Я часто рассказываю на занятиях по живописи для родителей, что ребенку надо пережить чистую, непосредственную жизнь цвета, не связанную формами и изображением предметов.
Детям нужно прежде всякого "вырисования кистью" просто вжиться в цвет, побыть с ним, созерцательно – сжиться, как со своими руками и ногами. Как с мамой, с другими людьми, с воздухом, водой, светом, теплом. Как с мировой стихией.
Даже если они начинают поначалу рисовать кистью линии и формы, но если рядом не стоят взрослые которые все время вымогают: "ЧТО ты нарисовал?" – дети постепенно начинают просто наслаждаться цветом, расширяя цветовое пятно, как бы вбирая его своим восприятием, как атмосферу, как стихию.
Это не призыв отдаться модному современному варварству –- мазаться и пачкаться цветом, лепить "цветные ладошки" на стенах и прочее. Если лупить палкой по колоколу, музыки не выйдет. Цвет, превращенный в дешевую потеху, не открывает своих тайн.
Что делать, часто спрашивают меня после занятий, если ребенка уже "подсадили" на коробку красок с кучей цветов, и он приучен средой, что цветом надо обязательно что-то изображать? Ведь цвет, скованный в форме, пришпиленный к предмету, подобен кусочку неба в окошке тюрьмы –- не переживается во всей его полноте, дыхании, нюансах...
Как вернуть ребенку способность непосредственного восприятия цвета? Он же потребует то, к чему привык, и не захочет раскрашивать мокрый лист одним-двумя цветами!
КРАСЬТЕ! Не малюйте формы, а КРАСЬТЕ, просто играйте в цвет, купайте в нем свой взор, переливайтесь с ним вместе, плывите в нем!
Красьте – КРАСИВО – тряпочки, шарфики, платочки.
Сделайте тряпочки-флажочки, повесьте их трепетать на свету, на ветру у окна...
Покрасьте бумагу и сверните в фонарик, в абажурчик, пусть внутри горит свет.
Покрасьте тряпочки в разный цвет – и завяжите потом узелком с угла – вот вам и куколки, каждая со своим характером – (это уже для тех кто повзрослее).
Чем хороши натуральные красители? Тем, что они дают богатый спектр переходов в одном цвете, разворачивают одну краску до целого космоса гармоничных оттенков – от воздушных, как заря, прозрачных тонов – до земных, насыщенных, и позволяют увидеть вариации цвета (его "родственников", "братьев и сестер по радуге").
Звук колокола отличается богатством обертонов - и потому волшебно красив, насыщает душу, в отличие от "пик-пик" электронного синусоидального звука - так же натуральные цвета дают дышать душе, расширяют ее диапазон.
КРАСЬТЕ! ВДОХНИТЕ ПЕРЕЛИВЫ ЦВЕТА – и дети позже полюбят ловить их в тонком разноцветье трав, цветов, зари... Но сначала они должны пережить это по-детски – руками, глазами, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, сейчас и здесь. И тогда, взрослея, и раскрываясь к широкому миру, они увидят их и в отдалении неба... Океан начинается для них с капли воды на щеке. А начало вселенной для них – здесь, в чашке, на столе, дома, с мамой, братом, сестрой... Малое несет для них прообраз великого.
Не в далях мира, а в тепле и радости совместной игры в цвет становятся художникам. В эпоху Возрождения в Италии, например, ученик начинал с того, что растирал краски в чашке для работы мастера. Знаете, сколько было в это время художников? Один список выдающихся не помещается на двух страницах... Кто был в Италии, тот знает – разрисовано было буквально все! Художник вылуплялся из яйца – чашки с растираемой краской: глядя в нее, он напитывался душой цвета, которая раскрывала ему глаза на мир.
Автор статьи: Александр Цвелик, вальдорфский педагог, художник, арт-терапевт.
О ДУШЕ ЦВЕТА. Зачем нужно КРАСИТЬ вместе с детьми...
12 апреля 202312 апр 2023
145
2 мин
2