Любая жизнь, как мне видится, это погоня за одним счастьем и попытка решить миллион проблем.
Мой друг Геннадий, как мне кажется, был счастливым человеком на все «сто». Поэт. Журналист. Краевед. Художник. А главное, надёжный, добрый друг, хлебосольный хозяин. Все, кто его знал, с ностальгией вспоминают этого редкого, по нынешним временам, щедрого душой человека.
В его малогабаритной городской однокомнатной квартире-"брежневке" всегда было тесно от тёплых дружеских компаний. В них бывали люди и известные и не очень, да и просто, как говорится, «от сохи». Среди известных на уровне России – поэты Николай Дмитриев и Виктор Петров, поэтесса Нина Стручкова, актёр театра и кино Александр Цуркан, да ещё разные авторы-исполнители, барды…
У нас была разница в возрасте. Ровно в двадцать лет. Геннадий Дмитриевич родился в тяжёлое для страны время. В ноябре 1941-го. Когда фашисты рвались к Москве. Его отец Дмитрий Егорович в то время уже воевал с врагом за Родину, жену и ребёнка – он знал, что у него родился второй сын, но так и не увидел его!
Говорят, что у нас незаменимых нет, но это неправда. И Красуленкова тоже, конечно, не заменить. Как и его близких друзей, знаменитых на всю столичную область и Россию поэтов Аркадия Кошелева и Николая Дмитриева, краеведа Владимира Лизунова и исполнителя романсов Юрия Гадаева … Красуленков признан яркой личностью в родном городе, настоящим его патриотом без какой-либо натяжки.
Геннадий Дмитриевич прошёл хорошую школу жизни в орехово-зуевской Морозовской казарме № 212, более века простоявшей вблизи легендарного Зимнего театра.
Будучи ещё грудным ребёнком, Гена лишился отца – красноармеец, военный шофёр Дмитрий Егорович Красуленков погиб летом 1942-го. Геннадия с братом воспитывала одна мать, оставшаяся до конца долгой жизни вдовой солдата, так и не выйдя повторно замуж. С юных лет паренёк начал трудиться простым рабочим на знаменитом Ореховском хлопчатобумажном комбинате, как и его мама-текстильщица Татьяна Матвеевна Красуленкова. Однажды он пришёл с работы (это было в конце 1980-х, когда Красуленков сотрудничал с «Орехово-Зуевской правдой»), а сердце его любимой мамы…уже перестало биться. Теперь они покоятся вместе, их могилки рядом на старом Малодубенском кладбище.
За плечами Геннадия Дмитриевича – многогранная жизнь, военное полуголодное детство. Он часто вспоминал о настоящей "казарменской коммуне", где всегда поддерживались чистота и порядок. Где после войны кипела народная творческая жизнь, в "красных уголках" ставились спектакли, проходили концерты, а во дворах играли в футбол, причём сам мячик (кожаные были не по карману) пацаны делали, как правило, из тряпья и обтягивали капроновыми старыми чулками…
Юноша окончил одну из старейших школ города – первую, когда здесь преподавал историю, а затем стал и директором бывший военный лётчик Иван Иванович Кобяцкий, повторивший подвиг Алексея Маресьева. Теперь на здании школы, у центрального входа, установлена мемориальная доска в честь Г.Д. Красуленкова – рядом увековечены другие её знаменитые выпускники: кинорежиссёр Леонид Марягин, учёный Николай Вельтищев, министр Николай Тарасов.
После школы Красуленков обучался в Орехово-Зуевском педагогическом институте, на факультете русского языка и литературы. Потом служил в Советской Армии на территории Германии.
С молодых лет Геннадий работал в горячих цехах "Карболита", потом - в качестве художника-оформителя, педагогическую практику проходил в восстановленной Чечено-Ингушетии.
Позже была плодотворная журналистская деятельность в многотиражных газетах Ореховского ХБК и предприятия "Ореховоторф", в старейшей газете "Орехово-Зуевская правда" ("литературные страницы" на протяжении многих лет были одними из любимых у читателей). Материалы журналиста всегда отличались своей изюминкой, остротой, душевностью. Красуленков старался поддержать таланты из народа и старался "продвигать" их в первую очередь, порой отказываясь от собственных публикаций стихов. Он и в жизни был хорошим надёжным другом, гостеприимным хлебосольным хозяином. Мы, друзья, всегда ждали его неизменных разносолов, в том числе из грибов, которые он всегда готовил с большим искусством.
С юности он тянулся ко всему прекрасному, любил живопись, дружил с местными художниками, с завидным упорством учился у них мастерству, рисовал маслом картины, любил родной город Орехово-Зуево, его историю.
С Геннадием в разное время происходили всякие невероятные истории. Он являлся заядлым грибником и однажды заплутал, искал в незнакомом лесу тропку, чтобы выйти. До сумерек. Наткнулся на стоящий на лесной опушке трактор – в нём и переночевал. А утром выбрался и приехал на обещанную встречу краеведов в соседней Владимирской области.
Ещё со студенческих лет Красуленков окунулся в деятельность легендарного городского литературного объединения "Основа", а в конце 1970-х был сам одним из его руководителей. В первом авторском сборнике стихов "Белым по чёрному" (2001 г.) поэт ясно сказал о себе: "Твой я, жизнь, во мне твоя кровинка, / Счастлив тем, что жил, не запершись, / Просто, откровенно, по-старинке. / По добру… иначе – что за жизнь!"
Стихи и проза Геннадия Красуленкова печатались в столичных издательствах "Молодая гвардия", "Московский рабочий", в коллективных сборниках, а также в центральных журналах "Литературная учеба", "Сельская новь", "Очаг", "Россиянин". В одном из стихотворений он, как настоящий поэт-провидец, предсказал свою кончину именно летом, от сердечного приступа, когда «скорая» не успела спасти…
Где-то за год до кончины и накануне 70-летия со дня рождения Геннадию Дмитриевичу наконец-то дали давно им заработанное звание "Заслуженный работник печати Московской области". Правда, и тут не обошлось без чиновничьих препонов. Городская власть, что-то припомнив журналисту (в лице одного из замов Главы), отказала Красуленкову в этом звании. Тогда первичная организация Союза журналистов во главе с Верой Григорьевной Кузьминых обратилась за помощью к Главе Орехово-Зуевского района Алексею Павловичу Филиппову - и он поддержал ходатайство коллег Геннадия Дмитриевича.
Накануне, 29 июня 2012 г., в городском выставочном зале успешно прошла его персональная выставка и он радовался этому знаменательному событию вместе с многочисленными друзьями и коллегами. В этот день у меня родился первенец – сын Арсений и я прибежал из роддома поздравить Гену, а он, душа-человек, со всей щедростью пообещал мне любую поддержку. Но… 1 июля его не стало. И в этот день (вот совпадение!) его друзьям-поэтам на Тамбовщине Нине и Виктору, у которых он незадолго до этого гостил целую неделю, пришло заказное письмо от Красуленкова. В него был вложен тетрадный листок с почерком Геннадия Дмитриевича и вырезка из «Орехово-Зуевской правды» с зарисовкой о друзьях-поэтах…
Несколько десятилетий Г.Д. Красуленков увлеченно занимался краеведением, организовал нескольких пеших походов по рекам Дубёнка, Клязьма, Гуслица и Нерская, протекающих на территории Орехово-Зуевского городского округа. Во время походов вместе с супругой-художницей Любовью Кондрашовой сделал десятки замечательных живописных этюдов, фотографий, написал несколько очерков и путевых заметок. Позже по итогам походов организовал в местных библиотеках, в выставочном зале интересные творческие встречи и вернисажи.
С помощью неравнодушного пера профессионала не раз успешно решались бытовые проблемы земляков в селе и в городе, восстанавливалась справедливость, возрождались духовные святыни...
Публикации журналиста Красуленкова никого и никогда не оставляли равнодушными. Цикл его живых репортажей, рассказов и очерков о сёлах и деревнях районной "Глубинки" давно стал бестселлером и "тянет" на добротную книгу. За свой многолетний труд Г.Д. Красуленков награждён правительственными медалями, почётными грамотами губернатора Московской области, Московской областной Думы, знаком отличия "За заслуги перед Орехово-Зуевским районом".
Мой земляк, мой друг за всё болел душой, за всё, что было связано с его малой родиной. Из его родной казармы многие соседи ушли воевать в 1941-м, многие не вернулись. После Победы в казарме была традиция: в мае поминать не пришедших "с кровавых полей" войны. С 1970-х и по 2000-е (пока казарму не разрушили) эту трогательную традицию достойно продолжил с друзьями Геннадий Дмитриевич, став её главным организатором. Ежегодно на 9 мая здесь собирались бывшие фронтовики, их родные, близкие, вдовы, дети, внуки… Приезжали из других городов Подмосковья и России, читали стихи, исполняли под гармошку песни военных лет, хиты 1960-1980-х о войне…
Наша землячка, известный автор стихов и прозы, член Союза писателей России Нина Стручкова, знавшая Геннадия Дмитриевича с 1970-х и дружившая с ним до самой кончины Красуленкова, в предисловии к его первой книге стихов написала: "Имя Геннадия Красуленкова известно уже многим поколениям ореховозуевцев. И не только потому, что он как журналист исходил вдоль и поперёк и город, и окрестные сёла, и все большие и малые деревеньки. И не только потому, что он много сделал для Орехово-Зуева как художник и краевед, и просто как неравнодушный человек. Все поэтические странички, вечера, турниры и конкурсы последних десятилетий невозможно представить без поэта Геннадия Красуленкова… Он многое повидал и пережил. И при этом сохранил редкостные качества: благодарную память к прошлому, неомраченную влюблённость в свой город, неистощимое жизнелюбие и бескорыстную потребность служения поэзии…"
А вот что поведал о Г.Д. Красуленкове заслуженный работник культуры России, экс-руководитель Комитета культуры города Александр Иванович Ромашкин: "Мы познакомились с Геннадием Дмитриевичем в середине 80-х. Я тогда заведовал культмассовым сектором во Дворце культуры текстильщиков, потом стал его директором. И все это время наше творческое и дружеское общение не прекращалось. Такие люди, как Геннадий Красуленков, большая находка для культурной среды. Я бы сказал — золотая жила. Он постоянно был полон идей и замыслов. Его энергия била ключом. Помню, мы создавали клуб трезвости. Они, как грибы после дождя, стали повсеместно появляться после указа президента Горбачева о борьбе с пьянством. Так вот, Геннадий стал активным вдохновителем и участником клуба. Он делился кулинарными секретами, рассказывал о разнообразных безалкогольных напитках, устраивал выставки своих картин, читал стихи. В рамках клуба мы организовали проводы зимы на Амазонке и другие мероприятия. Люди приходили семьями. Геннадий был частым гостем, заводилой на различных вечерах и праздниках".
Геннадий Дмитриевич был человеком большой воли, до глубокой осени любил купаться в родной Клязьме…
Однажды (после встреч и откровенных бесед с духовными пастырями Орехово-Зуевского края о. Леонтием Пименовым и о. Алексеем Михеевым) уже в зрелом возрасте решил принять таинство крещения и стал православным христианином, укрепив свою веру и силу духа.
Я уже писал, что Геннадий был душой любой компании. Его личность объединяла его родных. После его преждевременной кончины их родственный союз тоже распался - один за одним умерли многие из них...
О родном Орехово-Зуеве поэт написал немало стихотворений, некоторые из них стали песнями. Вот одно из произведений.
МОЙ ГОРОД
В который раз как в первый раз:
Вокзал, перрон, вагон зеленый,
То грусть, то радость женских глаз,
То снег, то зелень ветки клена.
Я уезжал и приезжал
К тебе, мой город, мой дружище.
Покинув клязьменский причал,
Мы все вдали чего-то ищем.
Но только это суета,
Как часто где-то при движенье
Вдруг остро чувствуют сердца
Родного места притяженье.
И чьих-то глаз далекий свет
Вдруг светит ярче и роднее,
И ничего нам ближе нет,
И ничего нам нет светлее.
#Геннадий Красуленков# Орехово-Зуево# общество "Радуница"#