В Новосибирск с большим запозданием нагрянули жадные до рябины птицы, обычно прилетавшие в город зимой. Где они провели холодное время года — вопрос для исследователей.
Елена Мухачёва
Первую группу свиристелей, которых ждали всю зиму, орнитолог Алексей Яновский увидел в районе садового общества «Строитель» под Новосибирском в пятницу, 7 апреля.
«Рассеянная стая кружила в небе и села на берёзы. Там было около 70 птиц. В тот же день стаи свиристелей по 50-100 птиц перелетали по микрорайону „Щ“. Они присаживались на рябины и клевали ягоды. Несмотря на вечерний снегопад, в пятницу же пролётные стаи свиристелей заметили и в других районах Новосибирска, в том числе на Бугринке. В субботу свиристели кормились на рябинах по улице Демакова, иногда бегали по земле, собирая вытаявшие, обронённые дроздами зимой ягоды. И на следующий день тоже встречались пролетающие в северном направлении стаи», — поделился наблюдениями Алексей Яновский.
Свиристели — птицы с прекрасным аппетитом. Обычно со всеми запасами ягод на деревьях в Новосибирске они расправляются за две-три недели, а затем летят дальше.
Из-за того, что прошедшей зимой в мегаполис эти птицы не заглянули, плоды рябины и ранетки на деревьях почернели и остались висеть нетронутыми.
По мнению биолога, это может повлиять на обильность цветения деревьев весной, «урожай» к осени и кормовую базу для пернатых на следующую зиму.
«Апрель — это у свиристелей время миграции на север. Но, спрашивается, где они были всю зиму? Мы их ждали-ждали — и не дождались. Будем надеяться, что они съедят рябину и ранетки, но надежда слабая. Рябины много, а свиристелей не очень», — посетовал орнитолог.
По мнению исследователя, вторая подряд зима без этих птиц может говорить как о сокращении их популяции в Сибири из-за летних лесных пожаров, так и об изменении традиционных путей миграции.
Также учёный отметил, что в этом году сместились сроки прилёта некоторых видов пернатых из тёплых краёв. Загодя в Новосибирск из Индии вернулись коршуны. Вместе с уже проклюнувшимися первоцветами, запорхавшими бабочками и сокодвижением у берёз это говорит о сверхраннем начале биологической весны.