Найти тему

Как сформировался современный европейский арт-рынок?

Оглавление

Давайте сегодня рассмотрим основные этапы формирования европейского арт-рынка.

Что он из себя представляет? Когда зародился арт-рынок? Кто такие донаторы? Где и когда появились первые арт-бренды? Как на арт-рынок повлияла пандемия?

Это будет краткий обзор, который поможет вам чуть глубже погрузиться в тему.

Подготовить материал мне помогла Надежда Кирьянова — директор продюсерского центра факультета дизайна и рекламы, искусствовед и преподаватель университета Synergy.

Можно выделить два этапа формирования арт-рынка: дорыночный и рыночный.

Дорыночные отношения связывали художника и покупателя актом дарения. Позже появилась новая форма отношений, при которой художники создавали произведения искусства на заказ.

С эпохи Средневековья и Возрождения нам известны так называемые донаторы (спонсоры). Они заказывали произведения искусства или архитектуры на благо Церкви.

Чаще всего донатор сам изображался на картинах. Как, например, на картине «Алтарь Монтефельтро» Пьеро делла Франческа. Здесь донатор (Федерико да Монтефельтро) изображен на переднем плане.

Пьеро делла Франческа. Алтарь Монтефельтро. 1472—1474 гг. Дерево, темпера, масло, 251 × 173 см. Пинакотека Брера, Милан.
Пьеро делла Франческа. Алтарь Монтефельтро. 1472—1474 гг. Дерево, темпера, масло, 251 × 173 см. Пинакотека Брера, Милан.

Таким образом мы оказываемся с вами в первой контрольной точке — в эпохе Возрождения, в Италии XV века.

Следующая контрольная точка — XVII век. И мы переносимся с вами из итальянского возрождения в Голландию. Именно в Нидерландах появляется рынок художественных произведений.

В Голландии зарождается мода на жанровую живопись. Богатые горожане (бюргеры) скупали картины и украшали ими свои гостинные комнаты и залы.

Значимую роль в этом процессе сыграли «малые голландцы» — художники, которые создавали картины небольшого размера (примерно 40 × 30 см) с тщательной детализацией посуды, интерьера, тканей и т. п.

Геррит Виллемс Хеда. Натюрморт с ветчиной. 1650 г. Панель, масло, 98.5 x 82.5 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Геррит Виллемс Хеда. Натюрморт с ветчиной. 1650 г. Панель, масло, 98.5 x 82.5 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Теперь мы переносимся с вами в Париж во времена, когда этот прекрасный город стал центром искусства.

Конец XIX, начало XX вв. — период технической революции, творческой свободы и экспериментов.

В Париже в это время рождаются первые бренды искусства, одним из которых стал импрессионизм.

Поль Дюран-Рюэль (1831–1922 гг.) считается первым арт-дилером в истории искусства и художественного рынка. Он положил начало новой профессии.

Поль Дюран-Рюэль
Поль Дюран-Рюэль

После Первой мировой войны (1914–1918 гг.) тенденции мировых рынков, в том числе и рынка искусств — стали определять американцы.

Лидером и столицей мирового арт-бизнеса становится Нью-Йорк.

В 1905 году американский фотограф и галерист Альфред Стиглиц открывает свою галерею «291», где были представлены картины европейских художников.

В 1913 году в Нью-Йорке проходит Armory Show, известная арсенальная выставка, где были представлены европейские и американские художники. Среди них были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Эдвард Хоппер и многие другие. Эта выставка перевернула представления американской публики о современном искусстве.

В 1929 году в Нью-Йорке открылся первый в мире музей современного искусства, аналогов которого ещё не было.

Фото с выставки Armory Show, 1913 г.
Фото с выставки Armory Show, 1913 г.

Следующим поворотным моментом в истории формирования арт-рынка и новым коммерческим витком искусства стало образование в начале 1990-х годов в Великобритании группы молодых художников во главе с Дэмиеном Хёрстом.

Также в 1997 году на аукционе Christie’s картина Пабло Пикассо «Мечта» была продана за рекордные на тот момент $49 000 000.

С того момента арт-рынок начал новый временной отсчёт, который продолжается до сих пор и связан с такими понятиями, как брендовый художник, аукционный дом или брендовый музей.

Самые последния крупные изменения в арт-рынке произошли во время пандемии коронавируса. В этот период все ведущие арт-институции перешли в онлайн, а также появились новые форматы искусства в виде NFT-токенов.

Хотите подробнее разобраться в истории развития современного искусства?

Приглашаю вас на наш авторский онлайн-курс - КАК ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО

10 видеолекций, благодаря которому вы научитесь

  • Анализировать современное искусство;
  • Понимать, как произведения становятся популярными;
  • Как исторический контекст влияет на искусство;

Жми чтобы узнать подробнее здесь