Развитие науки и техники на сегодняшний день позволило значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития речи.
Современные интерактивные технологии облегчают работу учителя — логопеда (составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации, позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям) и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребенка.
Основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи:
— системный и деятельностный подход (по Выготскому Л.С.) к коррекции нарушений речевого развития;
— игровая форма обучения, интересная для детей;
— интерактивное решение задач, поставленных в процессе коррекционного воздействия;
— полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
— дифференцированный подход к обучению, возможность выбора по сложности или объему варианты заданий и игр.
Работа со всеми интерактивными играми проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, с повышенным уровнем сложности для ребёнка, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корректировать речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На сегодняшний день разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Игры для Тигры», «Мерсибо» , «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», т.д.
Эти компьютерные программы отражают конкретные аспекты логопедической работы:
— развитие когнитивных функций;
— обогащение словаря ребёнка;
— развитие грамматических структур речи;
— совершенствование связной речи.
Информационно-коммуникационные технологии можно и нужно использовать при изучении любой темы и на любом этапе логопедических занятий. При объяснении (введении) нового материала, при закреплении, при повторении, при обобщении, при обследовании, в коррекционной работе по формированию фонематического анализа, в коррекционной работе на лексическом уровне, в коррекционной работе на синтаксическом уровне, в коррекционной работе по развитию связной речи дошкольников и младших школьников
Информационно-коммуникационные технологии такие как интерактивный комплекс «Логопедическая Шхуна» в комплектациях «Юнга», «Боцман» многофункциональный развивающий игровой модуль «Развиватель», автоматизированное рабочее место учителя-логопеда — «Стол логопеда», разработанные НФИ, позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной сред, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения, за счёт повышения познавательной активности у детей.
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
У воспитанников логопедической группы обычно отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации, на фоне общей неустойчивости внимания, сниженной работоспособности, повышенной утомляемости и сниженной мотивации к обучению.
Использование современных интерактивных технологий на занятиях, по мнению многих практикующих логопедов, оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Интерактивные комплексы становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
В школах уже накоплен достаточно большой опыт использования мультимедийных средств на уроках, внеклассных мероприятиях, семинарах и конференциях. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья под руководством учителя способны достаточно быстро научиться работать с интерактивным оборудованием. Такой вид работы вызывает у них повышенный интерес, стимулирует проявлять свои знания. Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, заботой, теплом, которые смогли бы раскрыть и развить его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества, помочь преодолеть имеющиеся недостатки в речевом и познавательном развитии. С 01 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03.
По ФГОС ДО главное — не результат, а условия. Среди условий реализации программы дошкольного образования важное место занимает создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие компьютерные технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.
Одна из важнейших проблем в логопедической работе — это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.
Интерактивные игры и использование интерактивного оборудования несут в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание вернуться к этому занятию вновь. Интерактивные игры помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, поддерживать у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышать эффективность логопедической работы в целом.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это — одна из характеристик диалоговых форм познания.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей их к стремлению овладеть новыми знаниями. Но многие ДОУ нашего города еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями, часто сводится к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа с подгруппой детей и индивидуально.
Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:
— познавательный интерес;
— способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
— могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
— развивают мелкую моторику, координацию;
— развивают двигательную память;
— повышают работоспособность головного мозга;
— готовят руку к письму.
Некоторые педагоги высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Результативность работы с интерактивным оборудованием практически не зависит от опыта педагога-логопеда, его может использовать как педагог с большим стажем, так и молодой специалист. Наличие в школе или ДОУ таких комплексов как: многофункциональный логопедический комплекс «Логопедический Замок», «Логопедическая Шхуна» интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол Logo Prof, Logo Prof plus, Logo Standart и Logo Standart plus позволяет персонализировать работу с каждым ребенком в среде обучения, которая должна мотивировать к решению существующих проблем, а также способствовать формированию благоприятной психологической атмосферы, дающей ученику некоторую свободу в выборе форм и средств проведения образовательных мероприятий.
Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда способствуют:
1. Повышению мотивации у ребенка, когда дело касается сложной для него работы с исправлением дефекта речи. Он стремится к эталонному произношению, подсознательно анализирует свои ошибки и старается выполнить задание намного лучше, потому что стремится соответствовать эталонному герою игры.
2. Снижению утомляемости на занятиях. Из-за того, что ИКТ сейчас интересны для ребенка (за счет красочной графики, продуманных игровых историй, современного подхода к разработке методических игр), он меньше утомляется, а концентрация внимания и работоспособность сохраняются на протяжении большего времени, чем на традиционных занятиях.
3. Формированию подсознательного стремления ребенка учиться говорить правильно, появляется стремление исправить собственные ошибки. Особенно стоит отметить категории игр, в которых есть герой, рассматриваемый ребенком как эталон, которому нужно соответствовать.
4. Облегчению труда учителя-логопеда. У логопеда появляется возможность моделировать коммуникацию между ребенком и вымышленным компьютерным героем, формировать либо корректировать целевые модели межличностной коммуникации.
6. Уменьшению негативного отношения ребенка к логопедическим занятиям за счет возникновения уверенности в себе и желания научиться говорить правильно. Для дошкольника становится более интересным повторение определенных звуков и слогов (что само по себе составляет основу коррекционной деятельности).
7. Дополнительной мотивации к занятиям. Возможность в определенных пределах проводить компьютерную корректировку голоса ребенка и изменять чувствительность микрофона в зависимости от индивидуальных особенностей можно дополнительно повышать качество проделанной им работы («Послушай, как ты можешь говорить!») и, тем самым, дополнительно мотивировать его к участию в логопедических занятиях.
Внедрение ИКТ в коррекционный процесс помогают создать условия для творчества учителя-логопеда, направляют его усилия на решение нестандартных задач, а также накладывают определенные обязательства. При разработке индивидуального логопедического занятия необходимо учитывать возможности детей с особыми образовательными потребностями в процессе усвоения материала. Материал для работы подбирается исходя из возраста ребенка, состояния интеллекта, речевого диагноза и сопутствующих заболеваний (состояние зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).
Применяя ИКТ технологии в индивидуальной работе, логопед может осуществлять работу над:
- развитием и укреплением артикуляционного аппарата;
- формированием правильного звукопроизношения;
- автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков;
- развитием фонематического слуха, фонематического синтеза и анализа;
- обогащением активного и пассивного словаря;
- развитием лексико-грамматического строя языка;
- развитием связной речи.
Реализация перечисленных целей зависит не только от педагога коррекционного учреждения, но и от условий, в которых он работает, от доступности новейшего оборудования и скоростного интернета, от активности участия родителей в коррекционно-образовательном процессе.
Таким образом, использование интерактивного оборудования и технологий в учебном процессе, как часть инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, как в школе, так и в ДОУ.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.