Насилием (буллингом) является любое поведение, которое нарушает права другого.
Коллектив – это не каждый ваш ребенок в классе. Это не тот ребенок, которого вы привыкли видеть дома. Это совокупность совершенно иных групповых норм и правил поведения ваших детей. Именно поэтому родители и педагоги говорят на разных языках, они РЕАЛЬНО видят другие грани их поведения.
Поведение в группе ВСЕГДА отличается от поведения вне ее!!!
Дети в низких социометрических статусах («непринятые» и «отверженные») считаются жертвами буллинга! Поэтому социометрия – это основной инструмент диагностики буллинга.
Задачи для педагога в классе:
- выработка и поддержание групповых норм и правил поведения в классе
- объединенение детей из низких социометрических статусов по малым группам на основании именно их выборов.
Остановимся поподробнее:
«Непринятые» и «отверженные» детки должны сидеть за партой с теми, кого они выбирают для общения по результатам социометрии. Недопустимо садить их с "агрессорами". Задачей педагога является комфортное состояние детей в классе. Поэтому при работе малыми группами объединяем обучающихся на основе их выбора. Дети из неблагоприятных статусных категорий имеют приоритет выбора.
Моральные принципы детей только формируются. Они получают разное воспитание в семьях. Родители не могут вовремя одернуть ребенка, т.к. они не видят как он общается вне дома. И в школе это обязан делать педагогический состав. Нужно, чтобы первым задал такую модель неприятия буллинга, именно взрослый, показал пример. Соответственно, от него недопустимы высказывания, оправдывающие травлю, например: «Ну подумаешь обзывают – у нас тоже клички были!», и т.п.
При молчаливом согласии взрослых даже самые храбрые и убеждённые защитники среди детей в классе со временем начинают сомневаться: может, всё правильно, может, жертва сама виновата? И это снова травма, когда рушатся убеждения, на которых стоит личность. Такова травма свидетеля.
Для выработки единых правил поведения в классе необходимо правильно замотивировать детей: "Школа, ребята, это то место, где вы проводите очень много времени. Нам необходимо сделать так, чтобы каждому из вас было здесь хорошо и комфортно. Чтобы каждое утро вы с радостью сюда бежали за новыми знаниями и общением друг с другом. Помните. что ваше поведение ни в коем случае не должно нарушать права других детей. Для этого мы с вами выработаем нормы поведения в нашем классе (и во всей школе)". Необходимо чтобы эти правила шли от самих детей. После этого они вывешиваются на стенде класса.
Но это только половина дела. Необходимо еженедельно (ежедневно при сильном буллинге) беседовать о соблюдении их детьми: "В нашем классе нельзя дразниться!" Как вы считаете это правило на сколько баллов из 10 возможных вы соблюдали? На сколько процентов? И процесс контроля за соблюдением этих правил должен быть постоянным, иначе буллинг будет процветать.
Если детей не учат нормам группового поведения дома (или недостаточно, или они чувствуют безнаказанность плохого поведения), то учить необходимо в школе.
Ведь не секрет, что дома дети ведут себя совсем по другому. И если педагог, заменяя родителей, придерживается таких же правил поведения, как родители, тогда у детей формируются правильные моральные принципы.
Если в коллективе присутствует буллинг ни в коем случае:
1. Не вините жертву. Жертва никогда в таком не виновата! Невозможно заслужить систематическую травлю, унижение, испорченные вещи и прочие составляющие буллинга. С неприятным по какой-либо причине одноклассником можно просто не дружить. Но ни в коем случае не обзывать, не унижать – не травить его. Поэтому избегайте вопросов вроде: "Что ты (он, она) сделал(а), из-за чего остальные ребята стали так поступать?", "Может, ты (он, она) как-то не так себя ведёт/плохо учится/не слушает учителя?". Даже если и так, всё это не повод для травли. Повторюсь, с неприятным человеком можно просто не общаться близко. Мы не обязаны дружить с тем, кто нам не нравится, кто не вписывается в наши понятия о норме и морали, кто просто нам по какой-то причине не близок, но мы не имеем никакого права его травить.
2. Не советуйте не обращать внимания. Это не работает. Жертву на эмоции всё равно выведут. Не отреагирует на плевок в спину - в следующий раз плюнут в лицо или в еду. На буллинг невозможно не реагировать.
3. Не говорите девочкам-жертвам что-то вроде: "Ты просто ему нравишься". С самого детства стоит учить детей тому, как выражается симпатия. И в это не входят издевательства. Если девочка привыкнет, что симпатия выражается унижениями, побоями и обидой, то вероятность найти в дальнейшем партнёра, который будет проявлять к ней насилие, вырастает. К тому же, это утешение редко оказывается правдой. Травят не потому, что жертва нравится, вовсе нет, а потому, что не считают её за равного человека совсем. Поэтому привычное многим утешение "Ты просто ему нравишься" — жестокий обман, который только усиливает травму и увеличивает риск проблем в отношениях в будущем.
4. Не думайте, что это отношения детей и дети решат эту проблему сами. Чаще всего буллинг, тем более ставший уже продолжительным и систематическим, детям самим не решить, нужно вмешательство взрослых. Травля сама по себе ни в коем случае не является полезным жизненным уроком, через который детям нужно пройти. А вот конструктивная помощь взрослых и обучение адекватному построению отношений в коллективе может оказаться очень полезным опытом.
5. Жертва не обязана учиться бороться с травлей. Буллинг не воспитывает характер, а лишь наносит травму!
Жертва появляется там, где члены коллектива не могут, не готовы осознать свои собственные условные "недостатки", свои тёмные стороны, не могут вынести чувство своей человеческой уязвимости, которая заключается в том, что никто из нас никогда не будет совершенным. Тогда возникает проекция: "С нами всё в порядке, это с ним проблемы, он заслужил, чтобы мы с ним так поступали".
В коллективах, где педагог относится к ошибкам и неудачам участников с добротой и сочувствием, необходимости в жертве не возникает.
Все могут осознать свое право на ошибку и на то, чтобы её исправить, не подвергаясь отвержению. Нет нужды в проекции, потому что можно ошибаться, не боясь изгнания. Всё исправимо. Все мы люди и мы набиваем свои шишки. Опыт каждого остаётся при нём.
Но если в коллективе нельзя ошибаться, если любая ошибка — позор и осмеяние, тогда козёл отпущения очень нужен.
А вы замечали, как часто класс смеется над неудачами одноклассников? Например, если ребенок упал, прилетел мяч в лицо, или облился в столовой?
· Дети смеются?
· А есть те, кто жалеет эту жертву?
· А снимает на телефон?
· А как часто лично ВЫ прерывали смех над бедой кого - то?
Так вот, если я не могу даже допустить мысль, что я могу ошибиться, если для меня это панический страх, то мне нужен кто-то, кто в случае чего будет олицетворением всех ошибок. Мне нужен кто-то, на кого я всё это "переведу" - «козел отпущения».
А потом останется только его изгнать, чтобы и дальше верить в собственное совершенство. В современном коллективе это изгнание часто принимает форму буллинга.
И тогда выход в том, чтобы изначально позволить каждому быть собой: ошибаться, исправлять ошибки, достигать успеха и терпеть неудачи. И всё это внутри понимающего, принимающего, уважительного к каждому коллектива, класса, направляет который мудрый взрослый – классный руководитель.
Наверное, в реальной жизни достичь такого не просто, но стоит, как мне кажется, всё же понимать этот механизм.
Конечно, нужны границы и правила, особенно детям и подросткам. Но важно выстраивать эти границы уважительно, с пониманием и сочувствием.
Там, где есть сострадание и понимание, что другой - такой же человек, как и я сам - настоящий, чувствующий, живой, буллинга быть не может!
Жду ваших комментариев! Ставьте лайк, если статья была полезной. Жду в подписчиках!
Далее в статьях - как провести родительское собрание при буллинге.
Если информация была нужной и вы хотите помочь работе канала, можно отправить небольшой подарок школьному психологу на карту 2202 2001 2354 0443