Коллективный Запад всерьез обеспокоен тем, что многие страны, включая страны ЕАЭС, помогают России и Белоруссии обходить введенные против них санкции Евросоюза и США. Последним претит то, что в РФ и РБ поступают – по реэкспорту через дружественные им страны – подсанкционные товары. Соответственно, через те же страны и их финансовые структуры проводятся взаиморасчеты за такие товары. По последним оценкам профильных органов США и ЕС (март с.г.), не меньше трети совокупного импорта в РФ и Белоруссию приходится на реэкспорт в эти страны продукции, включенной Западом в санкции и в экспортные ограничения.
Попытки Вашингтона и Брюсселя вовлечь в санкционную орбиту большее число государств, как известно, терпят фиаско. Поэтому разрабатываемый совместно с США и Великобританией новый пакет санкций Евросоюза против России – уже 11-й – будет направлен на более активную борьбу с «обходом» введенных санкционных/ограничительных мер. Ввод в действие данного пакета предварительно намечен в течение апреля – середины мая с.г. Об этом заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по итогам саммита ЕС в Брюсселе в конце марта. Новый пакет «будет в основном направлен на борьбу с обходом рестрикций, на то, чтобы закрыть реэкспортные лазейки».
Более того, США еще в начале марта предупредили страны Центральной Азии о возможном введении против них параллельных (так называемых вторичных) санкций за сотрудничество с Россией. В этой связи заметим, что действуют совместные с центральноазиатскими странами комиссии США и ЕС по мониторингу экономической политики этих стран в отношении РФ. По имеющейся информации, к началу апреля уже примерно 30 компаний и предприятий в тех странах стали «кандидатами» на включение в список на параллельные санкции Вашингтона и Брюсселя. Позиция ЕС состоит в том, что «необходимо подать четкий сигнал физ- и юрлицам в третьих странах. Поддержка российской армии и ОПК РФ будет иметь серьезные последствия, которые отразятся на доступе третьих стран к рынку Евросоюза».
Сообщается также, что, например, по ситуации на конец марта практически все коммерческие банки Киргизии – весьма вероятные кандидаты для параллельных санкций США уже в ближайшее время.
Впрочем, санкционный реестр дружественных РФ и Белоруссии стран вполне может дополниться и странами Закавказья. Поскольку, по данным отчета Европейского банка реконструкции и развития («Евразийский круговорот: торговые потоки в Россию через Кавказ и Центральную Азию», февраль с.г.), суммарный экспорт Евросоюза и Великобритании в Армению, Грузию, Киргизию и Казахстан увеличился в 2022 году на 15-90%. При том, что из-за санкций экспорт стран Запада в РФ сократился на 40-50%, а российский импорт из указанных экс-советских стран фактически возрос в целом более чем вдвое и продолжает расти.
В том же отчете отмечено, что, «поскольку многие западные компании уходят с российского рынка, а российские порты под санкциями, экономики стран Центральной Азии показывают значительные успехи в торговле с РФ – как за счет экспорта собственной продукции (например, текстиля и бытовой электроники), так и за счет транспортных и реэкспортных услуг».
Косвенно подтверждает такие оценки Александр Караваев, эксперт Института экономики РАН: за 2022-й «по всему развитому ядру СНГ/ЕАЭС наблюдается рост товарооборота с РФ от 25% до 30%: это невероятный скачок». Отмечает эксперт и то обстоятельство, что наряду с реэкспортом из дружественных стран практикуется перевод из РФ в эти страны производств с участием западных и в целом зарубежных капиталов. Но в большинстве случаев «не производства переезжают в соседние (неподсанкционные. – Ред.) страны, а заказы там размещаются, докупается там же импортное оборудование». Причем российские заказы, по оценке А. Караваева, это и есть «главная причина роста промышленного производства в странах СНГ и ЕАЭС. Конечно, оттуда какая-то часть западного импорта может быть поставлена в РФ. Это своего рода конкуренция между санкциями и преимуществами общей зоны торговли». Подразумевается в том числе зона свободной торговли СНГ с участием стран Евразийского союза и большинства других стран СНГ.
Характерен в этой связи пример с лесной продукцией. Как отмечает Станислав Притчин, эксперт ИМЭМО РАН, в 2022-м «финские производители бумаги и картона, потеряв из-за санкций логистически близкую российскую древесину, понесли серьезные убытки». Ввозить это сырье из других стран нерентабельно, «зато имеются другие юрисдикции» для лесореэкспорта, то есть страны и территории, не участвующие в санкциях. И если граница между Финляндией и РФ «закрыта для российских компаний», то, «например, зарегистрированные в Казахстане компании могут перевозить грузы и в Суоми».
Фактически те же оценки высказываются аналитиками Института развивающихся экономик при Банке Финляндии (февраль 2023 г.): экспорт леса из Казахстана в ЕС по сравнению с 2021 годом вырос в 2022-м в 74 раза, а из Киргизии – почти в 18 тысяч раз. Хотя «собственных запасов древесины в этих горностепных странах почти нет».
Что же касается упомянутых С. Притчиным «других юрисдикций», то поясним: речь идет в том числе о ряде территорий стран Запада, издавна имеющих автономный таможенно-экономический статус. Это позволяет им проводить реэкспортные операции и посреднические взаиморасчеты по экспорту/импорту независимо от санкций метрополий против конкретных стран. Такие «окна» были созданы как раз для того, чтобы обходить санкции и другие экономические ограничения. Среди этих территорий, например, шесть северомарокканских анклавов Испании, португальские острова Мадейра и Селваженш, автономные от Дании Гренландия и Фареры, некоторые приморские районы Греции и Ирландии, восточнокарибские автономии Нидерландов, германский остров Гельголанд, штат Делавэр в США. Кстати, периодически сообщается, в частности, об участии северомарокканских анклавов Испании и ряда приморских районов Греции в реэкспорте в ЕС подсанкционных российских нефтепродуктов.
Подпадают ли эти «окна» в новый (11-й) антиреэкспортный пакет санкций Запада – этому пока нет официальных подтверждений. И, скорее всего, они навряд ли возможны. Напомним, что участие тех территорий в предыдущих санкционных пакетах не уточнялось. Да и российская сторона по-прежнему не против финансово-экономического взаимодействия с теми же территориями. О чем свидетельствует введенный в действие с 2023 г. приказ Минфина РФ от 26 мая 2022 г. «Об утверждении перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ». В этом перечне 57 государств и территорий дальнего зарубежья.
Словом, ужесточение санкций Запада нацелено в большей мере на то, чтобы контролировать их обход с помощью означенных территорий. Потому что едва ли возможно заставить страны, дружественные РФ и Белоруссии, следовать санкционной политике. В любом случае политико-экономическое давление Запада на всё большее число государств усиливается.
Оригинал статьи размещен здесь