представляет собой портретный жанр скульптуры: задача автора состояла в том, чтобы передать зрителю представление о внешности и внутреннем мире писателя. Скульптурные портреты обычно создаются с привлечением модели. Во время работы над памятником Меркулов пригласил в качестве натурщика А. Н. Вертинского, автор вдохновлялся образом «русского Пьеро», созданным актёром.
Фёдор Михайлович изображён стоящим в полный рост, причём размеры фигуры превышают натуральную величину, туловище и голова наклонены влево, руки согнуты и соединены на груди. Памятник сделан из твёрдого камня - шведского гранита. Этот материал отличается высокой устойчивостью к любым природным воздействиям, поэтому для уличной скульптуры гранит – наиболее практичный камень. Известно, что Меркулов изначально разрабатывал уличную скульптуру, поэтому выбор материала был определён исходя из целей. Также гранит - очень твёрдый камень, в этой скульптуре видно, как мастер обрабатывал каменную глыбу снаружи во внутрь, моделируя очертания будущей статуи. Упрощённая форма, отсутствие детальной проработки всех частей тела и несколько сдержанное движение являются теми особенностями скульптуры, которые продиктованы материалом – гранитом. Также материал определяет фактуру скульптурной поверхности.
Здесь скульптор создал гладкую поверхность, при этом чётко подчеркнул грани и углы в скульптуре. Особенно хорошо эту работу видно в лице: надбровные дуги, нос и борода писателя выделены при помощи глубоких граней, иначе эти границы получились бы расплывчатыми. За счет этого выражение лица писателя кажется неподвижным, застывшим, задумчивым.
Сегодня скульптура располагается во дворе Мариинской больницы, она стоит перед главным зданием, выполненным в стиле классицизм. Памятник не был создан специально для этого места. Первоначально его разместили на Цветном бульваре. Однако современное расположение памятника достаточно удачное. Пространство позволяет рассмотреть его со всех сторон, что крайне важно – силуэт фигуры меняется в зависимости от ракурса. Сам скульптор определил свое творение как фигуру «о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры».
Скульптура Достоевского полностью раскрывается при круговом обходе, причём в зависимости от точки зрения фигура выглядит по-разному. При фронтальном осмотре кажется, что писатель просто застыл в моменте и через секунду повернётся. Если подойти слева, то здесь Фёдор Михайлович смотрит прямо на зрителя, глаза в глаза, если встать ещё левее, то силуэт писателя напоминает православного святого столпника. Посмотрев на скульптуру с правой стороны, увидим погружённого в себя, задумчивого человека.
Скульптор Сергей Дмитриевич Меркулов создал законченный образ писателя Фёдора Михайловича Достоевского в своей скульптуре. Несмотря на то, что, на первый взгляд, фигура может показаться скованной, в ней есть движение и жизнь. Автор смог передать внутреннее состояние героя, его беспокойство за род человеческий. Особенно хочется отметить портретную проработку лица и изгиб фигуры со склонённой головой и соединёнными на груди руками, как очень выразительные и полностью соответствующие художественному смыслу произведения.