Если отправиться на Столбы в зону ТЭР мимо «Митры», «Скрытного» или же по долине Столбовского Калтата за «Ферму», можно по этим тропам прогуляться ещё километра три и добраться до скалы «Манская стена». Она расположена минутах в 10-15 от избы «Эдельвейс». Поэтому эта «стенка» (как и «Манская баба») была излюбленным местом тренировок здешних столбистов.
Может показаться странным, что обе скалы называются «Манскими», но в этом ничего удивительного нет — мимо «Манской стенки (стены)» и «Манской бабы» проходит тропа на реку Мана. В 1960-х годах по ней красноярцы нередко ходили на сплав. Это было в те времена, когда на всех предприятиях и во всех вузах были свои турклубы. Когда на фестивальной поляне у Базаихи регулярно проводили турслёты, а на Мане турсплавы. Каждый такой клуб постоянно организовывал восхождения на Столбы, многие строили свои избы и все, кто туда ходил регулярно, называл себя столбистом. В каждой избушки были свои правила-уставы, свои традиции, свои летописцы, свои исторические личности. А ещё было много любителей скал, которые просто приходили из города полазить по скалам, устраивали себе многодневные походы, изучали не только скалы, но и пещеры. Теперь всё не так… И выйти за зону ТЭР стало намного проблематичней. А к столбистам имеют отношения только те, кто входит в общественную организацию, которая была организована в 1989 году и сотрудничает с руководством нацпарка (бывшего заповедника) в вопросах охраны территории скал. Теперь погрузиться в столбисткую культуру весьма проблематично. В общем, можно сказать, что путь закрыт, если ты не вхож в эту организацию. Путь закрыт и для тех, кто когда-то недели проводил на Столбах, лазил по скалам-дикарям, очищал новые лазы-ходы…
Было время, когда в пятницу уходили на Столбы, на скалу «Крепость». Старались засветло добежать до «Манской стенки», чтобы ночь провести возле скалы на стоянке у ручья, а утром отправиться дальше. Любопытно, что в отличие от других скал эта местами отвесная стена расположена не на вершине сопки, а в низине. Скала интересная, высотой 90-100 метров, шириной 150-180, а вершина узкая, от метра до трёх. С одной стороны более пологая (куда столбисты обычно забегают наверх не держась за скалу), а с другой труднодоступная вертикаль: наклон всего пять градусов. Однажды пережидали грозу возле неё и удивились, что молний сверху вниз почти не было, а вот снизу вверх, как это бывает в горах, было много. Вероятно, здесь находится какая-то аномалия. В пятницу возле скалы частенько останавливались туристы, каждый по своим делам: кто по скалам полазить, кто на рыбалку на Ману. Если ручей был «занят», становились там, где было более пологое место. За водой ходили вниз к ручью с оборудованным «колодцем», которым пользовались и столбисты «Эдельвейса». Однажды случайно кого-то из них хорошо напугали. Наш костёр был за пригорком и с тропинки его было не видать, за водой пошли без фонарика, в сумерках так было лучше видно и по пути застряли возле кустов смородины. Услышали, что кто-то идёт по тропе, подумали, что кто-то из наших (заждались воды) и мы решили немного пугнуть друзей, полезли прятаться. По голосам быстро поняли, что не наши, но вылазить и здороваться было уже неудобно, стали отступать потихоньку, наступили на ветки… На тропе замерли, луч фонарика заметался по сторонам. Потом кто-то спросил: «Кто там? Выходи!». Голос вопрошающего немного дрожал, но столбист «бодрился»: «Если красна девица, будешь нам сестрой. Если молодой человек — будешь нам братом. Если пожилой человек — отцом…». Но мы молчали, стараясь сдерживать смех. На тропе постояли, пошушукались и громко разговаривая, стуча по котелкам побежали за водой. А вдруг медведь? Мы постарались не разочаровать храбрецов, чуть-чуть «рыкнули». Шутка удалась, они чуть ли не бегом бросились по тропинке к избушке… Мы подождали, пока шаги стихнут и со смехом побежали за водой. Вероятно, что этот инцидент в «Эдельвейсе» стал байкой и был представлен в несколько ином свете....
УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО
Когда-то на «Манской стенке» регулярно проходили соревнования, теперь она больше простаивает в одиночестве, так как спортивно-скалолазная жизнь на ней практически уснула. Почти все ходы-маршруты заросли (сдирать мох и лишайник теперь запрещено), скала понемногу разрушается, хилые лесинки на вершине с каждым годом становятся мощнее, корни углубляются в сиенитовый утёс всё глубже. Путь сюда закрыт для любителей полазить, туристов в этих местах бывает очень мало, так как теперь это буферная зона, доступ сюда ограничен: нужно покупать пропуск. Во времена заповедника, прогуляться на стенку было намного проще, чем когда территория стала национальным парком.
Если посмотреть на «Манскую стенку» со скал Центральных столбов («Караульная», «Каин» или «Авель»), то она покажется обломком стены разрушенного здания, когда-то построенного древними гигантами. Если взглянуть на скалу от подножия — огромным каменным исполином, а на самой вершине скала кажется кораблём среди моря тайги. Кстати, отвесная стена находится в долине Сухого Калтата. Все здешние скалы отличаются от других скальных Столбов по своему строению: состоят из массивов и отдельных утёсов различной конфигурации.
От скалы перед спуском к ручью с тропы видна её торцовая часть (узкая) с как бы остроконечной вершиной. В этом месте есть ход, по которому можно взойти наверх без страховки. Когда подходишь ближе к скале, открывается монолитная стена, поражающая своей грандиозностью. В верхней части (в сторону города) есть углубление–полка, когда-то некоторые столбисты оставались на ней как на кровати переночевать. Чтобы встретить утром солнце, посмотреть на скалы с его первыми лучами — этакие розовые вспышки среди тайги. Позже, когда солнце уже полностью взойдёт, этой красноты уже не увидишь.
От «Манской стенки» можно по тропке уйти вверх на сопку и подняться на скалу «Барьеры», откуда откроется потрясающий вид на Калтат, Базаиху и Красноярск. Моё первое восхождение на скалу было знаковым событием, своеобразной проверкой на прочность. По отвесной стенке поднимались со страховкой, полностью доверяясь тому, кто тебя страхует. Прошли на вершину Бычий рог… Но потом ещё предстоял спуск вниз, такой волнующий. Нужно было решиться, чтобы оттолкнуться от скалы и начать спускаться, местами отталкиваясь ногами, на долю секунды зависая над пропастью…
Раньше верёвки здесь на крючьях развешивали ещё весной, снимая осенью. Приходи и занимайся хоть каждый день. Турклубов в городе было много и на скалу ходили частенько, чтобы потренироваться перед отъездом в альплагерь или категорийным спортивным походом в горы. Теперь всё по-другому. Вообще, тропа до «Манской стенки» весьма плодородная: весной проходишь целые поляны с черемшой, летом с черникой и зарослями малины, а осенью — с грибными лужками. Не доходя до стенки метров 50, находится выразительный камень «Акула». Он действительно со стороны чем-то похож на эту хищную рыбу. Подобная скалка также встречается на Мининских столбах. Может быть, поэтому красноярскую ещё называют «Наковальней». Это кому как нравится.
Вообще, таких отвесных стенок на Красноярских столбах несколько: Китайка, Манская, Крепость, Дикарь… Это только те скалы, на которых я побывала. Но когда взбираешься на вершину, видишь и многие другие утёсы, уходящие куда-то за горизонт. Не исключено, что на многих из них ещё никто не бывал. И подобных стенок-столбов намного больше. Кто знает…
Марьяна ДОЛГОПОЛОВА