Если такое счастье приснится, топором махать придётся долго. Не зря же европейского удильщика называют «морским чертом». Эта рыба обладает непропорциональным телом и внушительного размера пастью. Вокруг этой самой пасти собрались кожные складки, которые время от времени шевелятся. Но внешность удильщика — ещё цветочки.
Зубатый без зубов!
Вот откроет удильщик свою пасть и кажется, что в ней собралось всё самое страшное… Длинные зубы загнуты внутрь и не предназначены для пережёвывания пищи. Они нужны для захвата! Даже если человек повстречается с «морским чертом» в водоёме, его пятая точка не пострадает. Укусить удильщик не в состоянии! Чтобы поглотить пищу, житель морских глубин открывает пасть и втягивает в себя воду.
Короче говоря, не так страшен «морской чёрт», как его малюют.
Удильщик не охотится, он — рыбачит
Природа подарила удильщику «иллиций» — самый первый луч спинного плавника. А мешочек-приманка на его конце называется «эской». За счёт люминесцентных бактерий эта самая эска умеет светиться, что для потенциальной добычи служит приманкой.
Кстати, на рыболовные хитрости способна только самка удильщика. Кавалер гораздо меньше по габаритам и довольствуется одним лишь планктоном. Удочка ему не нужна. А «дама», между прочим, ещё и регулировать свою эску умеет. Расширяя или сужая сосуды, самка контролирует яркость приманки. Только и знай, что подсекай!
Небезопасная пища
Пространство внутри пасти — огромное. Туда может поместится рыбёха довольно внушительных размеров. А вот возможности пищевода не настолько хорошо. Наоборот. Морского черта можно смело назвать жадиной — «оно бы ело, ело и ело». Желудок при этом вполне способен расширяться. Но пищевод расширяться не может, поэтому иногда крупная добыча становится причиной гибели удильщика.
Терпению можно позавидовать
Всё тело европейского удильщика покрыто наростами, поэтому распознать его лежащим на дне — крайне сложно! Да и лишние телодвижения рыбка совершать не станет. Зачем? Она даже дышать будет через раз — и это не аллегория.
Когда удильщик находится в ожидании очередного обеда, то старается дышать раз в одну-две минуты. А тут ещё отростки возле пасти, которые отменно имитируют водоросли. Да кто же тут заподозрит неладное?
Самка — продолжатель рода
Когда «барышня» готова для создания семьи, она впрыскивает в воду свои феромоны. Самец идёт на запах. Когда самка появляется в поле зрения, он замирает, изучая сигналы удилища. В этот момент самец идентифицирует представителей своего семейства.
Как только он убедится, что дама стопроцентно его вида, так и организует «свадьбы». Удивительно, но чуть позже у него атрофируются все органы чувств, кроме половой функции.
Такое потомство не тонет
Самка, наметавшая икру, спокойно отправится в свободное плавание. А зачем переживать, ведь икринки не утонут. В их оболочке имеется небольшая капля жира, помогающая балансировать на поверхности.
Через некоторое время появятся мальки, в которых сразу и не заподозришь хищника. Плавают себе спокойно на поверхности и питаются планктоном. Но как только рыбы вырастут до 10 см в длину, проявится их хищная суть. Они уже не беззащитные мальки, они — профессиональные удильщики.