Найти тему

В помощь начинающему фотографу: как научиться видеть кадр

Оглавление

Сегодня мы не будем говорить о технических характеристиках фотографии или о правильных настройках фотоаппарата, потому что для того, чтобы снимать захватывающие кадры, нужно совсем другое - видение кадра.

Автоматизация губит искусство.

Мир фотографии давно уже автоматизировался - снимают все и всё подряд. Потому что, это просто. Потому что, каждый смартфон оснащен камерой и кнопкой "спуск". Потому что, мир человека теперь отражен в виртуальном пространстве визуализации. Это и соцсети, и Инстаграм, куда человек спешит выложить свой шедевр. И довольны все, заметьте: и сам автор, е его друзья, оставляющие "лайки" под его фоточками.

Но разве все эти фотографии цветочков-котиков-детей можно отнести к искусству фотографии? Нет, конечно. Технический прогресс убил художественную составляющую фотоискусства.

Нельзя сказать, чтобы и во времена пленочной фотографии все снимали только идеальные кадры. Нет. Просто сам факт того, каким трудом давалась эта фотография (стоимость пленки, ограниченное количество кадров, проявка и печать) заставлял фотографа задуматься перед тем, как щелкнуть затвором.

Люди думали, что снимают, с какой целью, для чего, как это снять получше. А сейчас они перестали думать. Просто снимают. И это убивает фотографию, как искусство.

Кадр видят не все.

Поэтому видение кадра - это первое, чем должен обладать автор. Можно иметь совсем плохой фотоаппарат, или не иметь его вовсе, но видеть прекрасные кадры. В конце концов, этот кадр можно нарисовать, что и делают художники.

Но как видеть кадр? Конечно, некоторым людям это дано от природы. Они не могут объяснить, как это у них происходит. Мозг у них сразу же выхватывает в ограничительные рамки ("кадр") тот кусок окружающей среды, который и становится шедевром.

А другим приходится долго и упорно учиться тому, чтобы видеть кадр, оставлять нужное и отсекать лишнее. И увы, не всегда и не у всех этого получается добиться.

Я не знаю почему, но некоторые ученики совершенно необучаемы в этом плане. К счастью, таких единицы. В большинстве своем, люди начинают понимать, из чего состоит красивая картинка. Хотя и не просто это многим дается.

Но есть среди моих учеников и такие, которым и вовсе ничего объяснять не нужно. Начинаешь раскрывать эту тему, а человек говорит: " а, так вот почему у меня всегда в кадре вот это и это...: Или что-то в этом роде. Этот фотограф интуитивно все делает правильно.

Помощь в видении кадра.

Но научиться этому можно. И даже нужно! Потому что в последнее время все фотошколы учат фотографов техническим навыкам обращения с фотоаппаратом, дают однотипные советы по съёмке пейзажа и портрета, и очень часто забывают рассказать о визуализации кадра.

У фотографии должна быть художественная составляющая. Фотография - это история, рассказ о ком-либо или о чем-либо. И, прежде чем нажать кнопку "спуск", следует увидеть сам кадр.

Известные мировые фотографы советуют использовать в помощь ладони, сложенные в рамку кадрирования, и поместить внутрь этой рамки то, что вы собираетесь снять.

Также, можно вырезать из картона такую рамку и носить ее с собой. И прежде, чем вы что-то сфотографируете, вытяните руку с этой рамкой вперед, и найдите тот участок, который гармонично впишется внутри.

Ищите кадр в рамке
Ищите кадр в рамке
Готовый кадр
Готовый кадр

У меня рамка двухсторонняя: с одной стороны черная, с другой белая. Можно пользоваться любой стороной, но черный цвет, как мне кажется, меньше отвлекает от того, что остается за кадром.

Я тоже начинала свой путь фотографа с этой рамочки и везде носила ее с собой. Теперь, имея свой собственный опыт, я советую своим ученикам просто выходить с ней на прогулку, даже без фотоаппарата, и смотреть на мир вокруг себя через неё. Сколько замечательных кадров вы увидите!

Так постепенно у вас выработается привычка видеть только главное, вычленять сюжет, историю.

Отсекайте лишнее!

Еще один совет, который я даю своим ученикам, это искать кадр в хаосе. Выходите в город, в парк, и смотрите на все это через рамку. Чем больше осмысленных кадров вам получится найти, тем быстрее вы овладеете мастерством видения кадра.

Я давала такое задание своим ученикам: подводила их к своему предметному столику в домашней учебной студии, на котором в полном беспорядке был разбросан реквизит, и просила сделать как можно больше художественных кадров. Это упражнение очень помогает отсекать все лишнее. Побеждал тот, у кого будет больше таких кадров.

Когда вы стоите в затруднении на одном месте, и просто не видите кадр, то выполните следующее задание: сделайте 10-20 кадров, различных по содержанию, не сходя с места. Можно крутиться на месте, приседать, но не сходить ни на сантиметр. Если у вас получится хотя бы 2-3 стоящих кадра, то вы молодец.

И обязательно регулярно просматриваете снимки известных фотографов, изучайте их, анализируйте. пытайтесь понять, что же вас в них зацепило.

Удачи!