Найти тему
Призма веры

Что такое искусство и почему с ним надо быть осторожным ☣️

Оглавление

В этой статье я расскажу о творчестве, и о его производной — искусстве.

Для начала обозначим основные понятия. Что такое творчество, и что такое искусство?

Творчество — это созидательная деятельность человека.

Когда творчество становится частью культуры, оно становится искусством. Искусство представляет собой особенно выдающиеся памятники человеческого творчества, поэтому не все творчество удостаивается стать искусством.

Искусство, будучи "стеной почета" человеческого достояния не спонтанно. Помимо самой культуры, искусство движимо элитарными слоями общества. Элиты испокон веков финансировали художников в замен на свой собственный отпечаток в мире искусства. Но об этом позже.

Давайте начнем наш разговор о творчестве, с самого начала, т.е. с момента мироздания…

Творчество с точки зрения Богословия

С точки зрения Богословия, творчество — это черта, свойственная человеку по природе.

Бог — творец. Творец — это свойство Бога. Но в отличии от нас, Бог — творец совершенный, Творец с большой буквы, и от Него «нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак. 1:17)»

Будучи сотворены по образу и подобию Бога, от Него мы наследовали и дар творчества. Поэтому творчество для человека, это не просто какая-то блажь или хобби, это его первостепенная потребность.

“Господь Бог открывается человеку прежде всего как Творец — говоря словами Символа Веры — ‘Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.’”[1] (Русский перевод: “Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.”)

“Так и у человека, творчество видимое — это дела его рук и его собственные видимые действия.

Невидимое — это его внутренние мысли и чувства.” [2]

Человек был создан Богом как его образ и подобие. Подобия Божие — означает праведное житие и святость, образ Бога — структура естества, включающие в себя ум, свободу воли и дар творчества (и многие другие свойства).

Все мы имеем образ Божий, то есть все мы свободны и разумны; но грех разрушил в нас подобие Божие. Таким образом, цель Христианской жизни состоит в том, чтобы восстановить первоначальное подобие. Этот процесс восстановления подобия сравнивают с восстановлением реставратором старого портрета, первоначальные черты которого скрыты за слоем налета, грязи и пыли.

“Цель человека состоит в том, чтобы привести все свое, видимое и невидимое, в одно гармоничное целое, которое будет прекрасным подобием его Творца. Это значит с помощью Божией сделать себя тем, что в Православии называется преподобным, существом, «очень похожим» на своего Творца, то есть святым. Таким образом, человек есть произведение искусства, созданное Богом для того, чтобы отражать Себя, — но с тем отличием от «обычного» искусства, что Художник дал Своему творению долю в этом художественном произведении, позволив ему исправить ошибки, допущенные падением, внедрился в него, чтобы сформировать из себя поистине прекрасное подобие Бога.”[2]

Творчество с точки зрения Эстетики

Давайте рассмотрим теперь творчество и его производную — искусство, с мирской точки зрения. Для этого нам поможет дисциплина под названием Эстетика, которая занимается вопросом ценности творчества и искусства.

-2

Главный предмет рассмотрения в Эстетике — красота. С точки зрения эстетики творчество — процесс создания прекрасного, т.е. чего-то обладающего красотой. А цель творчества — вызвать в человеке чувство прекрасного, т.е. различные приятные и возвышенные эмоции в ответ на созерцание красоты.

В области эстетики красота — это многогранное понятие, которое не только пленяет наши чувства, но и формирует наши эмоциональные и интеллектуальные реакции на окружающий мир. Наше представление о красоте, по своей сути, субъективно и предвзято, оно сформировано на основе индивидуального опыта, культурного происхождения и социальных норм. Поэтому, к примеру, искусство и стандарты красоты прошлого нами воспринимается устаревшими.

Несмотря на всю субъективность данного понятия, в Философии существует концепция идеалистической (или платоновской) красоты, которая постулирует существование конечной, вечной и неизменной формы красоты, которая выходит за пределы физического и вещественного мира. Эта точка зрения предполагает, что красота — это объективное качество. По Платону — красиво то, что близится к оригиналу, который обитает в невещественном мире, т.е. в нематериальном мире. Как вы можете наблюдать, даже для древних греков материя вторична, "нематерия" — первична.

Платоновская красота обнаруживается посредством созерцания абстрактных идей и трансцендентных принципов. Искусство, в данном контексте, служит средством передачи данных идеалов зрителю/слушателю, т.к. оно по своей природе стремится запечатлеть особенно красивые аспекты нашей реальности, тем самым имея вектор в направлении идеала.

Все это прекрасно, но при углубленном поиске красоты становится понятно, что в мире ничто не ограничивается внешностью. Помимо материального мира существует и нематериальный. Возьмем к примеру информацию. Она не материальна. Математика и логика — не материальны. Абстракции, такие как цифры — не материальны (покажите мне цифру 1 в материальном мире; вы покажете мне объект иллюстрирующий абстракцию, но не саму единицу). И когда мы выходим в сферу нематериального мира нас встречают как раз они — идеалы.

По иронии судьбы, истинная красота (та, которая находится в нематериальном мире) часто не представляет для нас особого интереса.

Духовный мир — тоже принадлежит нематериальному миру.

В Библии стремление к Божественному, высшей красоте изображается как стремление, к которому стремится меньшинство, лишь немногие избранные — искренне верующие люди, праведники и пророки. Приход Иисуса Христа в мир, его воплощение, выявил резкое разделение между теми, кто искал Божественного, и теми, кто этого не делал. Это перекликается с рассматриваемым нами стремлением к идеалистической красоте.

Проблема чувственной красоты и слепые зоны в чувстве прекрасного

40-летний японец мужского пола удивительно похож на девушку…
40-летний японец мужского пола удивительно похож на девушку…

Красота как эстетическое и субъективное качество издавна почиталась и искалась как отдельными людьми, так и целыми обществами и культурами на протяжении всей человеческой истории. Хотя стремление к красоте можно рассматривать как естественную и неотъемлемую потребность человека, это стремление может подвергаться значительным искажениям. (Мы часто видим что приоритет отдается поверхностности, не содержанию). Такая подмена ценностей объясняется результатом грехопадения человечества, в результате которого мы потеряли способность правильно судить о истинной ценности вещей.

В покаянном каноне ко Господу нашему Иисусу Христу есть следующие строки:

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.”

Этот призыв о неуповании на скоропреходящую земную красоту, связан с тем, что после падения человечества, все в мире, и в частности красота, стало объято последствием падения — грехом, а поэтому и смертью.

Грехопадение является также причиной того, что творчество как созидательная деятельность человека порой превращается в разрушительную.

Помимо того, что в нашем мире приоритет отдается внешности, а не содержанию, эта внешность еще к тому же может вообще не соответствовать содержанию.

Яблоко красивое на вид может оказаться гнилым изнутри.

В современном мире, и это повсеместное явление, красота имеет способность обманывать. Красота — испокон веков является предметом искушения. Красота может использоваться как инструмент для манипулирования, поскольку люди (а также нематериальные сущности) могут использовать свою внешность или привлекательность созданных ими предметов, чтобы влиять на мнения, заручаться поддержкой или эксплуатировать других.

Опасность красоты усугубляется безжалостной бомбардировкой средств массовой информации и рекламы. В современном информационном пространстве все очень красиво, но имеет собой меркантильные, а зачастую и открыто зловещие интересы.

Другие цели искусства

Творчество преследует своей целью не только красоту. Помимо всего прочего, у творчества есть и чисто утилитарная цель — развлекать. Развлекательная сторона творчества помогает ему легче восприниматься.

Искусство долгое время рассматривалось как выражение человеческого творчества и воображения, часто характеризующееся его способностью вызывать эмоции и провоцировать мысли. В то время как эстетическая красота искусства является важным аспектом, важно признать, что искусство также последовательно преследовало цель развлечения на протяжении всей истории. Во многих отношениях желание развлекать было движущей силой "развития" художественного самовыражения.

Важно упомянуть и народное искусство, охватывающее такие формы, как цирк, фестивали и другие традиционные выражения, показывает, как стремление к развлечениям тесно переплетается с художественными усилиями, выходящим за рамки простой эстетической красоты.

20-й и 21-й века еще больше стерли границы между искусством и развлечением, поскольку появились различные формы медиа и технологий. VR, игры, фильмы, телевидение, цифровое искусство и интерактивные инсталляции — все это иллюстрирует постоянно развивающиеся способы, с помощью которых искусство стремится привлечь и очаровать свою аудиторию. В наш век информации и сенсорной перегрузки художники продолжают вводить новшества и раздвигать границы, демонстрируя, что стремление развлекать стало основной целью художественного самовыражения.

Психологический эффект искусства на человека

Творчество и искусство давно признано за его способность вызывать эмоции у людей. Они глубоко воздействуют на наши мысли, чувства и переживания. Книга Дона Нормана «Эмоциональный дизайн» дает базу для понимания того, как искусство влияет на нас в плане эмоций. Он определил три основных эмоциональных уровня, универсальных для каждого человека: интуитивный, поведенческий и рефлексивный. Этот подход позволяет нам оценить многогранное эмоциональное воздействие художественных произведений на нас.

Не волнуйся, это всего-лишь искусство...
Не волнуйся, это всего-лишь искусство...

  • Висцеральные эмоции — это самые непосредственные и инстинктивные реакции на искусство. Они основаны на наших врожденных биологических реакциях на определенные раздражители. Эти эмоции часто вызываются эстетическими качествами произведения искусства, такими как цвет, форма и текстура. Например, яркие цвета могут вызвать чувство радости и волнения, а более темные тона могут вызвать чувство грусти или беспокойства. Точно так же композиция и тема произведения могут влиять на наши внутренние эмоции, поскольку мы можем испытывать чувство благоговения при взгляде на обширный пейзаж или испытывать страх при созерцании угрожающей фигуры.
  • Поведенческие эмоции формируются нашим личным опытом и усвоенными ассоциациями с определенными формами или стилями искусства. Эти эмоции возникают в результате взаимодействия между произведением искусства и нашим индивидуальным опытом. Эмоции этого уровня обусловлены культурными, социальными или личными факторами. Например, музыкальное произведение может вызвать ностальгию или тоску, если оно напоминает нам о важном событии в нашей жизни, или картина может вызвать чувство спокойствия, если она вызывает счастливые воспоминания. Таким образом, поведенческие эмоции отражают наши уникальные эмоциональные связи с окружающим миром.
  • Рефлексивные эмоции включают в себя более сознательную и преднамеренную когнитивную обработку произведения искусства. У каждого художественного произведения искусства есть замысел, который поддается расшифровке при анализе.

Деконструкция в современной культуре

Термин деконструкция взят из науки Семиотики (наука о знаках). Он означает явление, где означающее (форма или внешность) и означаемое (содержание) не связаны друг с другом.

Стандартах красоты в современном мире нереалистичны и недостижимы. Наше восприятие ценности вещей искажено, и оно заставляет нас стремиться к идеалу, который вообще не является идеалом, плюс еще навязан нам, плюс, помимо всего прочего, он еще недостижим и неустойчив (постоянно меняется).

В массовой культуре дистанция между исполнителем (или артистом) и зрителем создает иллюзию совершенства исполнителя. Эта иллюзия создается потому, что публика видит только то, что хочет показать исполнитель, а не то, что на самом деле происходит за кулисами. Например, в музыкальных клипах исполнителей часто показывают в гламурных декорациях с идеальным освещением и гримом. Это создает иллюзию того, что они совершенны и безупречны. Однако это не так, поскольку исполнители могут использовать фотошоп, auto-tuning (программный корректор голоса), а также другие методы редактирования для улучшения своего исполнения.

Важно упомянуть, нереалистичные идеалы, которые создает массовая культура, очень сильно влияют на жизнь людей (при этом это влияние часто остается незамеченным, потому что имеет длительный “инкубационный период”). Не секрет, что человек выбирает себе партнера основываясь на опыте который он получил в детстве. Этот выбор основывается не только на отношениях между родителями, но и на том, что человек видел в детстве по телевизору или в кино. Например, в поисках романтического партнера люди в итоге руководствуются нереалистичными ожиданиями относительно того, как должен выглядеть их партнер или как он должен себя вести.

В 1950-х годах орнитолог Нико Тинберген при работе над концепцией «supernormal stimuli» (”сверхъестественных стимулов”), экспериментировал с муляжами клювов, яиц и других объектов, которые были ярко раскрашены и увеличены в размерах. Подопытная серебристая чайка, над которой Тинберген проводил свои эксперименты, получив искусственное яйцо большего размера, чем собственно снесенные, всегда предпочитала его своим. Этот эксперимент продемонстрировал, что животных привлекают преувеличенные версии стимулов. Концепция “сверхъестественных стимулов” с тех пор успешно применялась и к человеческому поведению.

Животных (и людей) привлекают преувеличенные версии стимулов
Животных (и людей) привлекают преувеличенные версии стимулов

Как мы видим, животных (и людей) привлекают преувеличенные версии стимулов

Искусство массовой культуры использует “supernormal stimuli” для создания преувеличенной версии реальности, более привлекательной, чем сама реальность. “Supernormal stimuli” — это преувеличенные версии чего-то уже заведомо привлекательного. Например, в музыкальных клипах используются “supernormal stimuli” (спецэффекты и “фотошопинг”) преувеличивающие физические особенности музыкантов и танцоров, такие как форма их тела и и пластика их движений, чтобы сделать их более привлекательными, чем они есть в реальной жизни. Другим примером является то, как реклама использует “сверхъестественные стимулы”, преувеличивая преимущества продуктов, чтобы сделать их более привлекательными, чем в реальной жизни.

Подмена понятий в массовой культуре

Искусство массовой культуры использует подмену понятий, чтобы скрыть свои истинные цели и воздействовать на эмоции, потребности и желания аудитории. Подмена понятий заключается в том, что массовая культура предлагает свои версии реальности, ценностей, норм и идеалов, которые отличаются от традиционных или научных. Например, массовая культура может преподносить насилие, секс, потребление или развлечение как основные смыслы жизни, заменяя более глубокие и сложные понятия, такие как семейные ценности, Христианские ценности и прочие консервативные ценности. Таким образом, массовая культура формирует у людей ложное сознание, которое подчиняется интересам тех, кто контролирует ее производство и распространение.

Примеры такой подмены понятий можно найти во всех проявлениях массовой культуры: литературе, кино, музыке, живописи и т.д. К примеру, фильм “Джокер”, сериал “Безумцы”, “Breaking Bad” и огромное множество мейнстримовских “культурных” продуктов создают героев из злодеев.

Искусство в некоторых случаях можно сравнить с человеком с антисоциальным расстройством личности, который стремится манипулировать другими для личной выгоды или удовольствия. Это сравнение выдвигает на первый план более темные аспекты художественного выражения, когда целью творения может быть преднамеренный обман, запутывание или использование эмоций и восприятий зрителя. Подобно тому, как человек с антисоциальным расстройством личности использует обаяние, харизму или хитрость, чтобы манипулировать другими, произведение искусства используют визуальные приемы, символы или нарративы для осуществления контроля над своей аудиторией.

Искусство массовой культуры стремится зацепить человека и поставить его в эмоциональную зависимость. Массовая культура с ее гламуром стремится привлечь человека и удержать, укрепляя эмоциональную привязанность, которую очень трудно разорвать. Эту появившуюся привязанность теперь можно использовать для коммерческой выгоды (и не только), поскольку чем больше человек эмоционально окунается в массовую культуру, тем больше он будет потреблять навязанные ему “блага”.

Потребителя искусства массовой культуры, можно уподобить мазохисту. Подобно мазохисту, он получать удовольствие и удовлетворение от отношений, от которых он получает только боль, озлобленность и пустой кошелек, когда массовая культура разводит его как лоха.

Массовая культура и “крысолов из Гамельна”

Искусство массовой культуры можно сравнить с Крысоловом из Гамельна, фигурой из немецкого фольклора, который не получив плату за избавление города от крыс, уводит всех городских детей за собой своей чарующей музыкой, которые потом пропадают без вести.

Также и массовая культура нацелена на детей, так как они наиболее впечатлительны и легко манипулируемы.

-6

Массовая культура с ее широким охватом и доступностью способна увлекать и влиять на обширную аудиторию. Точно так же, как очаровательные мелодии Крысолова очаровали детей Гамельна, искусство массовой культуры может привлечь людей своей привлекательной эстетикой, запоминающимися мелодиями и захватывающими повествованиями.

Важно выделить, что искусство массовой культура преследует антирелигиозные цели. Эти тенденции могут проявляться по-разному: от прославления гедонистического образа жизни до постановки под сомнение или откровенного глумления над религиозными традициями и верованиями. Этот отход от религиозных ценностей можно рассматривать как попытку сбить людей с пути, подобно Крысолову, уводя их от их духовных корней к духовной смерти.

Творчество с точки зрения массовой культуры

C древних времен, искусство использовалось как мощный инструмент пропаганды, но оно достигло новых высот изощренности и влияния в 20 веке, когда появились средства массовой информации и современные идеологии. В этом тексте мы исследуем, как искусство успешно использует пропаганду с 20-го века, и как массовая культура использует новую форму анти-консервативной и анти-Христианской пропаганды.

-7

Одним из самых известных примеров пропаганды зла в искусстве является использование нацистским режимом изобразительного искусства для продвижения своей расистской и тоталитарной идеологии. Нацисты контролировали все аспекты художественного производства и выражения в Германии, запрещая или уничтожая любое искусство, которое не соответствовало их эстетическим и политическим стандартам. Они также поручали художникам создавать пропагандистские плакаты, фильмы, скульптуры, картины и архитектуру, которые прославляли Гитлера, нацистскую партию, немецкий народ и арийскую расу, демонизируя евреев, коммунистов, демократов и других врагов. Нацистское искусство было призвано воздействовать на эмоции и предрассудки масс, создавая чувство единства, лояльности, гордости и превосходства у немцев и чувство страха, ненависти и неполноценности у их противников.

Еще одним примером пропаганды в искусстве является использование советским режимом изобразительного искусства для пропаганды своей коммунистической идеологии. Советы также контролировали все аспекты художественного производства и выражения в России и ее государствах-сателлитах, подавляя или преследуя любое искусство, которое не соответствовало их доктрине социалистического реализма. Они также поручали художникам создавать пропагандистские плакаты, фильмы, скульптуры, картины и архитектуру, восхваляющие Сталина, Коммунистическую партию, Советский Союз и пролетариат и очерняющие капиталистов.

Соединенные Штаты используют пропаганду для оправдания своих военных интервенций в другие страны под предлогом установления демократии и свободы. Во время холодной войны Соединенные Штаты реагировали по теории домино, согласно которой, если одна страна станет коммунистической, ее соседи последуют за ней. Эта теория использовалась для обоснования участия США в войнах в Корее, Вьетнаме и других регионах. Когда коммунизм перестал представлять угрозу для США, новым поводом для продолжения пропаганды стал терроризм. И уже обосновывались войны в Ираке и Афганистане.

Чем искусство кажется…
Чем искусство кажется…

Чем оно оказывается на самом деле…
Чем оно оказывается на самом деле…

Массовая культура — это инструмент элитарной империалистической пропаганды, имеющую цель заполучить все ресурсы и колонизировать весь мир. Они используют различные приемы и методы, чтобы манипулировать массами и заставить их подчиняться своим интересам. Одним из таких приемов является быстро меняющаяся мода и тренды. Создавая постоянный спрос на новые и разнообразные продукты, они стимулируют потребление и получение прибыли от эксплуатации рабочих и природных ресурсов. Они также используют моду и тенденции для формирования личности и ценностей людей, делая их более индивидуалистичными, материалистичными и поверхностными. Они создают ложное ощущение разнообразия и выбора, в то время как на самом деле навязывают однородную и стандартизированную культуру, стирающую различия и традиции других наций и народов. Таким образом, массовая культура является инструментом господства и угнетения, который служит интересам империалистических элит.

Возвращаясь к Богословию

Как мы видим, одна из опасностей искусства массовой культуры заключается в том, что оно подменяет понятия блага и зла. Под видом блага оно предлагает нам то, что на самом деле является злом, а под видом зла — то, что на самом деле является благом. Такое искусство вводит нас в заблуждение и отвлекает нас от поиска Бога и исполнения Его заповедей. Такое искусство похоже на змея в Эдемском саду, который прельстил нашу праматерь Еву, сказав ей: «В день же, в который вы будете есть от него [дерева познания добра и зла], откроются глаза ваши, и вы будете как боги» (Быт. 3:5). Змей обещал Еве благо — познание и божественность — но на самом деле подарил ей зло — грех и смерть.

Точно так же и искусство порой дарит нам совсем не те плоды на которые мы рассчитываем…

Стоит задуматься, на каком искусстве воспитывать наших детей...

Читайте также: