Назвать подмосковное местечко турецким Кайнарджи повелела Екатерина Вторая, когда приезжала на торжественные празднования к своему фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву. Празднования были в честь окончания русско-турецкой войны и заключения Кючук-Кайнарджийского договора. Было имение Троицкое, стало - Троицкое-Кайнарджи.
Вообще село Троицкое впервые упоминается в 1571-м году, а с 1770-го переходит во владение Румянцева.
Захотите приехать - нынешний адрес: Балашихинский район, деревня Павлино. От Москвы 23 километра. На автомобиле по Носовихинскому шоссе до Железнодорожного, который сейчас является городским районом Балашихи, и дальше до Павлино. Можно на электричке с Курского вокзала до платформы Кучино. Можно от "Новогиреево" на маршрутке.
Пётр Александрович Румянцев за блистательные победы был награждён славной приставкой к фамилии - Задунайский, а ещё: маршальским жезлом, шпагой с эфесом с драгоценными камнями, лавровым венком, медалью с его изображением, деньгами, картинами из собрания императрицы, пятью тысячами крепостных. И ещё была награда, которую получали хоть раз почти все, фельдмаршал был награждён почётной грамотой. Круто, конечно, грамотой, если грамота подписана императрицей.
С тех времён осталась только Троицкая церковь с двумя колокольнями по фасаду, будто триумфальная арка.
Церковь строил архитектор К. Бланк, а нарядный фасад он "взял" из проекта Ж.Б. Валлен-Деламота, как утверждают некоторые источники. Другие источники говорят, что автор проекта неизвестен, рисунок представил сам Румянцев, но строил церковь, это точно, архитектор Бланк.
В церковный комплекс усадьбы Троицкое-Кайнарджи входят: основная Троицкая церковь, небольшая усыпальница и Воскресенская церковь.
Семейный склеп, этакую часовню в стиле ампир, построил младший из трёх сыновей Петра Румянцева - Сергей. Он хотел перезахоронить прах отца в этой семейной усыпальнице. Судьба распорядилась по иному. В усыпальнице похоронен сам Сергей Петрович. Будто для себя строил. Внутри посреди усыпальницы стоит большой саркофаг из серой яшмы. Утверждают, что именно в нём погребён граф Сергей Румянцев.
Кстати, если о Петре Александровиче Румянцеве-Задунайском слышали все, кто учился в школе, в российской школе, то о его сыновьях широкой публике ничего не известно. Возле усыпальницы мы вспомним именно о Сергее Петровиче. Это был дипломат. Служил посланником в Пруссии и Швеции. В 1802-м году назначен членом Государственного совета. Это очень высокая должность того времени. Кстати, именно этим графом Румянцевым на высочайшее имя была подана записка о пользе отпуска крепостных крестьян в свободные хлебопашцы. Через тридцать лет граф дал вольную своим крестьянам. А в 1861 году император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». И одним из первых людей, начавших работу над законодательной отменой крепостного права, был Сергей Румянцев. Может быть, поэтому усыпальница не разрушена в известные времена? Вряд ли. На то свои причины, цепь случайных и не случайных совпадений, но высшая справедливость в этом случае соблюдена.
Небольшая Воскресенская церковь построена в гораздо более позднее время, в 1867 году. Церковь из красного кирпича с белым обрамлением декоративных деталей. Церковь построена В. Мухановой, урождённой Голицыной, на месте захоронения мужа. Об этих людях мне ничего не известно, и в одну статью о посещении Троицкого-Кайнарджи, наверное, не стоит пытаться размещать всю информацию, которую возможно раздобыть по этому вопросу.
Во дворе комплекса захоронения Голицыных, Апраксиных. Эти фамилии всем известны, даже тем, кто не читает исторические книжки, даже тем, кто не смотрит исторические сериалы. "Не падайте духом поручик Голицын..." можно услышать, образно выражаясь, "из любого утюга".
Посетил эту церковь на Благовещение. Внутри было не протолкнуться. Конечно, сфотографировать внутреннее убранство и мысли не возникло. Кто не был, приезжайте. Красивое место с красивой историей.