Вот вроде часто доводится слышать о том, что Россия - сырьевая страна, что исторически живем продажей природных ресурсов (меха ли, пеньки ли, зерна ли, нефти и газа ли - это уже не так важно), что добыча полезных ископаемых - #нашевсё. Однако в наше удивительное время даже самые традиционные и самые востребованные отрасли оказываются под угрозой существования.
Вот, например, свинец. Вроде и руду добываем, и старые аккумуляторы перерабатываем - и тем не менее наша прекрасная страна находится под угрозой самого настоящего свинцового кризиса. В чем тут дело? Давайте разбираться.
Итак, добыча.
Добывают свинец в самых разных местах и из самых разных руд. Как правило, в природе он встречается вместе с цинком, оловом, медью. Россия - сравнительно значимый участник глобального рынка: например, в 2021 году на нас пришлось 5% мировой добычи свинца, благо, есть разрабатываемые и перспективные месторождения в разных районах страны (хотя большинство, конечно, находится в Сибири и на Дальнем Востоке).
Но есть нюанс: мало добыть руду - нужно еще сделать из нее концентрат. Ну с этим, слава богу, у нас справляются. Но есть нюанс номер 2: мало произвести концентрат - нужео еще извлечь из него чистый металл. И вот здесь - кто бы мог подумать?! - есть проблемы: последний завод, занимавшийся производством свинца из природной руды, сгорел в 2018 году. Ой!
В общем, весь концентрат стал уезжать из России на китайские заводы (а ужи с китайских заводов обратно в Россию шел чистый металл). Как ни парадоксально, в каком-то смысле это даже неплохо. Почему? Да потому, что сгоревший завод - он находился во Владикавказе - был источником большого числа разнообразных загрязняющих веществ. То же касается и других свинцовых (цинковых, медных, алюминиевых, ...) производств. Воздух, почва, вода - вся, буквально вся окружающая среда страдает от подобных предприятий цветной металлургии.
Ну хорошо. С добычей разобрались. Но ведь можно еще получать вторичный свинец - из старых аккумуляторов (на них приходится примерно 40% всего использованного свинца), изоляционных элементов (30%), старых подшипников (еще 7-8%) и прочей утвари (включая даже старые печатные машинки). К счастью, технологии не очень сложные, и в России до недавнего времени работало сразу несколько заводов по производству вторичного свинца.
Но с недавнего времени ситуация стала резко ухудшаться. Летом 2022 года резко сократил производство, а затем и вовсе встал подмосковный завод "Фрегат". А в конце марта он и вовсе сгорел. Ой!
Скоро пойдет с молотка и находящийся недалеко от Санкт-Петербурга завод "Экорусметалл" - весьма крупный и, что важно, современный завод. Ой!
Проблемы зафиксированы еще на одном крупном предприятии - рязанском заводе "Рязцветмет": остановка производства, задержки зарплаты... Сейчас ситуация вроде бы нормализовалась, но надолго ли?
Вы можете спросить: а в чем, собственно, дело? Как так вышло-то, а?
Ответ прост и незамысловат: "свинцовый" сектор экономики - в глубоком упадке.
Во-первых, на российских заводах перерабатывали не только российские, но и старые китайские, корейские, турецкие, финские аккумуляторы. Китайские никуда не делись, но вот с поставками корейских и финских батарей по известным причинам уже год проблемы.
Во-вторых, произведенные свинец в свою очередь уходил в тот же Китай и ту же Корею, ту же Турцию и ту же Европу. Отгрузки в Турцию сократились, а отгрузки в Европу и вовсе прекратились. На экспорт в общей сложности шло 40-60% всего вторичного свинца, а тут значительная часть экспорта "почернела и отвалилась".
В-третьих, #внезапно выяснилось, что и у внутренних потребителей свинца - в первую очередь автомобильных заводов - дела не очень: одни заводы встали, другие сократили производства в два или четыре или даже шесть раз. Ой!
В общем, производить свинец не из чего и не для кого. Печально. Что же сделало в этой ситуации наше дорогое, уважаемое и горячо любимое министерство промышленности и торговли? Как оно поддержало отечественных производителей свинца?
А никак!..
Более того, министерство вообще перестало выдавать лицензии на экспорт. То есть если вы даже каким-то образом нашли старые аккумуляторы, смогли их переработать и нашли какого-нибудь покупателя (даже не из "вражеской" Европы, а из "дружественного" Ирана, например), то заключить долгосрочный контракт на поставки вы не сможете.
Стоит ли удивляться тому, что одни заводы начали гореть, а другие - попросту банкротиться?