Я всегда говорил и говорю: идите в сложное! Почему? Всё просто.
Свой первый бизнес — центр охраны труда — я начинал с создания испытательной лаборатории. С точки зрения ее непосредственной организации, затрат на покупку оборудования и работу 2-3 специалистов — задача нетрудная. Сложность была в другом — пройти аккредитацию. Дело в том, что эта процедура, проводимая Росаккредитацией, — крайне непростая. В моем личном списке самых требовательных государственных регуляторов, уполномоченных в выдаче разрешительной документации, она занимает если не первое, то второе место точно. Это тебе не точку по продаже овощей открыть, ну или там кофейню.
В процессе прохождения аккредитации я увидел во всей этой истории неоспоримый плюс: чем сложнее тема, тем меньше там конкурентов. Это, конечно, еще не было реализацией концепции «голубого океана». Но воды там точно прозрачнее, чем в высококонкурентном «красном океане» — как, например, на таком «перегретом» сейчас рынке, как продажа спецтехники или вейпов.
После этого инсайта я с единомышленниками уже осознанно вступил на новую для себя terra incognito — мы пошли в айти-сферу. Да, кто-то сейчас скажет, что это тоже перенасыщенный сектор, в котором число стартапов ежедневно растет в геометрической прогрессии. Но так ли много там проектов, представляющих собой нечто действительно стоящее, уникальное? А в сфере healthcare? Вооот.
Cоздать крепкую медицинскую it-фирму непросто: многоступенчатое лицензирование, разношерстный отраслевой коллектив — медики, администраторы, айтишники, маркетологи, специалисты по продажам…А если создаешь международную it-компанию, как в нашем случае, то задача усложняется в разы. Но при этом ты автоматически поднимаешься на ступень выше — здесь требуется иная квалификация, знание языков, понимание менталитета жителей других стран, вырабатываются навыки ведения международного бизнеса и международного же менеджмента… Всё это уже на старте обеспечивает серьезный отрыв от конкурентов, который со временем будет только расти. Словом, нас не догонят (с) И это круто! Круто расти и создавать свою уникальную систему. Идти своей, а не протоптанной сотнями других, дорогой. Потому что сложные задачи —это всегда вызов, который становится драйвером внутреннего роста. Решая сложное, осваивая новое, мы формируем личностный капитал. И в денежном эквиваленте ты как специалист тоже растешь. Поэтому, когда меня спрашивают «куда инвестировать?», я без раздумий отвечаю — «в себя».
Работать в сложном непросто, но интересно и выгодно. И сейчас это актуально, как никогда. Потому что уже сегодня, а тем более завтра, самые крутые компании – это те, которые осмелились заглянуть за горизонт, пойти туда, где еще никто не был. Это компании с крутой идеей. И тренд этот будет только нарастать.