Найти в Дзене
Затоновости

Нотариус Татьяна Грищенко и цифровая эпоха

В гостях на «Умном радио» побывала Татьяна Грищенко, которая уже тридцать лет работает в нотариальной конторе

С ней мы поговорили о том, чем вообще занимается нотариус и узнали какие интересные нововведения облегчают жизнь людей, пользующихся услугами этих специалистов

- Для начала расскажите – кто такое нотариус?

- Немножко официоза: «Нотариус это лицо, которое специально уполномочено государством на совершение нотариальных действий».

Вообще нотариат есть в любой правовой системе. В мире сейчас две основные системы нотариата – англосаксонского и латинского типа. Англосаксонская правовая модель основана преимущественно на судебном прецеденте, в силу чего любой письменный документ (в том числе и оформленный нотариусом) может быть оспорен свидетелями. Нотариус в правовой системе англосаксонского типа и нотариальные документы, как и иные письменные документы, не играют той роли, которая отведена им в странах латинского нотариата. Требования к нотариусу также сильно отличаются. Например, в тех же США, нотариусом может быть человек не только без юридического образования, но и без высшего образования вообще. Нотариусом может быть, например, владелец аптечного киоска, парикмахер, продавец.

К счастью Россия относится к латинской системе нотариата. Хочу отметить главные принципы латинского нотариата:

- нотариус является публичным должностным лицом, наделенным полномочиями государства, реализующим их от его имени и под его контролем;

- нотариус выступает лицом свободной юридической профессии, который сам организует свою деятельность, наделен имущественной ответственностью за причиненные убытки;

- главная функция нотариуса – придать частным соглашениям аутентичный характер, особую доказательственную и исполнительную силу, защиту публичного интереса;

- нотариус за выполнение нотариальных актов вознаграждается нотариальным тарифом, размер и порядок оплаты которого устанавливает государство;

- нотариусы могут объединяться в коллективные органы: нотариальные палаты, исполняющие административные, а также контрольные функции.

Дам небольшую историческую справку. Название «латинская» это отсылка к истокам нотариата в Древнем Риме, когда появились первые писари (нотариус – секретарь, писарь (лат.)) Империя расширялась и уже недостаточно стало только устных договоренностей. Появилась необходимость фиксировать их письменно. Востребованность профессии писарей возрастала. Писари стали предвестниками табеллионального нотариата в Древнем Риме. В их обязанности входило не только составление различного рода посланий и прошений, но и совершение различных сделок.

Уже тогда к писарям (табеллионам) предъявлялись серьезные требования. Он должен быть грамотным, обладающим правовыми знаниями, честным, состоять в корпорации, иметь свою контору - заключение сделок в других местах, как и сейчас, допускалось только в исключительных случаях. Такой писарь назначался префектом города пожизненно. Принадлежность к корпорации подразумевала, что писари не состояли на службе государства и частных лиц. Но государство осуществляло контроль за деятельностью табеллионов. Например, табеллионы занимались составлением юридических актов для граждан за плату, размер которой устанавливался государством. Документы составлялись на гербовой бумаге из папируса, подписывались договаривающимися сторонами, свидетелями, удостоверялись подписью и печатью писаря и вносились в судебный протокол. После этого оспорить такой документ было невозможно.

И по прошествии тысяч лет многое не изменилось: я, будучи нотариусом, состою в корпорации, при совершении нотариальных действий я независима от государства и частных лиц. То есть никто не может принудить меня принять решение, которое с моей точки зрения противоречит действующему законодательству. У меня высшее юридическое образование и своя контора – то есть место совершения нотариального действия. Размер платы, которую я взымаю за совершение нотариального действия, устанавливается государством.

Наша страна на протяжении долгих лет была членом международного союза латинского нотариата. И хотя в прошлом году в связи с известными событиями наше членство там было приостановлено, нотариат в России развивается именно в рамках латинской системы независимо от нашего членства в этой организации. И я могу сказать, что мы очень далеко на этом пути продвинулись.

Я пришла в нотариат в 1994 году сразу после школы и уже почти тридцать лет изнутри наблюдаю как развивается нотариат в нашей стране и очень довольна. Я считаю, что мы молодцы.

- Чем же занимается нотариус в России сегодня?

- Со стороны может показаться, что это скучная работа с бумагами, но на самом деле это очень интересно. Первый большой блок – наследственное право. Второй – семейно-брачные отношения. Это и брачные договоры и раздел совместного имущества, соглашения об уплате алиментов, о проживании детей после развода. Все это можно сделать без судов в бесспорном порядке. Большой раздел – сделки. Дальше – доверенности, согласия – супружеские, на выезд детей за границу. Есть и новые нотариальные действия. Сейчас в моей практике очень востребовано – обеспечение доказательств. На этом хотелось бы остановиться подробно – сегодня любое ваше действие в интернете может быть нотариально зафиксировано и потом предъявлено в суд.

К сожалению люди, сидящие перед экраном компьютера, зачастую испытывают чувство безнаказанности, что позволяет им написать в интернете немного больше, чем можно себе позволить при личном общении – оскорбить или оклеветать другого человека. Поэтому настоятельно рекомендую учитывать, что сегодня все это можно зафиксировать у нотариуса и потом предоставить в суде. Последующее удаление записи не поможет.

- А как это технологически выглядит?

- С использованием специальной программы, разработанная нашей нотариальной корпорацией, я захожу по ссылке, предоставленной клиентом, при этом фиксируются значимые нюансы: IP адреса, время публикации, проводится проверка на сайты «двойники». Я составляю протокол осмотра, подшиваю к нему фото увиденных комментариев, сообщений, и все – дальше это будет доказательством в суде.

Хочу отметить, что нотариальные документы вообще имеют повышенную доказательную силу, а в некоторых случаях даже имеют силу исполнительного листа. Я уже таким образом фиксировала написанное и «Вконтакте» и в «Инстаграмме» и даже на сайте газеты «Коммерсант», а также осматривала переписку в «вотсапе», «вайбере», в электронной почте.

- Вы упомянули брачные договоры. Раньше считалось, что эта история исключительно западная. Неужели и русские люди такое практикуют?

- На большой земле, конечно, это происходит чаще, чем в Сарове. Но и у нас регулярно такие документы оформляют. Люди иногда думают, что раз ты собираешься заключить брачный договор, то ты уже на старте брака думаешь о разводе. Но я и как юрист и как семейный человек ничего страшного в этом не вижу. Одно дело, когда люди сразу после школы женятся и дальше наживают совместное имущество. Другое когда в брак вступают взрослые, состоявшиеся люди, успевшие самостоятельно накопить некий капитал. Они да, зачастую прибегают к брачному договору. Это как «соломку подстелить». Не обязательно пригодится, но лучше пусть будет и в случае чего сильно облегчит вам жизнь.

- Я слышал, что существует определенная квота на количество нотариусов. Правда ли это?

- Нотариус полностью обеспечивает свою деятельность на принципах самофинансирования, без каких-либо бюджетных затрат, при этом нотариус не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Также хотелось бы отметить, что внебюджетный нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом. Поэтому во избежание недобросовестной конкуренции, для того, чтобы у нотариуса не было желания отступить от принципа объективности и независимости при совершении нотариальных действий, а также для того, чтобы нотариус мог спокойно обеспечивать зарплатой себя и свой коллектив, содержать отвечающий современным технологическим требованиям офис, было принято решение, что на определенное количество населения допустимо определенное количество нотариусов. Поэтому в Сарове на, почти 100 000 населения, сегодня работают три нотариуса. За их деятельностью строго следит наше нотариальное сообщество и крайне редко сейчас бывает ситуации, когда недобросовестных нотариусов лишают лицензии.

- Как стать нотариусом?

- Специальных «инкубаторов» для этого не существует. Для того чтобы стать нотариусом достаточно иметь высшее юридическое образование любого аккредитованного ВУЗа. Перед тем как стать нотариусом соискатель должен пройти стажировку в нотариальной конторе не менее одного года и сдать несколько ступеней квалификационного экзамена.

Для того, что бы стать стажером тоже нужно сдать экзамен. После прохождения стажировки необходимо сдать уже квалификационный экзамен, который принимается квалификационной комиссией, которая образуется при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта РФ с участием представителей нотариальной палаты. Сразу скажу, что сдать этот экзамен очень непросто. Раньше это было собеседование и выполнение практического задания. Сейчас это тестовая система с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов. Часто соискателям не хватает года стажировки, чтобы качественно подготовиться и сдать экзамен.

- Вы так и попали в эту профессию?

- На меня ориентироваться не надо. Я несколько другим путем шла. Еще в школе я в УПК (Учебно-производственный комбинат) получила профессию секретаря и освоила слепую десятипальцевую печать на пишущей машинке.

В нашей городской нотариальной конторе тогда работали Любовь Ивановна Арутюнян, Татьяна Дмитриевна Макарова, Екатерина Валентиновна Долина. Как раз после моих выпускных экзаменов секретарь в нотариальной конторе ушла в декретный отпуск и меня пригласили поработать на время ее отсутствия.

Я на тот момент поступила в ВУЗ на модную специальность «менеджер», толком не представляя, что это вообще такое. Училась заочно и работала секретарем. И вот тут уже, когда я смотрела на своих будущих наставников, на их отношение к работе, их любовь к этому делу передалась и мне. Эти люди никогда не работали на «отстань», они были увлечены своим делом, им доверяли, их слушали. Мне стала интересна эта профессия.

И итоге после трех лет учебы на менеджера я даже документы из ВУЗа забирать не стала. Оформила дубликат аттестата и с ним поступила уже в самарский юридический. Учеба давалась легко, поскольку уже был интерес и опыт работы. Получила диплом, сдала экзамен на стажера, год отстажировалась и тут же сдала квалификационный экзамен. В 2003 году я получила лицензию на право нотариальной деятельности.

И вот тут наступил момент, который может отпугнуть тех, кто хочет стать нотариусом. Как уже говорила – существует строгое квотирование количества должностей нотариусов, и назначение на должность происходит в результате конкурса. То есть нужно было ждать, когда должность освободится. Я одиннадцать лет отработала помощником нотариуса, пока Любовь Ивановна Арутюнян не ушла на пенсию. И только тогда был объявлен конкурс на замещение этой должности. Я подала документы и вот с тех пор работаю нотариусом. Но, конечно никто не ограничивает соискателя только родным городом. Люди, готовые на переезд, подают заявки на все конкурсы по нашей стране.

- Что будет, если нотариус ошибется при оформлении документов?

- Если неточность не влияет на суть документа, то есть правила, согласно которым можно ее исправить. Но есть и такие ошибки, в результате которых могут пострадать интересы человека, который к тебе обратился. Здесь еще раз хочу отметить, что внебюджетный нотариат несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, то есть если по его вине был причинен ущерб, то нотариус полностью возмещает его, для этого существует многоступенчатая система профессионального страхования. Нотариусы обязаны ежегодно страховать свою деятельность. Минимальная страховая сумма – пять миллионов рублей. Я лично страхую на десять. Если не дай бог что-то случится, то пострадавшему страховая компания компенсирует его убытки. Если этой суммы не хватает, то есть компенсационный фонд нижегородской областной палаты и, соответственно, уже фонд федеральной нотариальной палаты

- Цифровой век повлиял на нотариат?

- Конечно. Нотариальное дело в России постоянно развивается. Когда я пришла работать – все выданные документы фиксировались в специальной бумажной книге. Те же завещания, например. Но ведь гражданин России имеет право оформить завещание у любого нотариуса. Так и получалось, что иногда люди не могли «найти концы» после того, как завещатель ушел из жизни или вообще не знали, что завещание составлялось.

Поэтому в 2014 году была создана единая информационная система нотариата (ЕИС), куда нотариусы со всей страны незамедлительно вносят данные обо всех удостоверенных завещаниях. В том числе в ЕИС внесены данные о завещаниях, которые были оформлены до ввода этой системы. Таким образом, сейчас у нас есть полная база всех составленных завещаний.

Информацию из этой базы мы можем предоставить только после смерти завещателя. Причем даже если нет свидетельства о смерти, мы можем запросить сведения в ЗАГС и на основании этой информации сообщить родственникам о наличии или отсутствии завещания. Единственный нюанс – у нас нет механизмов, как найти человека, указанного в завещании, так как в завещании, как правило, указываются только ФИО и дата рождения назначенного наследника. Поэтому рекомендую, если у вас ушел из жизни родственник и вы предполагаете, что указаны в завещании, обратиться к любому нотариусу на территории Российской Федерации и проверить, не составлялось ли завещание.

- Звучит просто, а на самом деле большой шаг.

- Именно так. Мне есть, с чем сравнивать. Наша нотариальная корпорация очень много сделала и делает для внедрения различных цифровых продуктов. Мы финансово независимы, поэтому все базы данных и другие сервисы разрабатываются и внедряются исключительно за наш счет. Каждый нотариус ежемесячно платит взносы, часть которых и идет на содержание, модернизацию и актуализацию этих публичных реестров.

Была, например, большая проблема – ко мне с ней обращались. Люди покупали машину с рук, не зная, что она была приобретена в кредит и находится в залоге у банка. В итоге первый собственник переставал платить взносы и по закону такой автомобиль банк изымал уже у нового владельца.

Поэтому наша палата создала публичный реестр залогов, куда теперь обязаны вносить сведения все организации и граждане, работающие с залогами. Эта база бесплатна, открыта для доступа любому гражданину из любой точки мира и в любой момент времени и на текущий момент ей воспользовались уже более двадцати миллионов раз.

Если вы планируете приобрести автомобиль или любое другое движимое имущество на вторичном рынке, обязательно проверьте, не находится ли оно в залоге. Если в реестре есть данные о том, что покупаемое вами имущество заложено, это значит, что вы как приобретатель об этом уведомлены. А это значит, что залоговое право сохраняется при смене собственника, залогодержатель может ссылаться на принадлежащее ему право залога в отношениях с третьими лицами.

Проще говоря, если автомобиль приобретался в кредит и находится в залоге у банка и банк внес уведомление в реестр о том, что автомобиль у него в залоге, а вы этот автомобиль купили, то подразумевается, что вы знаете об этом и банк может требовать погашения кредита в случае невыполнения обязательств предыдущим владельцем.

Единственный вариант, когда залогодержатель не может потребовать вернуть залог, если в реестре нет данных об этом залоге.

Но если сведения о залоге в базе были, а покупатель этот факт не проверил – при возникновении спора суд примет решение в пользу залогодержателя и не признает тебя добросовестным приобретателем, поскольку ты имел возможность получить информацию, но ей не воспользовался – вины банка в этом нет и закон на его стороне.

А вообще самый первый публичный реестр, который был разработан нотариальной палатой – это реестр доверенностей. Этот реестр также является бесплатным и открытым. Теперь опять же любой человек может зайти в этот реестр и проверить – действительная доверенность у него на руках, не отменена ли она.

С 2020 года была введена дополнительная ступень защиты нотариальных документов от подделок, так называемая машиночитаемая маркировка или QR-код. Каждый QR-код уникален, в нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях или их представителях, дата совершения нотариального действия, вид нотариального действия и регистрационный номер, ФИО нотариуса, нотариальный округ нотариуса. Убедиться в подлинности нотариального документа с помощью QR-кода очень просто: подойдет любое сканирующее устройство (удобно использовать приложение на смартфоне). Для проверки необходимо навести сканер на маркировку, далее на экране появится ссылка, содержащая реквизиты нотариального документа — ФИО заявителей, дата совершения нотариального действия и другие, сведения откроются по этой ссылке. Достаточно сверить информацию из текста документа с данными QR-кода, чтобы убедиться в его достоверности. QR-код нет смысла каким-либо образом копировать или фальсифицировать: попытка сгенерировать код в другой программе и нанести на подделываемый документ не пройдет, поскольку такая подмена вскроется при проверке, для этого предусмотрен второй этап. Так как сведения о каждом нотариальном действии вносятся нотариусом в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата, то проверка по QR-коду, у которого есть уникальный идентификационный номер, автоматически установит и сообщит — есть ли документ с такими реквизитами в нотариальной базе данных. Если документ зарегистрирован в системе — перед вами не подделка. Появление QR-кодов на нотариальных документах также делает бессмысленным существование криминального «рынка» поддельных нотариальных бланков — такие подделки и ранее при их предъявлении моментально выявлялись нотариусами или государственными органами, если они направляли запрос в ЕИС нотариата. Теперь же практически любой человек сможет самостоятельно установить подлинность нотариального документа, и покупка поддельного бланка с поддельной печатью нотариуса никак не поможет обойти закон.

- Бывают ситуации, когда необходимо передать нотариально заверенный документ в другой город оперативно. Есть ли какое-то решение, можете ли вы связаться с коллегами не из Сарова?

- Раньше действительно была такая проблема. Кто-то из ваших родственников проводит сделку в другом городе – срочно нужно ваше согласие. Или детей отправили куда-то и забыли сделать согласие на сопровождение детей. Как быстро передать нотариально заверенные документы в другой город?

Сейчас это можно сделать без лишней суеты. Обращаетесь к нотариусу там, где вы сейчас находитесь и просите передать документ нотариусу в том городе, где этот документ нужен. Мы переводим документ в электронную форму и с помощью все той же информационной системы нотариата передаем его нужному нотариусу. Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом. А нотариус уже на месте снова переводит его в бумажную форму и выдает на руки, заверив согласно всем требованиям. Занимает все это не больше 10-15 минут. Это не дорого, поскольку относится к, так называемому, социальному нотариальному действию.

От себя могу добавить, что я получил огромное удовольствие от общения с Татьяной. Как она сама про себя сказала – нотариус для нее не профессия, а образ жизни. Она эрудирована, хорошо знает свое дело и искренне стремится помочь всем, кто к ней обращается. Сарову однозначно с ней повезло.