Быть детским писателем — это призвание. Человек может быть очень талантливым, прекрасно владеть словом, иметь много вдохновения и энтузиазма, но не сумеет и простейшей мысли донести до мальчишек и девчонок, при этом прекрасно общаясь через книги с их родителями. Дело в том, что детскому автору нужно нечто большее, чем литературное мастерство. Необходима особая чуткость, любовь к своей аудитории, стремление быть на одной волне с ребенком, который пока смотрит на мир совсем не так, как взрослые.
Екатерина Короткова, автор книги «Таксюша. Прочитай и раскрась», а также других произведений про очаровательную машинку, разъезжающую по городу и помогающую всем нуждающимся, обладает необходимыми качествами. Творчество занимает огромное место в ее жизни, является неотъемлемой ее частью.
«Литература сопровождает меня всю жизнь, — говорит Екатерина. — С юных лет я сочиняю поэтические поздравления для общественных и семейных праздников. Уже давно начали придумываться рассказы-сказки на разные темы. Но с момента появления Таксюши, то есть с 2010 года, мое литературное творчество приняло иной оттенок. Короткие истории о доброй машинке не превратились в многосерийную версию, но, образно выражаясь, разрослись “вширь”. Сейчас этот проект занимает важное место в моей жизни, порой подталкивая на новые творческие фантазии. Для меня важно реальное общение с детьми, когда я приезжаю к ним со всем набором своих материалов, а не простое участие в литературных конкурсах ради премий и наград, и уж точно не публикация ради публикации».
У «Таксюши» есть предыстория. В ней кроется ответ на вопрос о том, почему Екатерина решила писать для детей, а не для взрослых читателей.
«Так сложилось, что Таксюша появилась для моей родной доченьки, — вспоминает автор. — Первые истории мы сочинили вместе с ней. А вообще, литература для детей мне видится более доброй и правильной, чем для взрослых, к тому же в ней есть место творческим отступлениям. У меня был опыт написания романа для подростков по сюжету заказчика. Это произведение в моем варианте пока не дописано, но уже было опубликовано в версии другого автора. Надеюсь однажды свою версию также воплотить в жизнь».
Никогда милая, добрая, желтенькая машинка не покорила бы детские сердца, если бы сама писательница не полюбила ее всем сердцем. Чем этот образ интересен лично ей, Екатерина объясняет:
«Для меня Таксюша, конечно, не просто машинка с набором технических характеристик. Прежде всего важны ее поступки. Раз за разом она показывает, что именно вместе с друзьями можно справиться с неприятностями, и добро всегда побеждает не только сказочное зло, но и любые невзгоды. Сейчас дописываются новые истории, в которых Таксюша раскрывается немного с другой стороны. С какой? Это пока секрет».
Конечно, родителям, которые ищут своим дочкам и сыночкам новую книгу, интересно, чем Таксюша отличается от других персонажей аналогичных книг. Именно в этой разнице, должно быть, кроется успех книги.
«Действительно, есть несколько аналогичных персонажей, — признает Екатерина. — Но каждый из них обладает своим характером. Таксюша, например, общается и с людьми, и с животными, и с машинами. Обычно так не бывает в книгах. Авторы выбирают что-то одно. Чем еще отличается от других моя Таксюша, лучше спросить у моих читателей».
Книги про Таксюшу всегда дополняются раскрасками, головоломками, задачками, играми. Придумывать интерактив даже сложнее, чем сами рассказы-сказки. Для этого требуется наличие определенных педагогических навыков и большой опыт общения с детьми. У Екатерины получается сделать книги познавательными, увлекательными и полезными. Такими, чтобы вовлечь в сюжеты читателей и научить их чему-то на практике, то есть в процессе поиска ответов на вопросы, игр, рисования.
«Все задания, которые вошли в книгу “Подумай и ответь”, я придумывала сама, — рассказывает Екатерина. — Часто это делалось для определенной группы детей, к которым я собиралась на встречу, или для каких-то праздников. Что-то приходит из воспоминаний, из тех заданий, которые я сама узнала в детстве. Принцип, по которому я создаю интерактив, не обязательно должен быть инновационным. Я ничего не имею против популярных, проверенных временем вариантов. Например, в моей книге есть лабиринт, задание по поиску отличий. Но! Индивидуальные особенности, детали, разные тонкости очень важны. И я рада, что художница Угарова Надежда, с которой я сотрудничаю с самого начала, и сейчас мне помогает, создавая нужные иллюстрации для моих проектов».
Читая книги Екатерины Коротковой, ребенок получает много информации на тему «что такое хорошо и что такое плохо».
Он развивает самые разные навыки, учится новым для себя вещам.
«Уверена, что постулат о победе добра важен лишь тогда, когда мы своим примером доказываем его, — рассуждает о пользе “Таксюши” Екатерина. — Иногда дети, услышав начало рассказа, сами завершают его, понимая, как именно может поступить добрая машинка Таксюша. И это очень радует. А разнообразие заданий, которые я даю им во время интерактивных встреч, позволяет развить самые важные для ребенка навыки: внимательность, усидчивость, аккуратность, работу в команде и даже актерский талант».
Во время мероприятий, которые регулярно проводит Екатерина, бывает очень весело и интересно. Иногда случаются ситуации, выходящие за рамки стандартных. Они остаются в памяти писательницы счастливыми, а порой и грустными моментами.
«Мне удается проводить творческие встречи два-три раза в месяц, иногда чаще, — посчитала Екатерина. — К слову, я веду дневник моих творческих встреч. Получается, на сегодня их было проведено уже сто тридцать. В марте этого года я даже стала участником книжного фестиваля в другом городе, где прошло три очень насыщенных дня. Дети реагируют на Таксюшу как на героиню рассказов по-разному. Тут многое зависит от предварительной подготовки их педагога. Например, в одном саду воспитатель сначала изучала истории с детьми (именно тщательно изучала, с разбором ситуации и поступков, а не просто прочитала текст), и к моменту моего визита у ребят уже сложилось мнение о Таксюше, они наперебой рассказывали мне мои же истории. На встрече оставалось развить тему шире и выполнить все задания. Очень трогательно, когда при повторном моем посещении одной и той же группы детей они радостно называют меня Екатериной Таксюшиной… Неловких моментов, пожалуй, не было. А вот грустные были. Обычно они связаны с воспоминаниями. Я затрагиваю какую-то тему (например, когда мальчик в книге сломал ногу), и кто-то из ребят начинает рассказывать свою похожую историю. Но веселого больше. Всегда больше. Несколько раз меня сильно рассмешили фантазии ребят о том, как Таксюша могла бы помочь котенку, забравшемуся на высокое дерево. Они предлагали и волшебные лестницы, и лифты, и самолетные крылья, и винт вертолета. Еще ребята радуют своими рисунками, которые они выполняют на заданную тему. Там главной героиней является Таксюша. Так благодаря фантазии детей Таксюша не только обрела свой дом-гараж, отдохнула на море, но даже побывала в космосе».
История Таксюши продолжается. Какими бы невероятными ни были ее приключения на данный момент, можно не сомневаться, что их коллекция будет пополняться, как благодаря усилиям писательницы, так и стараниями ее читателей. Ведь поколения ребятишек меняются, а вместе с тем меняются и их представления о сказках, возможном и невозможном, веселом и грустном. И все это, конечно, найдет отражение в историях про Таксюшу, которая продолжает развиваться.