Я хотела просто полюбоваться вместе с вами этим украшением в рамках "субботней" тиары, а потом поняла, что лучше написать про него немного подробнее. Потому что история, как мне кажется, весьма поучительна.
Итак, рубиновая тиара Милфорд-Хейвенов. Английская семья... с русскими корнями.
Она стала свадебным подарком Надежде Михайловне де Торби, правнучке Пушкина и Николая I. О её свадьбе и нарядах я когда-то писала (прочитать можно здесь), и вот среди прочих драгоценностей была и эта тиара - вот она, на витрине слева, среди прочих подарков, выставленных, как это было принято в семьях подобного уровня. Мне доводилось читать, что сестра Надежды ("Нады", как её называли) получила в свою очередь потом такую же тиару-кокошник, только сапфировую.
Тиара была создана в своё время для матери Нады в известном ювелирном доме Болин, и разбиралась на серьги, три броши и колье. Особенно бросается в глаза центральная часть, напоминающая орден! Что ж, брак родителей Нады был морганатическим, из-за этой свадьбы её отец, великий князь, не смог продолжить жить в Российской империи, и, возможно, таким украшением он стремился поддержать статус своей супруги.
Итак, теперь их дочь Нада выходит замуж. Её супруг - немецкий принц с английскими корнями, служил в британской армии, как и его отец, и со временем от своих немецких титулов они отказались, получив взамен британские, и сменили фамилию "Баттенберг" на "Маунтбеттен". Когда свекор Нады скончается в 1938, они с мужем станут маркизом и маркизой Милфорд-Хейвен. Тиару Нада носила до конца своих дней - в силу её положения, мероприятий, где такая драгоценность нужна, было немало. И. племянник её мужа, принц Филипп Греческий, который проводил с их семьёй немало времени, станет потом мужем принцессы, а затем и королевы Елизаветы II.
После смерти Нады в 1963 тиара перешла к её старшему сыну Дэвиду (причём так получилось, что обе его супруги тиару так и не надели), а от него - тоже к старшему сыну. Джордж, 4-й маркиз Милфорд-Хейвен, ныне мужчина в годах, но ещё не стар, и вполне себе здравствует. Тиара же принимала участие в светских мероприятиях и красовалась на выставках.
Со своей первой супругой Сарой он развёлся, и вступил во второй брак, но, поскольку финансовое положение Сары было несравнимо лучше, а он тогда испытывал, наоборот, затруднения, она выкупила у него семейный драгоценности, включая тиару. С тем, чтобы впоследствии они перешли их сыну, который со временем станет пятым маркизом Милфорд-Хейвен. Вроде бы всё хорошо и правильно, но...
Но в начале 2000-х на сцену вступает бизнесмен Артём Тарасов, который захотел тиару приобрести. Ах, какие статьи тогда писали!.. Под названиями вроде "Британия вернет России сокровище стоимостью 4 млн фунтов". О, это трогательное "вернёт"! То, что Михаилу Михайловичу Романову, по заказу которого была сделана тиара, запретили в своё время жить в России, конечно же, не в счёт. Да, потом смилостивились и разрешили, но тут уже он и сам не захотел. Драгоценность начали называть "малой короной Романовых" - это звучало красиво и как-то маскировало то, что тиара не имела никакого отношения к правящей династии, только к "...юродному брату", и была не церемониальной короной, а просто светским украшением.
Итак, тиара приехала в Россию, побывала на выставке в Эрмитаже, планировалось выкупить её, подарить одному из музеев... И тихо ушла с торгов, как писали в мае 2004, некоему российскому бизнесмену, который проживает в Латвии. Который тоже якобы планировал вернуть тиару в Россию. И?
И с тех пор её никто не видел уже без малого двадцать лет.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!