Петров-Водкин - экскурсия по жизни художника, часть первая

1,9K прочитали
"Автопортрет", 1918 (масло, Русский музей)
"Автопортрет", 1918 (масло, Русский музей)

Предисловие

Когда я слышала фамилию Петрова-Водкина, мне вспоминалась, пожалуй, только одна картина - купание красного коня. Я была уверена, что художник создал ее под впечатлением революции и во славу ее. А потом, слушая все подряд лекции об искусстве, я наткнулась на удивительную историю молодых художников, отправившихся в Европу на велосипедах, но не потому что они такие спортсмены, а потому что не было денег на билеты другим транспортом и они договорилсь с первым магазином Петербурга о рекламном туре. Чем не инфлюэнсеры XX века?! Я решила изучить его жизнь и работы внимательнее.

Поледняя индивидуальная выставка Петрова-Водкина, приуроченная 140-летию со дня его рождения, проходила в Русском музее в 2018 году, однако до 13 июня 2023 года в Музее Москвы можно увидеть его работы, посвященные Крыму, и кураторы обещают открыть нам художника с новой стороны.

Я же как обычно проведу вам экскурсию по всей жизни художника и расскажу, как Кузьма Петров-Водкин стал художником, как менялось его творчество, как переживал события рубежа 20 века, каким его знали современники и какой след он оставил потомкам.

Время прочтения статьи: 6 минут.

Откуда есть пошел

Дом матери художника, г. Хвалынск Саратовской области
Дом матери художника, г. Хвалынск Саратовской области

О детстве художника я узнала из его же книги "Хлыновск" (так он называл свой родной город) и, если вкратце, дело было так. Предки по линии матери были крепостными и жили в Тульской губернии. После того, как барин проиграл их в карты, вся семья перебралась из-под Москвы на Волгу. Маленький Кузьма часто слушал истории бабушки о войне с Наполеоном, о горящей Москве (а какие сказки на ночь вам рассказывала бабушка?). Мать художника служила в купеческой семье и с ней у сына были очень теплые отношения. Уехав учиться в Петербург, он чуть ли не каждый день писал ей письма. По словам дочери художника, Елены, ее бабушка была человеком внутренней культуры. Все письма и рисунки своего сына Анна Пантелеевна сохранила до самой смерти.

Портрет А. П. Петровой-Водкиной, матери художника. 1909
Портрет А. П. Петровой-Водкиной, матери художника. 1909

По линии отца родные были из Хвалынска, там же в 1878 году родился и Кузьма. Прапрадед художника Петр был артельным бурлаком по прозвищу Водкин, от него фамилия и перешла предкам. Дед его был грузчиком, а отца отдали на обучение сапожному делу. Про них тогда говорили: "не все пьяницы суть сапожники, но все сапожники - пьяницы". Однажды, находясь в запое, сапожник зарезал свою жену и себя. Свидетелем тому оказался подмастерье Сергей (отец Кузьмы). Увиденное так сильно повлияло на юношу, что он навсегда бросил пить.

На Волге. Хлыновск, 1897 (одна из самых ранних работ художника)
На Волге. Хлыновск, 1897 (одна из самых ранних работ художника)

В детстве с будущим художником случилась печальная история: однажды он решил переплыть Волгу, но не рассчитал свои силы и начал тонуть. На счастье подоспел перевозчик Илья Захаров, лучший пловец города, который и спас маленького Кузьму. Но через неделю, спасая очередного смельчака, утонул, и это трагическое событие Кузьма сумел передать в своей первой картине «Погибший за других». На консервной жестянке была нарисована лодка, качающаяся на волнах, молнии в небе, тонущие люди и их спаситель Захаров. Тайком от всех Кузьма укрепил эту картину на могильном кресте Ильи, которого похоронили на староверческом кладбище.

Мелководье, 1900
Мелководье, 1900

Образование

Мать Кузьмы умела писать, а читала запоем, и любовь эту смогла передать сыну. В конце 1890-х отец его служил в Охте под Петербургом и мальчика отдали в приходское четырехклассное училище. Там же он наблюдал за работой иконописцев, но его работа оценена не была - слишком уж Богородица Петрова-Водкина была похожа на простую деревенскую бабу.

После окончания училища Кузьма уехал в Самару поступать в железнодорожный техникум, но экзамены провалил и поступил в школу живописца Федора Бурова, параллельно работал вывесочником. Спустя время Кузьма скажет, что это обучение не приносило никакой пользы для творчества, потому что они ни разу даже не попытались подойти к натуре. Спустя два года обучения преподаватель умер и 15-летний Кузьма вернулся домой, не получив профессии.

Продолжить обучение помогла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, в 1895 году архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица. Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Большой выставочный зал в академии Штиглица
Большой выставочный зал в академии Штиглица

В 1897 году Петров-Водкин с согласия Мельцера и Казариных оставил учебу в Петербурге, переехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в том числе и у Валентина Серова.

Жизнь на средства Казариных тяготила Петрова-Водкина, а потому юноша брал любые подработки, а в 1900 году подрабатывал на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском.

В мастерской художника, 1901
В мастерской художника, 1901

Неотъемлемой частью обучения живописи является копирование работ старых мастеров. Петров-Водкин мечтал побывать в Европе, увидеть картины в оригинале, напитаться современным искусством, но денег на путешествие не было. Помог случай. В 1901 году в газете Кузьма увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы. Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь.

Кузьма Петров-Водкин и его товарищ Владимир Сорохтин в начале путешествия
Кузьма Петров-Водкин и его товарищ Владимир Сорохтин в начале путешествия

Путешествие подробно описано самим художником в книге "Пространство Эвклида". Маршрут намечен был следующий: Москва, Варшава, Бреславль, Прага, Мюнхен и Генуя (чтобы искупаться в море). С собой были взяты - географическая карта, ящик с красками, альбом, смена белья, чайник, тигровой окраски плед, револьвер в одном кармане и четырнадцать золотых пятирублевок в другом. Костюм - рабочая шерстяная блуза, высокие сапоги и кепи. Зарабатывать на жизнь планировалось продажей этюдов, по ходу путешествия написанных.

Велосипеды в то время были редкостью, и путешествие молодых людей оказалось очень трудным - старт путешествия пришелся на апрель, в некоторе дни шел снег, от них шарахались лошади, люди кидались камнями, да и сами велосипеды были тяжелыми и ломкими. Путешествие описано очень интересно - ночевали в еврейских поселках, цыганских, словом, везде, где их принимали на постой.

Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил и прочности велосипедов не хватило. В Мюнхене Петрову-Водкину повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе (там же учился Игорь Грабарь). Незнание немецкого языка помехой не стало. А по окончании курсов художник вернулся в Москву и в 1905 году окончил училище.

Памятник Петрову-Водкину в г. Хвалынск
Памятник Петрову-Водкину в г. Хвалынск

С 1903 по 1906 годы архитектор Р.Ф. Мельцер работал над заказом императрицы Александры Федоровны на строительство ортопедического института (здание в стиле модерн напротив Петропавловской крепости, Александровский парк, 5). А 25-летнему Петрову-Водкину поручено было создать майоличную роспись. В России тогда майолику не делали, поэтому Петров-Водкин поехал в Лондон, где наблюдал за переводом картона в изразцы на керамической фабрике Дультона.

5-ти метровая майолика "Богородица с младенцем" на здании института травматологии и ортопедии
5-ти метровая майолика "Богородица с младенцем" на здании института травматологии и ортопедии

Из-за перевода в керамику изменился цвет - с красноватого на традиционный для майолики сине-голубой, что очень расстроило художника.

Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке.

Негритянский мальчик, 1907
Негритянский мальчик, 1907
Кафе, 1907
Кафе, 1907
Берег, 1908 (картина показана на выставке в Париже, в Африке и Петербурге)
Берег, 1908 (картина показана на выставке в Париже, в Африке и Петербурге)

Через год после возвращения Петрова-Водкина в Россию, в 1909-м, состоялась его первая персональная выставка.

Спасибо, что прочитали эту статью до конца.

В следующей части мы дойдем, наконец, до красного коня, узнаем подробности личной жизни, как художник встретил революцию и как развивался его творческий путь.