Найти тему

Полезная статья: почему мой ребенок не говорит? (часть 2)

Итак, в прошлой статье , мы с вами разобрали при каких условиях ребенок начал пользоваться словами и самым важным условием является то, что у него должны быть четко сформированы все коммуникативные предречевые навыки.

Давайте теперь посмотрим как у детей развивается общение со взрослыми и какими инструментами они пользуются, чтобы говорить с нами, до того, как ребенок начинает использовать развернутую разговорную речь.

1. Малыш от 0 до 6 месяцев использует для разговора с мамой:

  • взгляд,
  • мимику,
  • плач
  • движения тела,
  • первые гуления и звуки.

Даже самый маленький ребенок уже способен рассказать маме, когда он голодный, когда он мокрый, когда он рад, что мама берет его на ручки.

Вспомните, ваш малыш наверняка изображал перевернутого паучка (комплекс оживления), когда он был доволен, а вы наклонялись к нему и и ворковали с ним. Он улыбался, смотрел на вас, дергал ручками и ножками и гулил.

2. Малыш от 6 месяцев до года использует для разговора с мамой:

  • взгляд,
  • мимику,
  • плач,
  • первые жесты (указательный, жест дай, пока-пока и тд),
  • движения тела,
  • лепет,
  • начинают появляться первые двуслоговые слова (мама, папа, баба).

Вы точно помните это время, когда ваш малыш научился сидеть в стуле для кормления, вы давали ему какие то предметы, а он планомерно все скидывал вниз. Это повторялось бесконечно. Чтобы вы подняли упавшее, малыш пристально смотрел на вас, ерзал на стуле, тянул руку к предмету, подкрикивал, вы точно знали, лучше вам выполнять требование, пока эта искривляющаяся мимика не перешла в крик обиды)

3. Малыш от 1 до 2-х лет использует для разговора:

  • взгляд,
  • усложняющуюся мимику,
  • различные жесты (их уже много, они разнообразны и выразительны, например, малыш, может показать как он звонит по телефону, приложив, руку к уху, послать воздушный поцелуй, есть жест нет, жесты просьбы и тд),
  • движения тела также присутствуют, но они уже не являются ведущим коммуникативным инструментом (малыш может выгибаться, когда сильно расстроен, но чаще использует другие более поздние инструменты общения),
  • появляются первые слова для обозначения предметов и действий (например, биби, кайни(камни) туки-туки, бах и тд).

Их может быть еще не очень много, в этом нет беды, главное, чтобы ребенок начинал их использовать по назначению.

4. Дети от 2-х до 3 лет используют:

  • развернутые жесты,
  • яркую мимику,
  • отлично может подражать вашей разнообразной мимике,
  • умеют по разному строить глазки,
  • используют слова, словарный запас содержит предметы, глаголы, предлоги, прилагательные к возрасту 2,5 лет могут появляться двусоставные предложения, у некоторых детей могут быть трудности артикуляции, это нормально, они либо нивелируются самостоятельно, либо про поддержка логопеда в более старшем возрасте.

Когда стоит начинать беспокоится:

в любом возрасте, если вы не видите тех инструментов, которые характерны для малыша такого же возрастного периода.

То есть, если ваш малыш в возрасте от 6 месяцев до 1 года не лепечет, не показывает жестом, а только кричит, плачет, выгибается и редко гулит, не надо ждать 2-х лет.

Важно показаться специалисту, чтобы комплексно оценить как развиваются предречевые инструменты для общения и понять, на сколько это может спровоцировать трудности с речью в дальнейшем.

Связанные статьи: