Историческая среда УдГУ: Юрий Апполинарьевич Герасимов

148 прочитали
Ю.А. Герасимов, 1956 г.
Ю.А. Герасимов, 1956 г.

Сегодня в рубрике «Историческая среда УдГУ» расскажем о преподавателе кафедры основ марксизма-ленинизма УГПИ-УдГУ, участнике Великой Отечественной войны Юрии Апполинарьевиче Герасимове (1919-1996).

Юрий Апполинарьевич родился 7 декабря 1919 года в г. Нижний Тагил Свердловской области. В 1940 году окончил Свердловский учительский институт. Проработав два месяца школьным учителем истории в Свердловской области, был призван в ряды Красной Армии, в феврале 1941 года был командирован на курсы политруков запаса при ВПУ УралВО в г. Свердловск.

В сентябре 1941 года в звании политрука был направлен в 1190-й стрелковый полк 357-й стрелковой дивизии. В январе 1942 года во время боев на Калининском фронте был ранен, за проявленные мужество и героизм награжден медалью «За боевые заслуги».

Ю.А, Герасимов, 1941 г.
Ю.А, Герасимов, 1941 г.

Из наградного листа: «Во время боя с немецкими захватчиками по заданию командования произвел подрыв немецкого склада боеприпасов в районе д. Караваево. Неоднократно ходил в атаку, отбив у немцев д.д. Ларино, Караваево, Зимино, Волково около станции Сычевка вблизи Ржева».

В своих воспоминаниях о Ю.А. Герасимове Л.Толкач писал, что после тяжелого ранения и многомесячного лечения в госпитале он был демобилизован и приехал на родину жены в г. Воткинск. Имея высшее образование и предыдущий педагогический опыт сразу же начал работать учителем истории в школе №15. Очень скоро завоевал уважение своих учеников, окунулся в большую и разнообразную помощь фронту: трудовые десанты, сбор теплых вещей для воинов, помощь в уходе за ранеными в госпитале и многое другое. Он был организатором и участником всех этих дел, тем самым завоевал авторитет у молодежи города. Его избрали секретарем горкома ВЛКСМ. На счету комсомольцев г. Воткинска много славных дел. Достаточно назвать инициативу молодежи машиностроительного завода о создании противотанкового артдивизиона имени Комсомола Удмуртии. Молодые рабочие оставались после тяжелой смены в цехах, чтобы делать орудия для дивизиона. И, конечно же, горком комсомола и его секретарь находились на переднем крае этой важной работы.

В биографии Юрия Апполинарьевича есть учеба в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), работа преподавателем основ марксизма-ленинизма в Областной партийной школе при Удмуртском ОК КПСС (1948-1955), работа в УГПИ преподавателем основ марксизма-ленинизма и Истории КПСС (1955-1975).

По отзывам студентов Юрий Апполинарьевич был отличным преподавателем. В его работе преобладало творческое начало, он мог увлечь студентов своим предметом, был ироничен и остроумен. Как активнейший член общества «Знание» объездил с лекциями всю республику, умело вызывал своих слушателей на полемику, не уходил от острых вопросов. Активно включался в общественную работу, был секретарем партийного бюро факультета физического воспитания.

Наградной лист, 15 мая 1945 г.
Наградной лист, 15 мая 1945 г.

Награжден Орденом Отечественной войны I степени (1985), медалью «За боевые заслуги» (1946), медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1949), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» (1946), Юбилейными медалями к Дню Победы, Почетными грамотами, благодарностями.

Из воспоминаний Л. Толкач, опубликованных в сборнике «Призвание» (2001):

«Юрий Апполинарьевич Герасимов был солдатом своего времени в прямом и переносном смысле этих слов. В прямом - потому, что уча­ствовал в Великой Отечественной войне, в ее тяжелейших сражениях. Что же касается переносного значения, то солдатом Юрий Апполина­риевич оставался всю свою последующую жизнь.

После тяжелого ранения и многомесячного лечения в госпитале Юрий Апполинарьевич был демобилизован и приехал на родину жены - Людмилы Алексеевны - в Воткинск. До войны он успел окончить учи­тельский институт и в Воткинске сразу же начал работать учителем истории в школе № 15. Очень скоро завоевал уважение своих учеников. Он окунулся в большую и разнообразную работу в помощь фронту: тру­довые десанты в деревню, сбор теплых вещей для воинов, помощь в уходе за ранеными в госпитале и многое другое... Юрий Апполинарие­вич был организатором и участником всех этих дел. Всегда по-армей­ски подтянутый, обязательный, требовательный и в то же время доб­рожелательный (то, что называют строгой добротой), он завоевывал непререкаемый авторитет у молодежи города. Был избран вначале вто­рым, а через год - первым секретарем городского комитета комсо­мола.

На счету комсомольцев Воткинска много славных дел. Достаточно назвать инициативу молодежи машиностроительного завода о созда­нии противотанкового артиллерийского дивизиона им. Комсомола Уд­муртии, которую поддержала вся молодежь республики. Молодые ра­бочие после тяжелой двенадцатичасовой смены оставались в цехах, чтобы делать орудия для дивизиона. И, конечно же, горком комсомола и его секретари находились, что называется, на переднем крае этой важной работы. Усилиями всей молодежи Удмуртии противотанковый артиллерийский дивизион был создан. Его боевой путь, подвиги бойцов и командиров достаточно широко известны.

Юрий Апполинарьевич почти весь день, а часто и по вечерам бы­вал на предприятиях, в школах. Он хорошо знал запросы и нужды моло­дых людей и потому выносил на заседания бюро самые животрепещу­щие вопросы. Его компетентность, умение глубоко анализировать проблему, а также принципиальность позволяли принимать верные ре­шения и добиваться их выполнения.

Но Юрия Апполинарьевича тянуло к педагогической, просветитель­ской деятельности. Он получил полное высшее образование, был при­глашен на работу в Удмуртский государственный педагогический ин­ститут. Многие годы работал в институте, затем - в университете, сельскохозяйственном институте.

Он не был «легким» человеком, который умеет «притереться» к любым жизненным обстоятельствам, неукоснительно следовал раз и навсегда усвоенным принципам, не умел идти на глубокие компромис­сы и потому слыл человеком «неудобным». Но таким считали его люди беспринципные, приспособленцы, для которых главными были благо­получие и комфорт. К сожалению, такие люди встречаются и в области науки. С ними Юрию Апполинарьевичу было не по пути. Наверное, по­этому и не удалось ему в свое время защитить кандидатскую диссер­тацию. Для подготовки к защите он был направлен в один из институ­тов Украинской академии наук. Там он столкнулся с непониманием своей научной концепции. Ему предлагали скорректировать ее, но он не согла­сился, будучи убежденным в своей правоте. На том и расстались.

Кто-то сказал: «История остается наукой до тех пор, пока фиксиру­ет события и факты, и перестает быть ею, когда пытается истолковать их, - сколько историков, столько и толкователей». Не буду ни согла­шаться с таким суждением, ни опровергать его. Скажу лишь, что под­линная историческая наука - это школа мышления, уроки которой очень полезны каждому человеку и обществу в целом. Мне не раз приходи­лось слышать от Юрия Апполинарьевича рассуждения о его отноше­нии к любимой науке. Он всегда стоял за объективный подход к исто­рическим фактам, событиям, деятелям. Конечно, в его изложении не мог не присутствовать и субъективный элемент, личное отношение к истории. Для Юрия Апполинариевича исходным в оценке событий и людей было их участие в укреплении страны, в освобождении народа, в повышении его достоинства и улучшении жизни.

Патриотическое миросозерцание Ю.А. Герасимова проявилось в его педагогической и научно-публицистической деятельности. Когда в 1964 г. вышел двухтомник воспоминаний известной революционерки-народницы Веры Николаевны Фигнер, Юрий Апполинарьевич позвонил мне в редак­цию: «Хочу предложить «Удмуртской правде» статью о воспоминаниях Веры Фигнер. Книга производит огромное впечатление и может послу­жить патриотическому, нравственному воспитанию молодежи». Статья была опубликована. Это был не просто отклик на книгу или рецензия. Под­робно рассказав о В.Н. Фигнер, ее жизни, запечатленной в воспоминаниях, автор статьи протянул незримые нити к своему времени, много рассуж­дал «по поводу» и «в связи» с ним, выявил высокие личностные качества В.Н. Фигнер - самоотверженность, чувство долга, неизбывную предан­ность народу. Статью отличали исповедальная искренность ее автора, чув­ствовалось, что героический облик В.Н. Фигнер близок, симпатичен ему. И это не могло не передаться читателям статьи.

Юрий Апполинарьевич был педагогом, преподавателем, я бы ска­зал - даже проповедником от Бога, по самой глубинней сути своей. В его преподавательской работе преобладало творческое начало. Его ироничный ум и порой эксцентрическое остроумие импонировали сту­дентам. Юрий Апполинариевич умел увлечь их предметом, любил вы­зывать своих слушателей на полемику, не уходил от острых вопросов. Бывшие студенты помнят его парадоксы и, вместе с тем, особую до­верительность в общении, умение войти в положение студента, помочь ему в сложной ситуации.

Человек общительный, контактный, Юрий Апполинарьевич, можно сказать, был жаден до людей, ему нужна была широкая, массовая ауди­тория. Он был активнейшим членом общества «Знание», объездил с лекциями всю республику, побывал в самых отдаленных деревнях. В любую погоду по первому приглашению отправлялся туда, где его жда­ли, хотели слушать. Его лекции, беседы, «разговоры о жизни» всегда вызывали у людей отклик, ту «обратную связь», так необходимую лек­тору и свидетельствующую о полезности его труда.

Многие годы Юрий Апполинарьевич был прикован к постели тяже­лой болезнью. Он мужественно переносил страдания, старался быть в курсе событий. До конца оставался солдатом своего времени».