Предисловие
Когда я слышала фамилию Петрова-Водкина, мне вспоминалась, пожалуй, только одна картина - купание красного коня. Я была уверена, что художник создал ее под впечатлением революции и во славу ее. А потом, слушая все подряд лекции об искусстве, я наткнулась на удивительную историю молодых художников, отправившихся в Европу на велосипедах, но не потому что они такие спортсмены, а потому что не было денег на билеты другим транспортом и они договорилсь с первым магазином Петербурга о рекламном туре. Чем не инфлюэнсеры XX века?! Я решила изучить его жизнь и работы внимательнее.
Поледняя индивидуальная выставка Петрова-Водкина, приуроченная 140-летию со дня его рождения, проходила в Русском музее в 2018 году, однако до 13 июня 2023 года в Музее Москвы можно увидеть его работы, посвященные Крыму, и кураторы обещают открыть нам художника с новой стороны.
Я же как обычно проведу вам экскурсию по всей жизни художника и расскажу, как Кузьма Петров-Водкин стал художником, как менялось его творчество, как переживал события рубежа 20 века, каким его знали современники и какой след он оставил потомкам.
Время прочтения статьи: 6 минут.
Откуда есть пошел
О детстве художника я узнала из его же книги "Хлыновск" (так он называл свой родной город) и, если вкратце, дело было так. Предки по линии матери были крепостными и жили в Тульской губернии. После того, как барин проиграл их в карты, вся семья перебралась из-под Москвы на Волгу. Маленький Кузьма часто слушал истории бабушки о войне с Наполеоном, о горящей Москве (а какие сказки на ночь вам рассказывала бабушка?). Мать художника служила в купеческой семье и с ней у сына были очень теплые отношения. Уехав учиться в Петербург, он чуть ли не каждый день писал ей письма. По словам дочери художника, Елены, ее бабушка была человеком внутренней культуры. Все письма и рисунки своего сына Анна Пантелеевна сохранила до самой смерти.
По линии отца родные были из Хвалынска, там же в 1878 году родился и Кузьма. Прапрадед художника Петр был артельным бурлаком по прозвищу Водкин, от него фамилия и перешла предкам. Дед его был грузчиком, а отца отдали на обучение сапожному делу. Про них тогда говорили: "не все пьяницы суть сапожники, но все сапожники - пьяницы". Однажды, находясь в запое, сапожник зарезал свою жену и себя. Свидетелем тому оказался подмастерье Сергей (отец Кузьмы). Увиденное так сильно повлияло на юношу, что он навсегда бросил пить.
В детстве с будущим художником случилась печальная история: однажды он решил переплыть Волгу, но не рассчитал свои силы и начал тонуть. На счастье подоспел перевозчик Илья Захаров, лучший пловец города, который и спас маленького Кузьму. Но через неделю, спасая очередного смельчака, утонул, и это трагическое событие Кузьма сумел передать в своей первой картине «Погибший за других». На консервной жестянке была нарисована лодка, качающаяся на волнах, молнии в небе, тонущие люди и их спаситель Захаров. Тайком от всех Кузьма укрепил эту картину на могильном кресте Ильи, которого похоронили на староверческом кладбище.
Образование
Мать Кузьмы умела писать, а читала запоем, и любовь эту смогла передать сыну. В конце 1890-х отец его служил в Охте под Петербургом и мальчика отдали в приходское четырехклассное училище. Там же он наблюдал за работой иконописцев, но его работа оценена не была - слишком уж Богородица Петрова-Водкина была похожа на простую деревенскую бабу.
После окончания училища Кузьма уехал в Самару поступать в железнодорожный техникум, но экзамены провалил и поступил в школу живописца Федора Бурова, параллельно работал вывесочником. Спустя время Кузьма скажет, что это обучение не приносило никакой пользы для творчества, потому что они ни разу даже не попытались подойти к натуре. Спустя два года обучения преподаватель умер и 15-летний Кузьма вернулся домой, не получив профессии.
Продолжить обучение помогла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, в 1895 году архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица. Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.
В 1897 году Петров-Водкин с согласия Мельцера и Казариных оставил учебу в Петербурге, переехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в том числе и у Валентина Серова.
Жизнь на средства Казариных тяготила Петрова-Водкина, а потому юноша брал любые подработки, а в 1900 году подрабатывал на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском.
Неотъемлемой частью обучения живописи является копирование работ старых мастеров. Петров-Водкин мечтал побывать в Европе, увидеть картины в оригинале, напитаться современным искусством, но денег на путешествие не было. Помог случай. В 1901 году в газете Кузьма увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы. Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь.
Путешествие подробно описано самим художником в книге "Пространство Эвклида". Маршрут намечен был следующий: Москва, Варшава, Бреславль, Прага, Мюнхен и Генуя (чтобы искупаться в море). С собой были взяты - географическая карта, ящик с красками, альбом, смена белья, чайник, тигровой окраски плед, револьвер в одном кармане и четырнадцать золотых пятирублевок в другом. Костюм - рабочая шерстяная блуза, высокие сапоги и кепи. Зарабатывать на жизнь планировалось продажей этюдов, по ходу путешествия написанных.
Велосипеды в то время были редкостью, и путешествие молодых людей оказалось очень трудным - старт путешествия пришелся на апрель, в некоторе дни шел снег, от них шарахались лошади, люди кидались камнями, да и сами велосипеды были тяжелыми и ломкими. Путешествие описано очень интересно - ночевали в еврейских поселках, цыганских, словом, везде, где их принимали на постой.
Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил и прочности велосипедов не хватило. В Мюнхене Петрову-Водкину повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе (там же учился Игорь Грабарь). Незнание немецкого языка помехой не стало. А по окончании курсов художник вернулся в Москву и в 1905 году окончил училище.
С 1903 по 1906 годы архитектор Р.Ф. Мельцер работал над заказом императрицы Александры Федоровны на строительство ортопедического института (здание в стиле модерн напротив Петропавловской крепости, Александровский парк, 5). А 25-летнему Петрову-Водкину поручено было создать майоличную роспись. В России тогда майолику не делали, поэтому Петров-Водкин поехал в Лондон, где наблюдал за переводом картона в изразцы на керамической фабрике Дультона.
Из-за перевода в керамику изменился цвет - с красноватого на традиционный для майолики сине-голубой, что очень расстроило художника.
Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке.
Через год после возвращения Петрова-Водкина в Россию, в 1909-м, состоялась его первая персональная выставка.
Спасибо, что прочитали эту статью до конца.
В следующей части мы дойдем, наконец, до красного коня, узнаем подробности личной жизни, как художник встретил революцию и как развивался его творческий путь.