Найти в Дзене
Затоновости

Бессарабенко: жизнь с открытым сердцем

30 марта исполнилось 116 лет со дня рождения одного из первопроходцев советского атомного проекта Алексея Константиновича Бессарабенко — первого заместителя директора, главного инженера КБ-11.

Алексей Константинович родился в 1907 году в Севастополе, в украинской семье рабочего-металлиста. После фабрично-заводского училища в 1925 году начал работать слесарем на Севастопольском морском заводе. Через два года поступил сначала на рабочий факультет при Московском государственном педагогическом институте им. К. Либкнехта, а затем стал студентом Уральского индустриального института им. Кирова (Свердловск).

В 1935 году окончил вуз и был направлен работать на Молотовский (Пермский) машиностроительный завод, на знаменитую «Мотовилиху», где прошел путь от мастера до начальника производства. Последнее назначение было в самый трудный для страны год — 1941-й.

Завод перешел на военный режим и всю войну работал круглосуточно. Если в мирное время на разработку новых образцов вооружений уходили месяцы, то теперь справлялись за считанные дни. Так, самоходную артиллерийскую установку САУ-152 разработали всего за десять дней, а еще через десять дней изготовили опытный образец. За годы войны завод изготовил множество пушек различного калибра, в том числе и «сорокапятку» – противотанковое орудие в 45 мм – самую массовую пушку первых лет войны. В 1942-1943 годах на заводе было выпущено 13 275 изделий. «Мотовилиха» также производила снаряды, мины и высококачественную сталь для оборонных предприятий.

С 1942 года А. К. Бессарабенко работал заместителем секретаря обкома партии по промышленности вооружения и был заведующим этого отдела. В марте 1944 года утвержден парторгом ЦК ВКП(б) на заводе им. Дзержинского. В 1945 году избирается первым секретарем Молотовского райкома ВКП(б).

За работу в предвоенные и военные годы его труд был отмечен правительственными наградами: орденами Ленина, «Знак Почета», Красной Звезды, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

1947 год кардинально меняет судьбу Алексея Константиновича — приказом заместителя начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР А. Завенягина № 186/к от 12 июня он назначен директором опытного завода объекта № 550, на котором предстояло изготавливать детали и узлы первого советского атомного заряда РДС-1, производить его сборку.

Обладая хорошими организаторскими способностями и профессиональными знаниями, А. К. Бессарабенко умело координирует работу научно-исследовательских секторов с производством. Цитата из наградного листа Алексея Константиновича: «Зная в совершенстве изделия, лично организовал и контролировал изготовление образцов на всех этапах производства, включая все виды испытаний. При отработке отдельных параметров и узлов принимал личное участие. Производственные и хозяйственные вопросы решает грамотно и оперативно».

При нем на завод стало поступать новое оборудование: швейцарские координатно-расточные, трофейные немецкие станки и многое другое. Часто одно присутствие директора заряжало людей дополнительной энергией. У него было особое чутье, он всегда появлялся там, где его не ждали, но где был нужен. Любые проблемы решал быстро и грамотно.

Он заряжал своей энергией, стремлением сделать работу быстро и с отличным качеством. Следуя примеру директора специалисты и рабочие оставались на рабочих местах и после смены.

1949 год — самый напряженный год сборки первой советской атомной бомбы. Работы велись непрерывно, и А. К. Бессарабенко, как и во время войны, не считался со временем.

По итогам успешного испытания в 1949 году изделия РДС-1 А.К. Бессарабенко награжден вторым орденом Ленина, а за разработку новой модификации атомного заряда РДС-2 удостоен звания лауреата Сталинской премии I степени.

В 1952 году А.К. Бессарабенко назначен директором 3-го проззводства, которое он возглавлял всего 2 месяца. Срок небольшой, но за это время были освоены сложные технологические процессы. Рабочим он запомнился своей твердостью и последовательностью. Когда в одном из цехов изготовили приемник высокого давления, контролер ОТК его не принял, найдя небольшую неисправность. Время поджимало, и начальник цеха решил пожаловаться на ОТК. А.К. Бессарабенко сам измерил деталь и велел переделать – и чтобы уложиться в срок!

А потом приказом директора объявил благодарность тому самому работнику ОТК за серьезное, добросовестное отношение к труду.

В марте 1952 года А. К. Бессарабенко назначен заместителем начальника объекта по опытному производству. Он успешно соединял науку и производство и делал все возможное для создания более современных образцов вооружения. В целях обеспечения ускоренного внедрения в производство новейших отечественных и зарубежных достижений науки и техники, передовых методов организации труда на объекте был создан производственно-технический совет, который возглавил А. К. Бессарабенко.

С 1956 года он — первый заместитель директора, главный инженер КБ-11. Последние годы трудовой деятельности Алексея Константиновича отмечены Сталинской премией I степени, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Из очерка Г. Окутиной о Бессарабенко («Люди «Объекта». Саров — Москва: ИНФО, Человек Ко, 1996): «За помощью и советом люди шли к Бессарабенко не только как к руководителю, но и как к депутату городского совета, куда он избирался на протяжении нескольких созывов. К выполнению своих обязанностей, как и ко всем прочим, относился честно, не оставляя без внимания ни один наказ, ни одну просьбу избирателей.

-2

Часто Алексею Константиновичу поручалось ведение сессий. Он делал это живо, толково, без лишних фраз. Не признавал, когда выступавший долго и сбивчиво критиковал что-либо. Вежливо остановив, спрашивал: «Ваши конкретные предложения?» И ценил тех, кто, говоря о недостатках, подавал интересные, конструктивные идеи по их преодолению.

Не имевший привычки застегивать пальто, так и шел с открытым сердцем. Навстречу людям...»

Алексей Константинович рано ушел из жизни, его кончина стала тяжелым ударом для всех. Редкий случай, когда по городскому радио диктором был зачитан некролог: «24 октября 1960 года … на 53-м году жизни, в расцвете творческих сил, скоропостижно скончался Бессарабенко Алексей Константинович». Проводить в последний путь Алексея Константиновича пришел весь город.

Имя А.К. Бессарабенко увековечено на карте города: 23 июля 1971 года решением исполкома городского совета Автомобильный проезд переименован в улицу Бессарабенко. Улица проходит по южной окраине города вдоль правого берега реки Саровки и соединяет Комсомольскую площадь с улицей Силкина. На северной стороне улицы расположились жилые кварталы, на южной, по берегам икусственного водоема — зона отдыха горожан и главная достопримечательность — мемориальное место, связанное с жизнью и подвигами преподобного Серафима Саровского,— Ближняя пустынка.

Материал Музея ядерного оружия РФЯЦ ВНИИЭФ

-3