Найти тему
Мир фэнтези

Почему в большинстве миров фэнтези люди живут в "Европе"?

Усредненный вид любого цивилизованного города в фэнтези. Изображение из открытых источников
Усредненный вид любого цивилизованного города в фэнтези. Изображение из открытых источников

А действительно, почему? Конечно, под "Европой" канал "Мир Фэнтези" понимает любую вымышленную страну с явно угадываемой европейской культурой, даже если она авторами произведений по возможности завуалирована. Откуда это пошло, почему жанр фэнтези настолько закостенел в своих штампах и какие сейчас есть тенденции, расскажет эта статья. Поехали!

Почему Европа?

Обычный день обычного королевства. Изображение из открытых источников
Обычный день обычного королевства. Изображение из открытых источников

Конечно, нельзя говорить о том, что людская раса в мире представлена только исключительно на базе Западной Европы, конечно, это не так: в каждом уважающем себя сеттинге есть множество других стран с явной калькой на современные государства или государства прошлого, но именно на Западной Европе авторы всегда делают акцент.

И совершенно неважно, что это за мир - Тамриэль, Хайбория, Средиземье, Нарния - везде вполне узнаваема Европа в той или иной степени. Даже "Ведьмак" Сапковского путешествует по вполне европейскому миру, пусть даже этот мир больше восточной Европы.

Почему же большинство авторов до сих пор неосознанно помещают наиболее цивилизованные страны в стандартный фэнтезийный сеттинг средневековых европейских королевств? На то есть несколько очевидных причин.

Дань традиции

Классика (изображение из открытых источников)
Классика (изображение из открытых источников)

Исторически фэнтези строилось на базе своего предшественника - разнообразных рыцарских баллад и старинных мифологических эпосов и легенд, в основном английских (например, о короле Артуре и рыцарях Круглого стола). Собственно, Толкиен как основоположник фэнтези таким, каким мы его знаем, опирался исключительно на средневековые легенды. Вполне закономерно, что его сеттинг так и пропитан как фольклорными эльфами и гоблинами, так и множеством заимствованных идей из рыцарских романов.

До Толкиена неплохие произведения писал Говард с его "Конаном", однако такой бешеной популярности, как Профессор, не снискал. Свое вдохновение автор Хайбории черпал опять же в древних мифах и легендах античности (Греция тоже Европа!) и легендах Шотландии с их пиктами, после чего с не меньшей, чем у Толкиена, внимательностью к деталям создал мир Хайборийской эры, ухитрившись разместить там почти все исторические страны и регионы (даже Зембабве не забыл!)

На фоне популяризации сеттингов Говарда и Толкиена остальные авторы тут же подхватили их стиль, отчего все произведения жанра фэнтези стали клишированными на многие десятилетия с одним и тем же стандартным набором архетипов и героев. География фэнтези миров стремительно расширялась, но европейский уклад продолжал оставаться в центре внимания.

Богатый многовековой фольклор

Дракон в Европе очень популярен (изображение из открытых источников)
Дракон в Европе очень популярен (изображение из открытых источников)

Разнообразные мифические существа, герои, замки, местность - все это так и искушает использовать уже наработанную другими авторами базу. Придумывать что-то свое - всегда сложно и требует немалых усилий, а люди в большинстве своем весьма ленивы. Да и почему бы не использовать готовую картину мира, в лучшем случае перемешав несколько культур и получив что-то самобытное?

Именно по этому пути и идет 99% авторов, либо используя средневековые наработки, либо просто двигаясь в общей парадигме фэнтези миров (каноничные эльфы, люди, орки, драконы и прочее). В последнее время это стало сильно приедаться и авторы стараются разнообразить свои миры, но сталкиваются с тем, что читатель уже привык к определенным канонам и приключения какого-нибудь арабского Фродо в Египте со сфинксами и гробницами в попытке бросить Анкх Всевластья в лаву попросту не поймет. К нестандартным сюжетным ходам и сеттингам читатели не готовы.

Разнообразить и сделать что-нибудь нестандартное в устоявшихся канонах фэнтези - да, это поощряется. Попытка создать нечто новое рискует напороться на непонимание, поэтому многие клише будут преследовать нас десятилетиями.

И именно по этой причине в России весьма сомнителен взлет "славянского" фэнтези - читатели воспитаны на западном продукте и приключения богатыря против какого-нибудь славянского монстра конечно, найдут своего читателя, но массовый успех маловероятен. Штампы в нашем сознании слишком сильны...