В комментариях к прошлым статьям о Русском бале некоторые читатели спрашивали, почему я не пишу о знаменитой колоде карт «Русский стиль», фигуры которой списаны с участников бала. Потому что она с самого начала была запланирована одной из последних, и вот до нее дошла очередь.
Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.
***
Как мы помним, к годовщине Русского бала, в 1904 году, по заказу императрицы Александры Федоровны, был выпущен альбом с фотографиями участников бала в маскарадных костюмах. Альбом разошелся среди участников и попал заграницу.
В 1911 году на немецкой фабрике «Дорндорф» были разработаны эскизы игральных карт, которые получили название «Русский стиль».
Ориентиром для создания королей, валетов и дам послужил тот самый альбом костюмированного бала. Кроме короля пик, чей грозный лик списан с царя Ивана Грозного, за жестокость прозванного Васильевичем.
Два костюма карточных полуфигур полностью совпадают с фотографией-прототипом: дамы треф (великая княгиня Елизавета Федоровна) и дамы червей (великая княгиня Ксения Александровна). Остальные полуфигуры – это собирательные образы.
На тузах изображены щиты в окружении древнерусского оружия и доспехов.
Я не знаю, была ли эта колода разработана по личной инициативе немецкой фабрики или же ее заказали из России, но через два года, к 300-летию Дома Романовых карты «Русский стиль» были отпечатаны в Санкт-Петербурге на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре Воспитательного дома, которая с 1819 года обладала монополией в выпуске игральных в Российской империи.
В колоде карт «Русский стиль» первого выпуска была дополнительная традиционная карта с изображением пеликана, кормящего детей своим сердцем. Рисунок пояснялся надписью: «Себя не жалея, питает», что должно было олицетворять неусыпную заботу империи о своих «птенцах», ведь сборы от продажи карт шли в пользу Императорского воспитательного дома.
На рубашке был рисунок, стилизованный под ковровый узор.
Давайте познакомимся с полуфигурами и их прототипами.
Валет червей
Собирательный образ - Николай Александрович Волков, адъютант великого князя Алексея Александровича (костюм боярина XVII века), подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер (костюм начального человека из жильцов), корнет лейб-гвардии конного полка Алексей Романович Тиздель.
Валет бубен
Великий князь Андрей Владимирович в костюме сокольничего в праздничном одеянии.
Валет треф
Великий князь Михаил Александрович в полевом наряде царевича XVII века.
Валет пик
Александр Николаевич Безак, командир эскадрона кавалергардского полка, штаб-ротмистр, адъютант великого князя Николая Михайловича в костюме боярина XVII века.
Дама червей
Великая княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни XVII века.
Дама бубен
Собирательный образ – фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны графиня Александра Дмитриевна Толстая, княгиня Вера Максимилиановна Кудашева и София Петровна Дурново. По всей видимости, художник не ставил целью добиться портретного сходства с прототипом. Для него было важно создать выразительный образ дамы.
Дама треф
Великая княгиня Елизавета Федоровна в костюме княгини XVII века.
Дама пик
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни XVII века. Впрочем, карточная дама больше похожа на Зинаиду Николаевна с портрета Константина Маковского, чем на Зинаиду Николаевну на балу.
Король червей
Император Николай II в костюма царя Алексея Михайловича.
При этом король червей лишь отдаленно напоминает императора. Считалось, что большее сходство было бы оскорблением верховной власти.
Король бубен
Действительный статский советник, шталмейстер высочайшего двора Николай Николаевич Гартонг в костюме боярина XVII века.
Король треф
Граф Михаил Николаевич Граббе в костюме жильца времен царя Алексея Михайловича.
Король пик
Царь Иоанн IV Грозный, изображенный на картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
После Октябрьской революции выпуск игральных карт был остановлен, но в 1922 году вновь возобновлен ввиду большого спроса пролетарской общественности.
В конце 1950-х годов ленинградский художник, специалист в области книжной графики Юрий Петрович Иванов адаптировал карты «Русский стиль» для офсетной печати с незначительными изменениями.
К тому времени из прототипов карточных фигур в живых оставалась только великая княгиня Ксения Александровна, которая умерла в Великобритании в 1960 году.
Источники:
Сайт «Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой»
Википедия
Сайт Российской газеты. Статья «С короля – на бал! Прототипы знаменитой карточной колоды «Русский стиль» танцевали на костюмированном балу 1903 года» от 14.07.2016
Сайт «Арзамас». Статья «Русский стиль». Авторы: Ольга Захарова, Елена Нестеренко
Сайт «Русский клуб». Пост «История элитных карт Дорндорфа» пользователя Andrey Mironov от 06.03.2017
Сайт «Памятники промышленной архитектуры». Статья «Императорская карточная фабрика»
Сообщество в VK «Я коллекционер|Монеты|Знаки|Антиквариат». Пост «История колоды «Русский стиль» от 12.08.2021
Предыдущие статьи о Русском бале:
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская» «Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм
«Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова
«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Бояре
«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Сокольничие, постельничие, воеводы и прочие
«Русский бал» 1903 года. Красны девицы, молодки и боярыни
«Русский бал» 1903 года. Кокошники и украшения
«Русский бал» 1903 года. Гетман, казаки и татарин
«Русский бал» 1903 года. Альбом бала и другие фотографии
«Русский бал» 1903 года. Где сейчас находятся сохранившиеся костюмы