В Великий Понедельник
Говорит Иисус смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек (см.: Мф.21:19).
Некогда, в нынешний день поутру, Иисус Христос со Своими учениками возвращался из Вифании в Иерусалим. Продолжая Свой путь, Он взалкал и потому, увидев смоковницу, стоящую недалеко от дороги, подошел к ней и, не найдя на ней ничего, кроме листьев, сказал: да не будет никогда на тебе плодов! Смоковница та тотчас засохла (см.: Мф.21:18–19).
И мы, как смоковница, должны приносить плоды добрых дел. Господь всегда ждет от нас этих плодов, но особенно Он ждет их от нас в нынешние дни.
И когда же особенно нам приносить плоды добрых дел, как не в нынешние дни? Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения! Ужели мы, грешники, будем веселиться и тогда, когда плакал о наших грехах Господь Иисус Христос? Ужели мы не будем молиться и бодрствовать и тогда, когда Господь бдел и молился о нас? Ужели мы не будем проливать слез сокрушения и тогда, когда Господь проливал Кровь Свою за нас? Ужели будем щадить наше здоровье и тогда, когда Господь не щадил жизни для нас? Ужели будем пить и есть вкусно в те дни, когда Господь за нас был напояем оцтом, с желчью смешанным?
Если даже в нынешние дни мы не принесем плодов покаяния, то каких плодов ожидать от нас в другое время года? Если мы не станем молиться, поститься и каяться в нынешние дни, когда солнце затмевалось, земля трепетала, камни распадались при виде страдавшего за наши грехи Господа, то какой молитвы, какого поста, какого раскаяния во грехах ожидать от нас в другие дни, когда и солнце светит, и земля цветет, и все радуется?
Так, кто в нынешние дни не приносит плодов покаяния, от того и во весь год едва ли можно ожидать их. Чего ожидать от дерева, которое и весной не зеленеет? Нечего доброго ожидать и от того христианина, который и в неделю страстей Господних не молится, не постится, не кается, не хочет вспоминать о грехах, когда все ему напоминает о них. Аминь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Феофан
(Мф.24:3–35)
Господь идет на вольную Страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою Страстей Христовых стал он тем, что теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум-то никому прийти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслию вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим чрез чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.
Таинство Святого Причащения (Евхаристия)
Причастие (или Евхаристия) есть Таинство, в котором специально приготовленные хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, а затем верующие потребляют (при-чащаются) Тело и Кровь Христовы (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную. В этом Таинстве мы приобщаемся к Богочеловеку, соединяемся с Ним.
Подходя к Причастию, мы видим образ вина и хлеба и, вкушая, чувствуем их вкус. Тем не менее, Церковь учит, что это не символически, а действительно Тело и Кровь Христовы, и церковная история знает достаточно случаев, когда людей, сомневавшихся в этом, Господь явно уверял в ошибочности их взглядов, и в Святой Чаше они видели человеческие кровь и плоть. Конечно, в таком виде человеку чисто психологически трудно принять Причастие. Поэтому Господь и подает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
Почему Господь установил именно такой способ соединения людей с Собой? Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение – через вкушение плода от Древа познания добра и зла. Первый человек отделил процесс питания от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог. При этом мы, принимая Тело Христово, не преобразовываем Его в себя, как любую другую пищу, а Оно преобразовывает нас. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.
Хлеб – символ жизни. Вино – символ избранного народа (из винограда взято лучшее и преобразовано). Чаша – символ единства.
Один из образов Евхаристии – единство матери и младенца в её чреве: они имеют единую кровеносную систему и телесное единство.
Кого из Лиц Святой Троицы мы причащаемся? Всех. Первая молитва ко причащению «соединюся святому Твоему Телу и Крови и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом».
Почему Таинство Причащения по-гречески – Благодарение (Евхаристия)? Ведь мы же принимаем Дар от Бога. Но какие ответные дары мы можем принести Богу, если Ему и так весь мир принадлежит и даже мы сами? Вспомним пророческие слова псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:3-4).