Найти тему
Особое мнение

Две версии фильма "Чёрная дыра" (Pitch Black, 2000)

Первый вариант сценария этого фильма, который назывался "Nightfall" (Сумерки), написали два брата Джим и Кен Уиты, которые до этого работали над самой прибыльной частью серии фильмов о Фредди Крюгере "Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна" (A Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master, 1988) и провальной "Мухой 2" (The Fly II, 1989), а после ушедшие на телевидение, где продолжили сочинять продолжения к хоррор-хитам из прошлого - "Птицы 2: На краю земли" (The Birds II: Land's End, 1994) и "Нечто из космоса 2" (It Came from Outer Space II, 1996).

Сценарий фильма попал в руки продюсеру Дэвиду Мэддену, который в то время работал на компанию Interscope Communications. Мэддену идея понравилась, но он чувствовал, что сам текст ещё недостаточно хорош, чтобы запускать фильм в производство. И Мэдден предложил переписать сценарий режиссёру и сценаристу Дэвиду Туи ("Прибытие", 1996) с условием, что если студию устроит результат, то они его возьмут режиссёром на этот проект.

Дэвид Туи
Дэвид Туи

По словам Туи, текст, написанный братьями Уитами, в своём первоначальном варианте очень много общего имел с рассказом Айзека Азимова с таким же названием "Nightfall" (1941), который в 1990 году был адаптирован в роман другим знаменитым писателем-фантастом Робертом Силвербергом. Кстати забавный факт, что в 2000 году, четыре месяца спустя после премьеры "Чёрной дырой", знаменитый B-Movie продюсер Роджер Корман выпустил экранизацию этого рассказа Азимова под тем же названием - "Сумерки" (Nightfall, 2000).

Одним из главных героев в сценарии Уитов была преступница по имени Тара Криг, которую впоследствии заменили на Риддика. Никакого затмения в нём не было, просто день и ночь длились по 2 месяца. Вместо геологической базы были древние развалины, а вместо пришельцев на героев нападали призраки существ, которые построили это место.

Туи в конце 80-х написал один из вариантов сценария для многострадального sci-fi хоррора "Чужой 3" (Alien³, 1993), который так и не был использован, но некоторые его элементы всё же вошли в окончательный вариант. В версии Туи действие происходило на космической тюрьме, которая по совместительству является гигантским заводом по переработке руды. А его владелец корпорация Weyland-Yutani, проводит секретные эксперименты к ксеноморфами и приговорёнными к смерти заключёнными. И в работе над "Чёрной дырой" ему подвернулась прекрасная возможность использовать свои наработки от третьего "Чужого".

Туи написал свой первый вариант и показал его студии. Та в общем и целом осталась довольна, но попросила изменить некоторые моменты. Так, например, в оригинальном варианте, написанном Туи, присутствовали сцены с "кладбищем" существ, как с всё ещё живыми особями, так и уже погибшими, которых поедали их же товарищи. Объяснялись причины, по которым у планеты был такой климат и такие перепады температур, принцип устройства звёздной системы и жизненный цикл существ, а также вся их подземная экосистема. А в конце фильма должен был погибнуть Риддик, а не Фрай. Причём последнее изменение было сделано уже в процессе съёмок, поскольку создатели поняли, что из Риддика получился очень харизматичный герой, с которым вполне можно будет впоследствии снять и продолжение.

Студия дала проекту зелёный свет и Туи отправился в Австралию, чтобы руководить поиском локаций и сооружением будущих декораций. По словам самого режиссёра, во время этого процесса, ему позвонил один из продюсеров и сказал, что у них есть актёр на роль Риддика, известная звезда боевиков того времени (по слухам это был Стивен Сигал). Туи категорически был не согласен с выбором студии и заявил, что не будет снимать фильм с ним в главной роли, даже под угрозой увольнения.

Позже были организованы прослушивания, в ходе которых на роль Риддика и был взят тогда ещё никому не известный Вин Дизель. Туи вспоминал, что, хотя Дизель и не особо хорошо прочитал свою роль на пробах, но он отлично передавал ощущение угрозы, которое по замыслу режиссёра должно было исходить от этого персонажа. Также на роль Риддика пробовался и Коул Хаузер, получивший впоследствии роль Джонса.

Съёмки фильма стартовали 13 марта 1999 года недалеко от небольшого шахтёрского городка Кубер-Педи, что в Южной Австралии. Вот как Вин Дизель описывал этот город: "Это удивительное место посреди пустыни; вокруг не видно ни одного дерева, вообще ничего, кроме засохшей земли. Город представлял из себя несколько домов и пару тысяч местных жителей. Я сам из Нью-Йорка и только в одном доме, в котором я вырос проживало около тысячи людей."

А Дэвида Туи поразила предупредительная надпись в единственном местном кинотеатре, которая напоминала посетителям о недопустимости проноса взрывчатки на сеанс. Поскольку это был шахтёрский городок многие жители возили в своих машинах различные взрывчатые вещества необходимые им для работы, и чтобы не оставлять их без присмотра, зрители зачастую брали их с собой в кинотеатр.

Съёмочный график, согласованный со студией, изначально предполагал, что съёмки продлятся 60 дней, однако ближе к середине этого периода в окрестностях Кубер-Педи начались сильные ливни, которые полностью размыли грунтовые дороги и сделало практически невозможным дальнейшее продолжение съёмочного процесса. Когда дожди наконец-то прекратились, то Туи с ужасом понял, что отстаёт от съёмочного графика на целых две недели. И как он позже вспоминал, если начинал он съёмки с мыслями о том, как сделать идеальный фильм, то к тому моменту, боясь быть уволенным за срыв съёмочного расписания, он работал уже только с одной мыслью - лишь бы уложиться в срок.

В конечном итоге съёмки благополучно завершились 30 июля того же года с отставанием от графика всего на 5 дней. А итоговый бюджет фильма, который был запланирован в размере $20 млн., был превышен всего на $3 млн.

Первоначальный смонтированный Туи вариант фильма длился 112 минут, однако, чтобы придать фильму нужный темп, он впоследствии был немного сокращён до 109 минут. Удалённые сцены, как говорил в одном из интервью режиссёр, всего лишь затормаживали действие фильма и поэтому от них избавились, хотя они и добавляли интересные детали к характерам героев.

Премьера фильма состоялась в США 18 февраля 2000 года. Фильм не стал сразу лидером проката, он занял всего лишь 4-е место по итогам сборов за премьерный уик-энд, собрав около $11,5 млн. Однако благодаря хорошему "сарафанному радио" и вопреки стандартной практике, в последующие несколько недель этот недорогой фильм без известных актёров в своём составе так и оставался на четвёртых-пятых позициях в рейтинге лучших. Его итоговые сборы в США и Канаде составили чуть более $39 млн. и ещё $14 млн. принёс фильму международный прокат.

Отзывы критиков были весьма неоднозначными: у фильма 59% свежести на Rotten Tomatoes на основании 113 рецензий. Большинство из них сходились во мнении, что сюжет фильма слишком вторичен и шаблонен.

Однако настоящая популярность к фильму пришла уже после того, как он был выпущен на домашнем видео. К тому моменту вышел в прокат фильм "Форсаж" (The Fast and the Furious, 2001), который сделал из Дизеля звезду мирового масштаба, и все фанаты стали интересоваться его предыдущими работами. И студия Universal в конечном итоге решила запустить в производство продолжение с Дизелем в главной роли и Дэвидом Туи в качестве режиссёра и сценариста. Бюджет на сиквел был выделен уже куда солидней - $105 млн. и ещё $35 млн. ушло на его рекламу. Позже, несмотря на кассовый провал продолжения, была снята и третья часть под названием "Риддик" (Riddick, 2013), а в настоящее время находится в разработке и четвёртый фильм.

На домашнем видео "Чёрная дыра" была выпущена 10 октября 2000 года одновременно на VHS и DVD, причём DVD был выпущен в двух вариантах с "театральной" версией и с альтернативной, получившей название "режиссёрская без цензуры" (Unrated Director's Cut). Позже с выходом в прокат второй части было выпущено переиздание, где к названию "Чёрная дыра" было добавлено "Хроники Риддика" (The Chronicles of Riddick), а в разделе дополнительных материалов появились новые бонусы.

В высоком разрешении фильм впервые вышел в не получившем дальнейшее развитие формате HD-DVD в 2006 году. А 31 марта 2009 года в США был выпущен и Blu-Ray с двумя версиями фильма. Позже фильм ещё не однократно переиздавался как самостоятельно, так и в составе сборников с другими частями цикла.

В августе 2020 года британская компания Arrow Video выпустила Blu-Ray и 4К UltraHD издания, на которых был представлен фильм с отреставрированным в 4К разрешении изображением, в двух версиях и с большим количеством старых и новых, записанных специально для этого издания, дополнительных материалов.

Отличия версии "режиссёрской без цензуры" от "театральной" (продолжительность "театральной" версии" (ТВ) - 01:48:21,
продолжительность версии "режиссёрской без цензуры" (РВБ) - 01:51:53).

1. Расширена сцена диалога Фрай с Имамом. Добавлено несколько реплик после того как Имам говорит о семи камнях, чтобы отпугнуть дьявола.
Фрай: "Вы ведь едете в Новую Мекку, верно?"
(You're on a trip to New Mecca, right?)
Имам: "Должен ли у каждого в жизни совершаться великий хадж, великое паломничество, чтобы лучше узнать Аллаха? Да. Но также и для того, чтобы познать себя."
(Once in every lifetime, should there be a great hajj, a great pilgrimage, to get to know Allah better? Yes. But to know yourself, as well.)
Фрай: "Да." (Yeah.)
Имам: "Теперь мы все на одном хадже."
(We are all on the same hajj now.). Затем Имам показывает Фрай свой ритуальный кинжал.
(время РВБ - 00:17:40, продолжительность - 26 секунд)

2. Несколько минут спустя добавлены два коротких кадра, на которых Шазза смотрит вдаль на холмы. (время РВБ - 00:22:19, продолжительность - 5 секунд)

3. Добавлена сцена диалога между Фрай и Джонсом, после того как они арестовали Риддика по подозрению в убийстве, и пошли проверить сказал, ли он им правду о нападении каких-то существ.
Джонс: "Давай я расскажу тебе, что, по моему мнению, произошло. Я думаю, что он набросился на того парня, похоронил его где-то в горах, а теперь он хочет, чтобы мы поверили, что там что-то есть."
(Let me tell you what I think happened. I think he went off on the guy, buried him in the hills somewhere and now he's got you believing there's something there.)
Фрай: "Ну, давай просто удостоверимся."
(Well, let's just be sure.)
Джонс: "Послушай, даже если не брать убийство в расчёт. Риддику место в зале славы му***ов. Он любит пудрить мозги и ему нравится, когда вы напуганы, потому что это всё, что он может. И ты сейчас делаешь именно это."
(Look, murder aside. Riddick belongs in the asshole hall of fame. He loves to jaw-jack and loves to make you feel afraid, because that's all he has. You're playing right into it.)
Фрай: "Я даже не знаю, почему я пытаюсь объяснить это тебе, Джонс. Ведь, ты же полицейский. Ради бога, мы должны найти его тело."
(I don't even know why I'm trying to explain this to you, Johns. I mean, you're cop. For God's sake, we've got to find his body.)
Джек: "Эй! Я пойду." (Hey! I'll go.)
Фрай: "Послушай, никто не пойдёт." (Look, no one is going.)
Джонс, обращаясь к Джеку: "Останься здесь." (Stay here.), и продолжает, уже обращаясь к Фрай: "Послушай, твоё геройство не именит того, что уже произошло. Это глупо."
(Look being ballsy with your life doesn't change what came before. It's stupid.)
Фрай: "Ты думаешь я хочу что-то доказать?"
(What do you think I'm trying to prove something?)
Джонс: "А это так?"
(Well, are you?)
(время РВБ - 00:31:49, продолжительность - 38 секунд)

4. Добавлена сцена, в которой герои обсуждают состояние найденного ими на планете космического шаттла.
Огильви: "Обычно я, конечно, умею ценить антиквариат, но это нечто другое."
(I mean, normally I can appreciate antiques, but this is something else.)
Джонс: "Он будет работать." (It'll work.)
Фрай: "Нет ничего такого, что мы не могли бы починить, когда электрика заработает."
(It's nothing we can't repair, so long as the electrical adapts.)
Шазза: "Ну, в межзвёздное пространство на нём не прыгнешь."
(Well, it's not a star-jumper.)
Риддик: "Ему и не нужно. Хватаете любой двухместный корабль типа этого, и мчите на нём до маршрутов Sol-Track. Высунете большой палец, и вас обязательно кто-нибудь подхватит. Верно, капитан?"
(It doesn't need to be. Take a two-seater like this back up to the Sol-Track Lanes. Stick out her thumb, bound to get picked up. Ain't that right, captain?)
Фрай многозначительно переглядывается с Джонсом и произносит: "Вы не могли мне немного помочь?"
(Can I have a little help here?)
Свою помощь ей предлагает Огильви: "Держу. Давай."
(I got it. Come on.)
Риддик тоже направляется на помощь, но его останавливает Джонс: "Эй, эй, эй. Сделай одолжение. Проверь-ка эти контейнеры и, эээ, посмотри нет ли там чего-нибудь, что поможет нам залатать эти крылья. Хорошо?"
(Whoa, whoa, whoa. Do me a favor. Check these containers out and, uh, see what we can patch these wings up with. All right?)
(время РВБ - 00:39:28, продолжительность - 45 секунд)

5. Следом добавлена короткая сцена, в которой Джек находит среди пыльного хлама механическую машинку для стрижки. (время РВБ - 00:40:13, продолжительность - 13 секунд)

6. Добавлена сцена, в которой Шазза даёт Риддику респиратор, пытаясь извиниться за то, что обвиняла его в смерти Зика.
Шазза, протягивая Риддику респиратор: "Вот."
(Here.)
Риддик спрашивает: "Что, он сломан?"
(What, it's broken?), и бросает его на пол.
Шазза: "Нет. Есть еще несколько зарядов. На самом деле, придурок, я пытаюсь сказать, что мне жаль."
(No. There's still a few hits. Actually, you asshole, I'm trying to say that I'm sorry.)
Подошедший к ним Джонс произносит: "Ладно, давайте заколотим это место и уберёмся отсюда к чёртовой матери."
(Okay, let's board this place up and get the hell out of here.)
(время РВБ - 00:47:16, продолжительность - 35 секунд)

7. Чуть позже использован альтернативный кадр с Риддиком. ("режиссёрская" версия длиннее на 13 секунд)

  • "театральная" версия. Использован короткий крупный план Риддика. (время ТВ - 00:45:34, продолжительность - 2 секунды)
-16
  • версия "режиссёрская без цензуры". Риддик поднимает с пола брошенный респиратор и перекидывает его себе через плечо. (время РВБ - 00:48:16, продолжительность - 15 секунд)

8. Расширена сцена диалога между Фрай и Джонсом, когда она застаёт того за приёмом наркотиков. Добавлена часть, в которой Джонс рассказывает о своей первой встрече с Риддиком.
Фрай: "Знаешь, я.. Я позволила тебе поставить на кон наши жизни. Это вполне разумно..."
(You know, I... I'm letting you roll the dice on our lives. It's not unreasonable...), Джонс прерывает её, схватив за руку и прижав её к шраму у себя на спине.
Джонс: "Чувствуешь это? Это моя первая стычка с Риддиком. Он целился в самое уязвимое место и промахнулся. Докторам пришлось оставить там часть его заточки, Кэролин, и я чувствую, как она давит мне на позвоночник. Так что, возможно, забота о моих нервных окончаниях - это моё дело."
(Do you feel that? That's my first run-in with Riddick. He went for the sweet spot and missed. They had to leave a piece of the shiv in there, Carolyn, and I can feel it pressing against the cord. So maybe the care and feeding of my nerve endings is my business.)
Фрай: "Просто ты мог бы что-то сделать, но не сделал."
(It's just that you could've done something and you didn't.)
(время РВБ - 00:55:13, продолжительность - 45 секунд)

В общем, судя по всему, "режиссёрская" версия фильма, больше была рассчитана на увеличение продаж фильма на домашнем видео, ничего кардинально нового она не добавляет. Но для просмотра я бы выбрал именно её, кое-какие моменты в сюжете она всё-таки проясняет. Отечественный дубляж существует только на "театральную" версию, но зато есть "режиссёрская" в переводе Гоблина.