Найти тему
Звезда Хвалынск

Память – преодоление смерти


День Неизвестного солдата — памятная дата в России, с 2014 года отмечаемая ежегодно 3 декабря в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами.
Сын фронтовика
Соколов Борис Георгиевич, в 1980 – 90-е годы парторг колхоза «40 лет Октября», человек широкой эрудиции, беспокойного сердца и неравнодушного отношения к истории и памяти. Он сын фронтовика Георгия Григорьевича Соколова, прошедшего с боями Румынию, Чехословакию, Венгрию, Австрию и сложившего голову в марте 1945 года на полях сражений. «До войны отец занимался мирным трудом – пёк хлеб для жителей Елшанки; был заядлым охотником, играл на балалайке, пел, водил машину. Светлый человек, простой и общительный, Георгий Григорьевич очень любил детей», - вспоминал Борис Георгиевич. Рассматривая семейные фотографии Соколовых – Авакумовых, поражаешься, как Борис Георгиевич был похож на своего отца! А черты их лиц есть в чертах лиц правнуков – внуков Андрея и Сергея Авакумовых, очень хороших ребят, лучших выпускников Елшанской средней школы.
После смерти Бориса Георгиевича его жена передала мне архив своего мужа. В нём переписка со старыми большевиками г. Вольска, с. Апалиха, участниками гражданской войны в Хвалынском уезде, уцелевшими узниками «баржи смерти». Среди документов мною было обнаружено письмо неизвестного солдата Великой Отечественной войны. Оно написано чернилами на тетрадном листе 25 августа 1942 года, через пять дней после наступления немецких войск на Новороссийск, и является неоспоримым свидетельством, что «память – это преодоление смерти».
Из истории обороны
Новороссийска
Советское командование понимало значимость Новороссийска, приказав оборонять город до последней возможности и не сдавать его врагу. 17 августа был создан Новороссийский оборонительный район под командованием генерала-майора Г. П. Котова. К началу сентября 1942 года его войска уступали в численности противнику: по артиллерии и миномётам в 7 раз, по пехоте в 4 раза, по танкам и авиации в 2 раза. В результате ожесточенных боёв 11 сентября наступление немецких войск в Новороссийске было окончательно остановлено. После этого немецко-румынские войска перешли к обороне и больше не предпринимали попыток наступать крупными силами.
В этом году, 6 сентября, исполнилось 80 лет со дня героической обороны Новороссийска. Сражение за этот город стало одним из ключевых этапов битвы за Кавказ и сыграло большую роль в крахе планов фашистов на южном крыле советско – германского фронта, а советские бойцы, известные и неизвестные герои, покрыли себя неувядаемой славой.
Подвиг бойца
(в сокращении)
«…Наша рота и весь батальон получили приказ идти в наступление и взять сопку 81 ниже Баканской станции, дорога от которой вела к Новороссийску. Мы пошли в лес, поднимаясь на кубанские горы, вплотную подошли к передовой противника, откуда немец открыл огонь из пулемёта. Я заметил, откуда враг ведёт огонь, увидел дым за маскировкой пулемёта и открыл огонь из винтовки. Противник прекратил стрелять, а я вместе со своим отделением начал двигаться к нему. Нам дали команду: «Приготовиться к рукопашной схватке!» Мы закричали: «Ура! За Родину!» - и двинулись вперёд, как стрела, и взяли сопку. Противник в панике убежал, оставив машину - «летучку», ревущий мотоцикл и 28 немецких 81-мм миномётов. В это же время была взята и немецкая лошадь с бочонками мясистой крупной каши. Мы всей ротой её съели…
Через время противник решил взять сопку, пошёл в наступление, но мы открыли огонь по нему. Враг, было, подошёл к нам. Мною из винтовки было убито 6 человек фрицев. Другие, не страшась, пошли мне навстречу. У меня были в запасе на ремне гранаты, лимонка и противотанковая граната. С 13 метров я кинул лимонку. Из кустов бросил в них противотанковую гранату, получился большой взрыв, раскидало врага вокруг. Выжившие заметили меня, бросили близко со мной гранату с деревянной 30 см ручкой, потом в меня полетела вторая граната. Я был оглушён, и меня забросало землёй. Подбежал наш командир батальона. Он вытащил меня за руку и поволок в тыл за 100 м, где я вошёл немного в память. Я был ранен в правую руку, текла липучая кровь, и я не слышал ничего. Лежал я в госпитале Новороссийска, потом в Сочи…
Наш подполковник Забродин в этом бою тоже был ранен и, к большому сожалению, умер в госпитале. У него был орден Красной Звезды так же, как у меня».
(Из краеведческого сборника «Подвиг. Победа. Память.», посвящённого 75-летию Победы и 80-летию начала Великой Отечественной войны. 2021 год).
Н. А. ДОРОФЕЕВА