Что безусловно привлекло в книге, так это идея плавучего книжного магазина «Литературная аптека». Небольшое судно герой переоборудовал в книжный магазин, однако продает книги по определенному принципу: сначала беседует с покупателем, чтобы выяснить, что у того на душе, что беспокоит или, наоборот, чему радуется. И только потом предлагает книгу, ведь правильно подобранная книга – лучшее лекарство.
«Я хотел лечить чувства, которые не считаются заболеванием. Все эти маленькие эмоции и ощущения, которые не интересуют терапевтов, потому что они якобы не поддаются диагностике и несущественны. Например, чувство, что еще одно лето подходит к концу. Или ощущение, что осталось слишком мало времени, чтобы найти свое место в жизни. Или горечь от осознания того, что еще одна связь рвется, так и не пустив корней, и нужно заново начинать поиски спутника жизни. Или тоска, которую испытываешь утром в день рождения. Ностальгическая грусть по далекому детству. Ну и так далее».
И у героя это на самом деле хорошо получается. Он – тонкий психолог, интуит, СЛЫШИТ людей, ВИЛИТ их, поэтому и романы подбирает верно.
«Я мог бы дать вам и какую-нибудь хорошую книгу… – прошептал он.
Свет в подъезде погас.
– Какую? – прошептал овал.
– Какую-нибудь такую, которая может утешить.
– Но я еще не выплакалась. Мне еще нужно поплакать. Иначе я утону. Понимаете?
– Конечно. Люди часто плавают в невыплаканных слезах, пока не утонут в них. Я и сам на дне такого моря. Хорошо, я принесу вам книгу, чтобы плакать.
– Когда?
– Завтра. Пообещайте мне, что вы сначала что-нибудь съедите и выпьете, а потом уж продолжите плакать».
В общем-то все, что связано с литературой, понравилось: и взгляды героя на книги, и его способность подбирать нужное произведение.
«Есть романы, которые играют роль верного спутника. А другие – роль пощечины. Третьи – роль подруги, которая накидывает вам на плечи теплый плед, когда на вас наваливается осенняя тоска. А некоторые… Некоторые – как розовая сахарная вата: пощекочут несколько секунд ваш мозг и оставляют в нем приятное ощущение пустоты. Словно мимолетное острое любовное приключение»
К сожалению, все остальное понравилось мало.
Интрига, которая заявлена в начале повествования, сразу определяет жанр: перед нами любовная история, рассказанная от лица главного героя – мужчины. Только вот при этом тон настолько слезливый, а сама идея настолько странная, если бы в центре внимания автора были бы женские чувства, а не мужские.
Главный герой двадцать лет провел в одиночестве, лелея в себе память о любви, но запрещая себе даже мысленно называть произносить имя возлюбленной.
Как ведет себя человек, разочаровавшийся в любви? Потерявший любовь? Герой замуровал (другим словом и не охарактеризуешь все, что происходило с ним последние двадцать лет жизни) свое сердце, как сделал это с комнатой, в которой был счастлив вместе и НЕЙ. Двадцать лет он как будто не живет – существует, и даже мысли не допускает о Ней.
«Двадцать один год, двадцать одно лето и двадцать одно новогоднее утро».
А через 20 лет герой наконец-то вскрывает закрытую до этого лавандовую комнату, и в ящике письменного стола обнаруживается последнее письмо Манон.
Сначала нам кажется, что любимая умерла, потом – как разочарование: она ушла от героя. А он продолжает хранить ей верность, мучается от сознания, что есть более счастливый соперник. Как-то все надуманно – нереально. Поэтому и развязка – на самом деле печальная и трагическая – не воспринимается гармонично.
Осознав, что виноват перед любимой, что вся его жизнь без нее как преступление перед ней, перед ее памятью, Эгаре отправляется на своем судне в путешествие по Сене. Это путешествие к самому себе, путешествие в прошлое. Перечитала написанное и подумала: звучит интересно, но вот стиль повествования откровенно мешал наслаждать чтением. Многое в поступках героя вызывало недоумение. А главное - диссонанс был связан с тем, что, будучи хорошим психологом, оказывающим помощь другим одиноким людям, Эгаре даже не пытался все двадцать лет как-то изменить свою жизнь.
Получилась какая-то слишком печальная, но не пронзительная история любви, восторженная, но не берущая за душу, хотя есть неплохие эпизоды, трогательные диалоги.
«Я жила, любила, значит все лучшее от жизни уже получила. Зачем жалеть о том, что все кончается? Зачем цепляться за остатки жизни? Смерть имеет один существенный плюс: со смертью кончается страх смерти. И наступает мир».